Классификация базовых понятий управления проектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 09:36, реферат

Описание работы

Проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы.
Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту.

Файлы: 1 файл

Реферат УП 1 ат.docx

— 116.54 Кб (Скачать файл)

 

Естественно-климатические условия: температура, осадки, влажность, ветры, высота над уровнем моря, сейсмичность, ландшафт и топография и др.

Природные ресурсы.

    • Расположение и связь с транспортными сетями.
    • Стандарты по качеству: воздушного пространства, водных источников и почвенному покрову.
    • Санитарные требования к окружающей среде.
    • Законодательство по защите окружающей среды.
    • Характеристика тенденций и состояния экологических систем: воздуха, воды, почвы.

 

 

Характеристики и факторы инфраструктуры:

  • Средства транспорта, связи и коммуникации.
  • Перевозка грузов.
  • Сети ЭВМ и информационные системы.
  • Энергоснабжение.
  • Коммунальные службы.
  • Сырье и услуги.
  • Сбытовая сеть.
  • Логистика и материально-техническое снабжение.
  • Промышленная инфраструктура.
  • Обслуживающие системы и прочие.

 

Ближнее окружение проекта:

  • Руководство предприятия определяет цели и основные требования проекта, а также порядок их корректировки.
  • Сфера финансов определяет бюджет проекта, его смету и источники финансирования.
  • Сфера сбыта определяется решениями покупателей и действиями конкурентов.
  • Сфера изготовления требует согласования требований к проекту с возможностями рынка средств производства.
  • Сфера материального обеспечения формирует требования к проекту, исходя из возможности обеспечения сырьем, материалами и оборудованием по приемлемым ценам.
  • Сфера инфраструктуры формирует требования к рекламе, транспорту, связи, телекоммуникациям, информационному обеспечению, инженерному обеспечению.
  • Сфера очистки и утилизации формирует требования к охране окружающей среды и утилизации отходов производства.

 

Внутреннее окружение проекта:

  • Стиль руководства определяет психологический климат и атмосферу, влияет на творческую активность и работоспособность в команде проекта.
  • Специфическая организация проекта определяет взаимоотношения между основными участниками проекта, распределение прав, ответственности и обязанностей и влияет на успех осуществления проекта.
  • Участники проекта реализуют различные интересы в процессе осуществления проекта, формируют свои требования и оказывают влияние на проект в соответствии со своими интересами, компетенцией и степенью участия в проекте.
  • Основной интерес участников проекта связан с получением прибыли от реализации проекта.
  • Основной интерес команды проекта связан с получением дохода от своей деятельности во время реализации проекта и претендует на получении своей части из резервного фонда.
  • Методы и средства коммуникации определяют полноту, достоверность и оперативность обмена информацией между участниками проекта.
  • Экономические условия проекта определяют его основные стоимостные характеристики.
  • Социальные условия проекта характеризуют: условия жизни; уровень заработной платы; коммунальные услуги; условия труда и техники безопасности; страхование; социальное обеспечение.

Участники проекта - основной элемент его структуры, так как именно они обеспечивают реализацию его замысла.

В зависимости от типа проекта (см. п. 2) в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда - сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу.

Все эти организации, в зависимости от выполняемых ими функций, принято объединять в совершенно конкретные группы (категории) участников проекта.

Главный участник - Заказчик - будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое, так и юридическое лицо. При этом заказчиком может быть как одна единственная организация, так и несколько организаций, объединивших свои усилия, интересы и капиталы для реализации проекта и использования его результатов.

Заказчиками (застройщиками) могут быть инвесторы (см. ниже), а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов.

Не менее важная роль принадлежит Инвестору - стороне, вкладывающей средства в проект. В некоторых случаях это - одно лицо с Заказчиком. Если Инвестор и Заказчик - не одно и то же лицо, инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта.

Проектно-сметную документацию разрабатывают специализированные проектные организации, обобщенно называемые Проектировщиком. При этом ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая Генеральным Проектировщиком.

Материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки) обеспечивают организации - поставщики, которые можно объединить под названием Поставщик (или Генеральный Поставщик).

Подрядчик (Генеральный Подрядчик, Субподрядчик) - юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом.

В последние годы реалии рыночной экономики и методы Управления Проектами заставили дополнить состав участников проекта новыми лицами.

В первую очередь, это фирмы и специалисты, привлекаемые на контрактных условиях для оказания консультационных услуг другим участникам проекта по всем вопросам его реализации. Их обобщенно называют Консультантом.

Следует упомянуть еще о Лицензиаре - юридическом или физическом лице - обладателе лицензий и "ноу-хау", используемых в проекте. Лицензиар предоставляет право использования в проекте необходимых научно-технических достижений.

Особое место в осуществлении проекта занимает Руководитель Проекта. Это - юридическое лицо, которому заказчик делегируют полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Под руководством Руководителя (менеджера) Проекта работает Команда Проекта - специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей.

Завершая рассмотрение функций основных участников проекта, отметим важнейшую роль Банка - одного из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта. В обязанности банка входит непрерывное обеспечение проекта денежными средствами, а также кредитование генподрядчика для расчетов с субподрядчиками, если у заказчика нет необходимых средств.

 

1.4.     Цель и стратегия проекта

Различают генеральную цель (говорят также – миссию) проекта от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов.

Миссия – это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия – это главная задача проекта с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.

Стратегия проекта — центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательных процедуры:

- Стратегический анализ 

- Разработка и выбор  стратегии 

- Реализация стратегии 

Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (т.н. SWOT-анализ).

К числу факторов внешней среды относят:

- Технологические (уровень существующих, наличие новых технологий)

- Ресурсообеспеченность (наличие, доступ.)

- Экономические (инфляция, процентные  ставки, курсы валют, налоги)

- Ограничения государственного  сектора (лицензирование, законотворчество)

- Социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст)

- Политические (внешняя, внутренняя, экономическая)

- Экологические (уровень  загрязнения, мероприятия)

- Конкуренты (количество, размеры, сила)

Внутренняя среда включает:

- Целевые рынки (ниша, в  которой работает фирма, круг  ее потребителей)

- Маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга)

- Сбыт (объема продаж, скидки)

- Каналы распределения (как, через кого продается)

- Производство (оборудование, технология, площади)

- Персонал (квалификация, мотивация, корпоративная культура)

- Снабжение (поставщики, условия  и системы поставки)

- Исследование и разработка  НИОКР (уровень, бюджет)

- Финансы (структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое  состояние)

- Номенклатура продукции (степень диверсификации)

- Исходя из миссии, целей  организации, на основе результатов SWOT-анализа разрабатывается стратегия.

Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях:

- корпоративная стратегия (общее направление развития, т.е. стратегия роста, сохранения или сокращения).

- функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения, с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).

- деловая стратегия (стратегия  конкуренции конкретного товара  на конкретном рынке). Стратегия  проекта разрабатывается в рамках  деловой стратегии, т.е. отвечает  на вопрос, каким образом продукция  проекта будет конкурировать  на рынке. Очевидно, что выбор  стратегии проекта должен существовать  в рамках уже выбранного общего  направления развития организации.

При разработке деловой стратегии используют три основных подхода:

1.                 Стратегия лидерства в издержках 

2.                 Стратегия дифференциации (уникальности  по какому-либо направлению)

3.                 Стратегия концентрации на определенных  направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии  их сбыта)

Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:

- географическое местоположение, в котором будет действовать  проект;

- выбор корпоративной  стратегии;

- выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной  цели;

- установка основного  соотношения "продукт — рынок" для разработки концепции маркетинга;

- функциональное назначение  и область применения планируемой  к выпуску продукции;

- выбор оптимальной группы  клиентов;

- основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом  фактических или потенциальных  конкурентов;

- использование исключительно  собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объединение усилий с другими компаниями.

Реализация стратегии подразумевает, в первую очередь, необходимость определенных изменений, необходимых в организационной структуре и организационной культуре. Поэтому часто необходимо создать специальные координационные механизмы в дополнение к организационной структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.

Существенным элементом стратегии является фактор т.н. организационной культуры, включающий:

- Видение (философия) организации 

- Господствующие ценности 

- Нормы и правила поведения 

- Ожидания предстоящих  изменений 

- Процедуры и поведенческие  ритуалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Проектный цикл и структуризация проектов

Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется проектным циклом (говорят также - "жизненным циклом проекта").

Жизненный цикл проекта является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений.

Каждый проект независимо от его сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда "проекта еще нет", до состояния, когда "проекта уже нет".

Для деловых людей начало проекта связано с началом его реализации и началом вложения денежных средств в его выполнение.

Окончанием существования проекта может быть:

- ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования  результатов выполнения проекта;

- перевод персонала, выполнявшего  проект, на другую работу;

- достижение проектом  заданных результатов;

- прекращение финансирования  проекта;

- начало работ по внесению  в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным  замыслом (модернизация);

- вывод объектов проекта  из эксплуатации.

Информация о работе Классификация базовых понятий управления проектами