Качество как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:48, контрольная работа

Описание работы

Во второй половине ХХ столетия мир вступил в период, когда количественные показатели во многих областях жизни уступили место качественным. В особенности заметно смещение акцента с количества производимой продукции на ее качество. Обусловлено это во многом как истощение природных ресурсов и угрозой экологической катастрофы из-за загрязнения окружающей среды отходами промышленного производства, так использованием более совершенных технологий и более эффективных систем управления производством, позволяющих производить продукцию стабильно высокого качества.

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 119.61 Кб (Скачать файл)

 

  1. Качество как экономическая категория.

 

Во второй половине ХХ столетия мир  вступил в период, когда количественные показатели во многих областях жизни  уступили место качественным. В особенности  заметно смещение акцента с количества производимой продукции на ее качество. Обусловлено это во многом как  истощение природных ресурсов и  угрозой экологической катастрофы из-за загрязнения окружающей среды  отходами промышленного производства, так использованием более совершенных  технологий и более эффективных  систем управления производством, позволяющих  производить продукцию стабильно  высокого качества.

Качество продукции во всем мире превратилось в основной рычаг экономического развития отдельных организаций  и государства в целом. Во многих странах достижение высокого качества продукции, отвечающей требованиям  потребителя, стало основным элементом  экономической стратегии и важным фактором рыночного и финансового  успеха.

Проблема качества является важнейшим  фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной, экологической безопасности. Качество - одна из сложнейших и многоплановых  категорий, с которой приходится сталкиваться человеку в жизни. Оно  пронизывает все сферы материального  производства общественных отношений. Опыт стран с успешно развивающейся  рыночной экономикой показывает, что  именно качество - тот главный инструмент который позволяет:

1. оптимально расходовать все  виды ресурсов;

2. снижать издержки производства  и повышать производительность  труда, способствуя тем самым  успешной деятельности организации;

3. соблюдать все предъявляемые  к продукции требования;

4. воплощать в продукции ожидания  потребителей;

5. обеспечивать взаимопонимание  и взаимодействие от производителя  до потребителя продукции;

6. непрерывно совершенствовать  процессы производства, обслуживания  и управления;

7. обеспечивать удовлетворение  как производителей, так и потребителей  продукции.

Следует отметить, каковы бы ни были носители жизни общества, их первый интерес  должен состоять в стремлении избежать своего собственного экзистентного  изменения - исчезновения. Ведь жизнь  любого предмета - это прежде всего  его появление, существование и  исчезновение.

Интересы отдельных людей и  общества в целом принципиально  различны. Заведомая конечность существования  каждого отдельного человека налагает естественные ограничения на проявление его экзистентного интереса - сохранение существования, а потому повышает значение других типов интересов: количественных (повышение уровня потребления уровня материальных благ) и качественных (развития).

Выработка концепции общественного  интереса - исходный пункт разумной государственной экономической  стратегии. Без четкого представления  об интересах политика превращается в беспорядочный набор конъюнктурных  действий, имеющих в совокупности отрицательный эффект.

Национально-государственный интерес  заключается в том, чтобы в  долгосрочной перспективе обеспечить максимально возможный рост благосостояния (понимаемого широко, включая качество жизни) максимально возможного большинства  населения стран, а в краткосрочном  плане - минимизировать число граждан, которые должны понести ущерб  на пути к достижению этой цели, и  размер этого ущерба.

Соответственно экономическая  политика при всех отклонениях как  объективно неизбежных (вызванных необходимостью устранить опасности, возникающие  для национальных интересов в  других сферах), так и порожденных  субъективными причинами (неспособность  государства противостоять давлению определенных заинтересованных групп), должна постоянно ориентироваться  на эту идеальную цель. Вырабатывая  такую политику, государство выступает  как орган согласования интересов  различных групп населения. В  то же время его функция состоит  в том, чтобы обеспечивать не только сегодняшние, но и завтрашние интересы национального экономического организма. Для повышения благосостояния населения  и качества его жизни необходим  экономический рост, и относительно важности такого роста в обществе существует почти полное единогласие.

Данное ранее собственное определение  качества объединяет или синтезирует  основные известные трактовки качества, между которыми как отражениями  комплексной, но единой природы качества, существует фундаментальная взаимосвязь, позволяющая утверждать о необходимости  и возможности формирования единой концепции качества.

В экономическом смысле понятие  «качество» сформировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Каждое общественное производство имело  свои объективные требования к качеству продукции. Первоначально проверка качества предполагала определение  точности и прочности.

С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация производства, появились автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими системами.

Таким образом, понятие качества постоянно  развивалось и уточнялось. В связи  с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки  и анализа информации о качестве. Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством в процессе производства и потребления. Упор был  сделан на предупреждение дефектов.

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения  уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее  эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация  производства, маркетинг и др. Важнейшей  составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной  литературе и практике существуют различные  трактовки понятия качество. Международная  организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение качества", "управление качеством", "спираль качества". Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к  договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями  и потребителями продукции. Иными  словами, стандарты ИСО – жесткая  ориентация на потребителя. При этом речь идет о культуре производства, а качество можно представить в виде пирамиды

С экономических позиций  качество рассматривается как результат  потребления или потребительной стоимости исследуемого объекта, под  которой понимается его полезность – способность удовлетворять  какую—либо потребность. Потребностью называется нужда в чем—либо, необходимом  для поддержания жизнедеятельности  организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Существует ряд теорий, описывающих виды и взаимоотношения  потребностей. Одна из наиболее известных – теория иерархии потребностей английского ученого А. Маслоу (Abraham Maslow), выдвинутая им в 50–е гг. XX в. и позволяющая осознанно управлять поведением человека на основе анализа степени удовлетворения его потребностей. Она основана на трех принципах: иерархии потребностей, дефицита и прогрессии.

1. В соответствии с принципом иерархии существуют пять групп, или уровней, потребностей. Их изображают в виде пирамиды потребностей (рис. 1.1).

Первый уровень (низший) образуют основные, или физиологические, потребности, которые определяются биологической природой человека. Это потребности в пище, одежде, жилище и т. д.

Более высокий второй уровень составляют потребности в защищенности от «ударов судьбы», которые могут уничтожить потребности предыдущего, (первого) уровня. Это болезни, несчастные случаи, нищета и т. д.

Следующий, еще более высокий  – третий уровень включает социальные потребности, связанные со стремлением к общению, взаимоотношениям с другими людьми.

Четвертый уровень образуют потребности признания – стремление к уважению окружающих, престижу.

Самый высокий пятый уровень составляют потребности развития, выражающиеся в стремлении к самовыражению, самосовершенствованию.

Указанные потребности существуют для отдельного индивида, коллектива, организации и общества в целом.

 

 

2. Принцип дефицита связан с ощущением недостатка в чем—либо, вызывающим нарушение психологического равновесия и сопровождающимся стремлением ликвидировать дискомфорт, что в конце концов восстанавливает это психологическое равновесие.

3. Принцип прогрессии состоит в последовательном удовлетворении всех видов потребностей – от самого низкого иерархического уровня ко всё более высоким. При этом, если возможности удовлетворения потребностей на следующем, более высоком, уровне отсутствуют, то человек стремится, пропустив «ближайший», перейти на следующий, еще более высокий уровень потребностей, вплоть до четвертого уровня.

Современные психологи внесли уточнение в теорию А. Маслоу, считая, что переход к потребностям более  высокого уровня происходит, если потребности  предыдущего уровня удовлетворены  на 70 % и меньше (по А. Маслоу, должно быть 100 %).

Уровни потребностей конкретного  человека и уровень развития его  психики взаимосвязаны. Условный пример такой взаимосвязи отражен на рис. 1.2. У каждого человека она своя, причем имеет способность меняться в разные периоды его жизни.

Само по себе слово «качество» не имеет экспрессивной окраски.

 

 

Рис. 1.2. Взаимосвязь уровня развития психики человека и уровней потребностей (вещи, продукта) проявляется в зависимости от того, какими свойствами он обладает и как они удовлетворяют потребности.

Каждому объекту присуща  совокупность свойств. Объект, используемый в процессе потребления, должен обладать полезными свойствами. Полезность, устанавливаемая потребителем, имеет  объективный характер. «Предлагаемый  продукт, – отмечал К. Маркс, – полезен не сам по себе. Его полезность устанавливается потребителем».

Полезность основывается на естественных свойствах объекта. Однако их наличие недостаточно для  признания полезности, они создают  потенциальную возможность такого признания. Объект (вещь) может быть бесполезным, т. е. в отдельных случаях не будет образовывать никакой потребительной стоимости.

К. Маркс отмечал, что «каждую  полезную вещь, как, например, железо, бумагу и т. д., можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны качества и со стороны количества». Иными словами, потребительная стоимость как экономическая категория обладает единством качественной и количественной стороны.

Качественная сторона  потребительной стоимости характеризуется  способностью данной вещи (продукта) удовлетворять  определенную потребность. «Полезность  вещи делает ее потребительной стоимостью». Эта способность возникает и  реализуется благодаря тому, что  продукт обладает совокупностью  определенных полезных свойств. Полезность определяют не столько сами свойства вещей (продуктов), сколько отношение  потребителей к этим свойствам.

Количественная сторона  потребительной стоимости проявляется  в виде меры удовлетворения определенной потребности в данной вещи (продукте). К. Маркс подчеркивает: «А эта мера отчасти определяется качеством  продукта как потребительной стоимости, его специфической полезностью, пригодностью, отчасти – количеством…».

Потребительная стоимость  продукта выражает суть экономических  отношений между изготовителем  и потребителем. Поддерживая это  утверждение, необходимо отметить, что  в этом у экономистов нет единого  мнения.

Это связано со сложностью природы и сущности самой категории  потребительной стоимости, существования  множества и разнообразия форм ее проявления, характера ее возникновения  и существования. Уточняя одну из точек зрения, показывающую взаимосвязь  потребительной стоимости и качества продукции, следует добавить, что  потребительная стоимость имеет  отношение к удовлетворению заданной потребности через массу продуктов, тогда как качество продукции  относится к удовлетворению заданной потребности через единицу продукции.

Повышение потребительной стоимости  приводит к экономии затрат потребителя  в процессе использования им данной потребительной стоимости. Экономия затрат труда при производстве и потреблении  может происходить для одного и того же вида потребительной стоимости  по сравнению с уровнем затрат труда предыдущего периода. Или  для данного вида потребительной стоимости по сравнению с затратами  труда в производстве аналогичного вида потребительной стоимости. Экономия труда является причиной и следствием научно—технического прогресса.

Информация о работе Качество как экономическая категория