Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 20:37, реферат
Современная система управления качеством включает в себя целый ряд взаимосвязанных подсистем. Это и подсистемы учета и минимизации затрат; подсистемы статистического контроля и подсистема мотивации персонала; подсистемы показателей оценки качества и т.п.
Качество продукции
Современная система управления качеством включает в себя целый ряд взаимосвязанных подсистем. Это и подсистемы учета и минимизации затрат; подсистемы статистического контроля и подсистема мотивации персонала; подсистемы показателей оценки качества и т.п.
Качество оценивается при помощи систем показателей, которые зафиксированы в нормативно-справочной документации:
1. Показатели назначения (функциональные)
характеризуют свойства
Они подразделяются на показатели функциональной и технической эффективности (производительность станка, прочность ткани); конструктивные (габаритные размеры, коэффициенты сборности и взаимозаменяемости); показатели состава и структуры (процентное содержание серы в коксе, концентрация примеси в кислотах).
2. Показатели надежности
Безотказность показывает свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки, выражающееся в вероятности безотказной работы, средней наработке до отказа, интенсивности отказов.
Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. Единичными показателями долговечности являются средний ресурс, средний срок службы.
Ремонтопригодность - это свойство изделия, заключающееся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания.
Сохраняемость - свойство продукции сохранять исправное и работоспособное, пригодное к потреблению состояние в течение и после хранения и транспортирования. Единичными показателями сохраняемости могут быть средний срок сохраняемости и назначенный срок хранения.
3. Эргономические показатели, характеризующие
систему «человек-изделие-
гигиенические (освещенность, температура, излучение, вибрация, шум);
антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам и форме тела человека, соответствие распределению веса человека);
физиологические (соответствие конструкции изделия силовым и скоростным возможностям человека);
психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработке информации).
4. Показатели экономичности
5. Эстетические показатели
6. Показатели технологичности
7. Показатели стандартизации и
унификации характеризуют
8. Патентно-правовые показатели
характеризуют степень
9. Экологические показатели
10. Показатели безопасности
Рассмотренные показатели качества могут быть использованы в основном для оценки продукции производственного назначения. Им аналогичны показатели качества предметов потребления, однако они должны учитывать специфику назначения и использования этих предметов.
Защита прав потребителя
В своей повседневной жизни мы все приобретаем какие-либо товары, пользуемся теми или иными видами услуг. Приобретая товар или услугу, любой гражданин становится потребителем. Права потребителя в Российской Федерации защищаются нормативно-правовыми актами, и прежде всего Законом РФ "О защите прав потребителя". Подчас гражданину самому трудно разобраться в многочисленных нормах и правилах, касающихся его прав как потребителя. Возникают многочисленные вопросы : кого закон считает потребителем, изготовителем, продавцом, исполнителем, в каких отношениях находятся потребитель с изготовителем, исполнителем, продавцом, что означает право потребителя на качество товара, что такое ненадлежащее качество товара, что такое недостаток и существенный недостаток в товаре, какой товар ненадлежащего качества можно заменить, к кому обращаться в случае покупки некачественного товара, возникают многие другие вопросы.
В мировой практике с целью оценки степени превосходства продукции используется градация (класс, сорт) - категория или разряд, присвоенные продукции, имеющей то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству. При численном обозначении высшему классу обычно присваивается число 1 (с понижением соответственно до 2, 3 и т.п.), а при обозначении количеством каких-либо знаков, например звездочек, обычно низший класс имеет меньшее количество таких знаков.
Согласно Федеральному Закону РФ «О защите прав потребителей» от 5 декабря 1995 г. по товарам длительного пользования изготовитель обязан устанавливать срок службы, а по продуктам питания, парфюмерным товарам, медикаментам, товарам бытовой химии - срок годности. Эти два показателя устанавливают сроки, по истечению которых товар представляет опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становится непригодным для использования по назначению.
Явление фальсификации товарной продукции приобрело в последние десятилетия особо крупные масштабы. Ежегодно поток фальсифицированной продукции продолжает увеличиваться на 10-15%. «Пиратское производство» подрывает авторитет оригинального производителя, несущего ответственность за выявленные производственные дефекты изделий, а также снижает его доходы. Но главное - это большая проблема для потребителей, представляющая реальную опасность для работы, здоровья, а подчас и жизни граждан. Ни одна подделка не может обладать свойствами оригинала, следовательно, не удовлетворяет требованиям потребителя и не соответствует заявленному качеству. В тоже время визуально отличить фальсификат от оригинальной продукции достаточно сложно, а иногда и вовсе невозможно. Товаропроизводители и владельцы товарных знаков вынуждены самостоятельно разрабатывать все более сложные методы по борьбе с подделкой их товаров, чтобы воспрепятствовать появлению "пиратской продукции" на рынке, но в связи с отсутствием единой, централизованной программы, эти методы мало эффективны.
продукция сохраняемость потребитель парето
Установить с помощью АВС-анализа и диаграммы Парето важнейшие факторы, обусловливающие спрос на продукцию, с целью повышения конкурентоспособности продукции
Среди жителей г. Сочи был проведен опрос, целью которого было выяснение их мнения о том, какие факторы качества туристических услуг более всего важны для развития в их городе туризма (на примере туристического агентства, находящегося в другом городе).
В опросе приняли участие 15 тыс. жителей города. Значимость фактора определяется как количество голосов жителей, посчитавших этот фактор наиболее влияющим на неценовой характер спроса. (В опросе должно фигурировать не менее 8 факторов).
Построение диаграммы Парето и АВС-анализ
Для того, чтобы провести анализ спроса на туристические услуги, нужно представить, по каким факторам жители города (респонденты) будут оценивать качество услуг. Перечень этих факторов может выглядеть следующим образом:
Порядковый номер |
Наименование фактора |
Значимость фактора |
|
1. |
Близость к морю |
300 |
|
2. |
Разнообразие ресторанного меню |
2000 |
|
3. |
Продолжительность отдыха |
5500 |
|
4. |
Экскурсии |
700 |
|
5. |
Комфортность транспорта |
1000 |
|
6. |
Комфортность гостиниц |
3000 |
|
7. |
Наличие спортивных мероприятий |
500 |
|
8. |
Лечение |
2000 |
|
Наименование и значимость фактора, влияющего на качество продукции (в порядке убывания).
Первым шагом улучшения качества произведенной продукции является выявление основных факторов, наибольшим образом влияющих на качество туристических услуг.
Для этого строится диаграмма Парето, которая наглядно покажет значимость каждого фактора.
Для построения диаграммы Парето расположим факторы в порядке убывания их значимости.
Порядковый номер |
Наименование фактора |
Значимость фактора |
|
3. |
Продолжительность отдыха |
5500 |
|
6. |
Комфортность гостиниц |
3000 |
|
2. |
Разнообразие ресторанного меню |
2000 |
|
8. |
Лечение |
2000 |
|
5. |
Комфортность транспорта |
1000 |
|
4. |
Экскурсии |
700 |
|
7. |
Наличие спортивных мероприятий |
500 |
|
1. |
Близость к морю |
300 |
|
Диаграмма Парето. Уровень влияния по результатам опроса.
Представим эту диаграмму в несколько ином виде. Для этого построим т.н. кривую кумулятивных (накопленных) факторов. Она строится следующим образом: на оси ординат откладываются общее количество опрошенных (15000 человек), а по оси абсцисс - количество факторов (в нашем примере - 8). Затем каждый столбец диаграммы Парето складывается с предыдущим. В результате получаем ступенчатую диаграмму, которая показывает суммарное (накопленное) количество факторов. Соединив середины отрезков диаграммы получаем искомую кривую. По этой кривой очень легко определить, какой суммарный процент опрошенных людей выбрал тот или иной фактор.
Эта кривая нам необходима для проведения АВС-анализа. Этот анализ заключается в делении всех выявленных факторов по степени значимости на три основные группы.
Из кривой видно, что группа факторов (назовем ее А), включающая в себя продолжительность отдыха, комфортность гостиниц, разнообразие ресторанного меню и составляющая 37,5% от общего числа факторов, производит наибольшее влияние на спрос потребителей - на 60%.
Другая группа факторов (назовем ее В), включающая в себя лечение, комфортность транспорта, экскурсии и составляющих также 37,5% от общего числа факторов, влияет на спрос потребителей на 30%.
Оставшаяся группа факторов (назовем ее С), включающая в себя экскурсии, наличие спортивных мероприятий, близость к морю, составляющие 25% от общего числа факторов, влияет на спрос потребителей не более чем на 10%.
Таким образом мы определили, что первые три фактора (группа А) являются определяющими в формировании понятия туристических услуг.
Следовательно, можно сделать вывод, что воздействие на факторы, входящие в группу А, повлечет за собой развитие туризма в г.Сочи.
Наиболее сильное влияние качества «Продолжительность отдыха». В связи с этим необходимо произвести тщательный анализ для нахождения причин, влияющих на его улучшение или ухудшение.
Причинно-следственная связь в диаграмме Исикавы
С помощью диаграммы Парето мы выбрали проблему, которую нужно решить производителю в первую очередь - улучшение хлебопекарных свойств муки. Теперь с помощью причинно-следственной диаграммы Исикавы найдем причины данной проблемы - факторы на нее влияющие.
Т.к. проблема внутренняя, то выделим группу общепринятых факторов, которые могут влиять на качество туристических услуг, а именно:
1. Качество обслуживания (7 тыс.);
2. Персонал (3 тыс.);
3. Маркетинговая деятельность (4 тыс.);
4. Качество управления (1 тыс.);
Каждую составляющую разделим на причины и для каждой из них путем опроса определим количество голосов:
1. Качество обслуживания (7 тыс.) -