Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:38, контрольная работа
1. Качество продукции как категория. Понятие качества. Определения качества продукции (по ГОСТу, МС ИСО). Изменение во времени представления о качестве. Суть общественно-необходимого уровня качества. Роль качества в современном мире. Какое значение имеет всеобщее повышение качества продукции для нашей страны.
2. Экономический аспект качества продукции. Влияние качества продукции на доход предприятия, его конкурентоспособность, устойчивость на рынке, ценовую политику.
Дисциплина – управление качеством
Тема
Содержание
Введение
1.
2.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тема актуальна тем, в своей жизни и деятельности человек повсюду имеет дело с созданным его разумом и руками вещественным миром, который при всём своём бесконечном многообразии обладает единой общностью, имя которой - качество продукции. Решение проблемы повышения качества продукции требует, прежде всего, четкого представления о качестве как предмете экономической науки.
Предмет контрольной работы – экономический аспект качества продукции. Влияние качества продукции на конкурентоспособность и прибыльность предприятия
Объект контрольной работы - качество продукции как категория.
Цель работы – дать определение понятию качество продукции и его экономической роли в современном мире.
Задачи:
1. охарактеризовать качество продукции как категории;
2. определить значение повышения качества продукции для нашей страны;
3. рассмотреть степень влияния качества продукции на благосостояние предприятия;
4. место и роль качества в жизни общества.
Теоретической и методической основой данного исследования явилась различная научная литература.
Качество продукции представляет собой материальную основу удовлетворения как производственных, так и личных потребностей людей, и этим определяется его уникальная общественная, экономическая и социальная значимость. Чем выше качество продукции, тем большим богатством обладает общество и тем большими материальными возможностями оно располагает для своего дальнейшего прогресса.
Проблема качества продукции имеет много аспектов. Однако экономический аспект качества является решающим среди других, и исследования других аспектов будут иметь практическое значение только в том случае, если они будут осуществляться на экономической основе. Поэтому решение проблемы обеспечения качества продукции требует чёткого представления о качестве как предмете экономической науки.
Качество - это универсальная философская категория, охватывающая как явления внешнего мира, так и сознание человека. Философская категория качества впервые была проанализирована Аристотелем (3 в. до н.э.). Позже (19 в. н.э.) полно исследовал эту категорию Гегель. По Гегелю «качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». Другими словами, как философская категория, качество это характеристика отличия предмета от всех остальных. Гегель отметил неразрывное единство качества и количества. Те или иные количественные изменения имеют свой предел, свою качественную границу, выход за которую ведет к установлению нового соотношения количества и качества.
Ф. Энгельс рассматривал качество в двух планах: во-первых, всякое качество имеет бесконечно много количественных градаций, доступных измерению и наблюдению; во-вторых, существуют «...не качества, а только вещи, обладающие качеством, и притом, бесконечно многими качествами».
Экономическое содержание понятия «качество продукции» базируется на том, что качество продукции формируется в процессе ее изготовления. Поэтому как экономическая категория качество продукции рассматривается как овеществленный результат производственной деятельности людей.
Любые вещи создаются для удовлетворения определенных потребностей человека и общества в целом. Это предназначение вещей полностью относится и к их качеству. Учитывая это социальное значение качества продукции, можно охарактеризовать его как социально-экономическую категорию.
Степень удовлетворения личных и общественных потребностей конкретной вещью определяется ее свойствами. А качество вещи определяется совокупностью ее свойств. Таким образом, как совокупность свойств качество является технической категорией и изучается техническими дисциплинами.
Обобщая рассмотренные аспекты качества продукции, ГОСТ 15467-79 дает ему следующее определение: Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
В ГОСТ Р ИСО 9000-2008: Качество продукции — оценка потребителем степени соответствия её свойств индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением. Качество определено как степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям. Требования — это потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или являются обязательным. Продукция — результат процесса (в том числе товары и услуга).
Определение качества как
совокупности свойств продукта, направленных
на удовлетворение определенных потребностей,
можно отнести и к
Под потребительной стоимостью понимается полезность товара, его способность удовлетворять общественные потребности - личные или производственные. Каждый продукт обладает множеством свойств. Однако его потребительную стоимость формируют только те из них, которые обусловливают полезность, т.е. служат удовлетворению определенных человеческих потребностей.
Покупатель, вступая в товарно-денежные отношения, рассматривает потребительские свойства вещи и выбирает те из них, которые нужны для удовлетворения его потребности, т.е. покупатель оценивает полезность данной вещи.
Следовательно, потребительная стоимость представляет собой целостную совокупность свойств продукта, благодаря которым он способен удовлетворять ту или иную человеческую потребность, т.е. определяет полезность данного продукта, а категория качества означает степень, в которой данная потребительная стоимость способна удовлетворять ту или иную потребность, т.е. выражает меру полезности данной потребительной стоимости.
Если потребительная стоимость выражает вообще полезность вещи, то качество означает меру, в какой она объективно способна удовлетворять конкретные потребности.
Таким образом, для инженера качество продукции есть совокупность свойств (лучше набор свойств - выше качество), а для экономиста - степень удовлетворения потребности (чем ближе качество к конкретной, реально существующей потребности, к оптимальному уровню качества - тем лучше).
Качество продукции выражает меру учета совокупных требований к продукции как к объекту производства или потребления соответственно со стороны изготовителей или потребителей при ее разработке, производстве и использовании в соответствии с потребностями каждого конкретного общества. Поэтому качество продукции следует определять как меру конструктивного и эксплуатационного ее совершенства, проявляющегося в полезных свойствах, совокупность и значение которых отражают сложившиеся на данном этапе требования общества к ней, как средству удовлетворения определенных потребностей.
Представление о качестве постоянно изменяется. Качество, удовлетворявшее потребителя год назад, может уже не отвечать его требованиям в этом году.
На каждой ступени развития общества требования к качеству - результат взаимодействия объективных и субъективных факторов. Первые проявляются в уровне развития производительных сил, прежде всего науки и техники, вторые - в силе и характере воздействия потребителей на общественное производство, в значительной мере проявляющегося в платежеспособном спросе на конкретные виды продукции. Применительно к конкретному виду продукции качество выражает собой результат непрерывного роста и оптимального сбалансирования ее полезных свойств на стадиях разработки, производства и эксплуатации в пределах общественно допустимых затрат.
В процессе развития общества выделяют ряд стадий в зависимости от степени удовлетворения общественных потребностей в товарах. В индустриально развитых странах до середины 30-х годов нашего столетия была эпоха массового спроса на основные потребительские товары. В 30-е годы эта эпоха завершилась практическим насыщением этого спроса. До достижения этой стадии главные задачи предпринимательской деятельности состояли в разработке и усовершенствовании механизма массового производства, снижавшего издержки выпуска продукции. Успех в конкурентном сбыте имели фирмы, предлагавшие стандартные товары по самой низкой цене.
На смену эпохе массового спроса в 30-50-е годы пришла эпоха массового сбыта. Ее символизировал принцип ежегодной смены моделей, переход от стандартной продукции к дифференцированной. Главными задачами управления фирмами в условиях обострившейся конкуренции стали предложение новых моделей на рынок, организация рекламы и сбыта, другие маркетинговые способы воздействия на выбор потребителя. Основное внимание в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах и в производстве стало уделяться качеству продукции и ее ассортименту. Забота о производственном потенциале для поддержания уровня прибыли за счет увеличения объема производства отошла на второй план.
Стадии массового производства и массового сбыта зарубежные ученые рассматривают как индустриальную эпоху, когда было достигнуто удовлетворение первичных жизненных потребностей и насыщение спроса на основные товары. С середины 50-х годов наступила постиндустриальная эпоха, для которой характерно производство высококачественных товаров в расчете на потребителя с относительно высоким уровнем доходов. Центр тяжести в предпринимательской деятельности в этот период переместился на технический прогресс - создание новых высококачественных видов продукции на базе новейших технологий. Более активную позицию в отношении качества товаров заняли в этот период потребители. Они стали требовать все более полной информации о покупаемом товаре, гарантий качества и защиты своих интересов.
В настоящее время значение массового повышения качества продукции для России является наиболее актуальной задачей на современном этапе экономического и социального развития жизнедеятельности населения. Производство высококачественной продукции существенно повышает эффективность экономического развития, намного сокращает время внедрения в производственные этапы новых технологий и достижений научного прогресса, а также обеспечивает наиболее эффективное использование трудовых производственных ресурсов.
Кроме того, система управления качеством продукции направлена на снижение непроизводительных расходов, на повышение конкурентоспособности производимой продукции, способствует увеличению рынка экспорта, увеличивает эффективность операций, проводимых на международных рынках, а также существенно повышает авторитет предприятий (компаний) и страны в глазах мирового экономического сообщества.
К основным экономическим аспектам качества продукции относятся факторы, среди которых можно выделить следующие:
1. Технические факторы:
- конструкция, схема, состав;
- технология изготовления, технологический регламент;
- способы эксплуатации и обслуживания, порядок потребления (использования)
2. Организационные факторы:
- разделение труда, специализация;
- формы организации производства и труда;
- порядок предъявления и сдачи продукции контролёру;
- порядок транспортировки, сохранения продукции;
- порядок эксплуатации и обслуживанию
3. Экономические факторы:
- цена и себестоимость продукции;
- стоимость ремонта и обслуживания;
- расходы по заработной плате и материалам;
- потери от брака
4. Человеческий (субъективный) фактор:
- профессиональная подготовка;
- мотивация к труду;
- отношение к улучшению качества (понимание, что улучшение качества является основой снижения издержек производства).
Распространенные ошибочные взгляды на проблему качества
1. Высокое качество дороже. Однако вложения в передовые технологии, например, резко повысили за последние десятилетия качественные характеристики такой продукции, как компьютеры, бытовая техника, электрические приборы и т. д. Одновременно совершенными стали производственные процессы, поэтому снизилась себестоимость изделий.
2. Качество уменьшает производительность. Сегодня упор делается не на отбраковку, а на предупреждение дефектов, поэтому усилия по улучшению качества позитивно влияют на рост производительности.
3. На качество влияет низкая культура труда работников. Работник может нести ответственность за низкое качество, если обучен, проинструктирован, имеет контрольные инструменты и располагает возможностями регулировать оборудование или процесс при отклонении от установленных параметров.