Контрольная работа по управлению качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

В условиях современного бизнеса конкурентоспособность любого предприятия, вне зависимости от его размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством.
Качество продукции является главным фактором её конкурентоспособности. И хотя, кроме качества, в конкурентоспособность входят цена, сроки поставки, техническое совершенство, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых, качество составляет 70% весомости всех показателей конкурентоспособности.

Содержание работы

Введение
1. Качество продукции – один из основных факторов успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики
2. Принципы обеспечения качества и управления качеством продукции
3. Создание систем качества на предприятиях
4. Технико-экономические основы управления качеством
5. Индивидуальное задание. Причинно-следственная диаграмма.
Решение задач по теме программы
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Дмитриева Е.В..doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

На пятом этапе проводятся работы, связанные с сертификацией СМК. Ввиду того, что сертификацию действующих СМК проводят различные международные и национальные органы, предприятию необходимо сделать выбор сертифицирующего органа с учетом пожеланий заказчика.

С выбранным сертифицирующим органом заключается контракт и подается заявка по установленной форме. Предприятие передает в орган сертификации требуемый пакет документов СМК для предварительной проверки. После получения замечаний по документации служба качества вносит в нее соответствующие изменения и согласовывает дату проведения внешнего аудита на предприятии. Когда все корректирующие мероприятия завершены, организация может подавать заявку в сертифицирующий орган на прохождение сертификации.

 

 

Таблица 1. – Перечень мероприятий, выполняемых при разработке, внедрении и сертификации СМК

на предприятиях

Наименование этапов

Виды работ

Мероприятия

1. Подготовка к созданию СМК

1. Определение политики предприятия  в области качества

Разработка и утверждение политики предприятия в области качества. Определение целей, обязательств и задач в области качества и способов их достижения

2. Формирование оргструктуры СМК

Назначение представителя руководства, ответственного за качество. Создание службы качества. Формирование команды по разработке СМК

3. Обучение персонала

Обучение руководителей предприятия  и производственных подразделений  требованиям МС ИСО 9001 :2000. Обучение членов команды по разработке СМК  требованиям МС ИСО 9001 :2000 и методологии  создания СМК

4. Оценка сроков и стоимости разработки и внедрения СМК

Разработка программы проведения работ. Составление сметы расходов на создание СМК (при необходимости)

5. Привлечение консультантов 

Выбор консультантов. Заключение договора на консультационные услуги

II. Проведение комплексного анализа управления качеством продукции, услуг и разработка концептуальной модели СМК

1. Анализ существующей системы  управления предприятием 

Выявление видов деятельности предприятия. Рассмотрение организационной структуры  и функций управления. Составление матрицы ответственности.

Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия в области  качества.

Анализ и оценка соответствия фактических  результатов по качеству положениям политики в области качества и  требованиям МС ИСО 900 1 :2000

2. Разработка концептуальной модели 

Определение функции СМК. Установление перечня бизнес -процессов

3. Разработка предложений по  совершенствованию существующей  системы управления 

Внесение изменений в оргструктуру Рассмотрение и утверждение оргструктуры.

Разработка плана мероприятий  по повышению качества продукции (услуг).

III. Разработка документации

1. Подготовка к разработке документации  СМК

2. Разработка документации СМК 

Составление план-графика разработки документированных процедур. Подготовка заданий (при необходимости). Назначение ответственных за разработку процедур.

IV. Внедрение СМК

1. Подготовка к внедрению СМК 

Ознакомление персонала с документацией  СМК.

Обучение персонала работе в  условиях функционирования СМК 

2. Внедрение СМК 

Апробация документации СМК. Осуществление  бизнес-процессов в соответствии с документированными процедурами 

3. Проведение внутреннего аудита  СМК. 

Разработка вопросника для оценки функционирования СМК. Проведение внутреннего  аудита Проверка соответствия разработанной СМК требованиям МС ИСО 900 1 :2000

4. Анализ 

Выявление несоответствий, функционирования СМК Доработка СМК (внесение соответствующих  изменений в документацию)

V. Сертификация СМК

1. Выбор сертифицирующего органа 

Определение сертифицирующего органа. Подача заявки на проведение сертификации. Заключение договора

2. Передача пакета документов 

Подготовка требуемого пакета документов.

Передача документации в сертифицирующий  орган 

3. Внешний аудит 

Подготовка к внешнему аудиту. Проведение сертификационного аудита. Выявление несоответствий

4. Устранение несоответствий 

Анализ несоответствий. Внесение изменений  в документацию СМК. Передача исправленного  пакета документов в сертификационный орган. Получение сертификата


 

 

 

4. Технико-экономические основы управления качеством

 

Качество – сложная, многоаспектная и одновременно универсальная категория объекта. В зависимости от целей использования и назначения отмечают различные аспекты качества.

Технический аспект качества обусловлен количественными значениями и изменениями определенных показателей объекта, которые в совокупности придают ему качественный характер.

Экономический аспект качества характеризует потребительскую стоимость объекта. При этом потребительская оценка качества решается в конструктивном противоборстве между экономической и технической сторонами качества.

Для отражения экономической  сущности качества через технические  характеристики и свойства необходима система показателей качества продукции.

Показатель качества – это количественное выражение одного или нескольких характеристик или свойств объекта применительно к определенным условиям его создания и эксплуатации.

Меры, направленные на повышение  качества продукции, должны быть комплексными и охватывать мероприятия по улучшению  качества сырья и исходных материалов, совершенствование технологии, послепродажного  обслуживания и т.д. Наиболее широко в практике оценки уровня качества используются единичные показатели, имеющие отношение к одному из свойств (характеристик) качества продукции. Единичные показатели легко поддаются сравнению и контролю. Классификация единичных показателей на рис. 3.

 

Рисунок 3. – Классификация единичных показателей

 

Как видно из рисунка, все единичные показатели подразделяются на экономические и технические, а последние, в свою очередь, делятся  на эксплуатационные и производственно-технологические.

Структура эксплуатационных показателей включает: показатели назначения; показатели надежности; эргономические показатели; эстетические показатели; экологические показатели; патентно-правовые; прочие.

К производственно-технологическим показателям относятся следующие: трудоемкость; материалоемкость; энергоемкость; показатели стандартизации и унификации; блочность.

К экономическим показателям относятся: капиталовложения в производство; капиталовложения в эксплуатацию; себестоимость единицы продукции; отпускная или рыночная цена.

Рассмотрим отдельные  показатели качества более подробно, так как нельзя говорить о качестве, не понимая содержательную сторону качества. Начнем с эксплуатационных показателей.

Показатели назначения характеризуют степень соответствия объекта целевому назначению, конструктивному исполнению, устойчивости к внешним воздействиям. К ним можно отнести коэффициент полезного действия машины, производительность, потребляемую мощность, степень автоматизации и т.д.

Больший интерес представляют показатели надежности, к которым относятся безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость. Эти показатели входят в число важнейших показателей качества объекта, особенно если последний работает в динамическом режиме (транспортные средства, турбины и генераторы, двигатели и т.д.).

Безотказность – свойство объекта выполнять заданные функции сохраняя свои эксплуатационные параметры в заданных пределах в течение требуемого времени (например, средняя наработка на отказ, гарантийная наработка и т.д.).

Долговечность – свойство объекта, характеризующее срок службы с учетом физического и морального износа до первого капитального ремонта (ресурс, средний срок службы, срок службы до первого капремонта и т.д.).

Ремонтопригодность заключается в приспособленности объекта к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей (среднее время восстановления, средняя трудоемкость ремонтов и т.д.).

Сохраняемость – свойство объекта сохранять обусловленные показатели в течение и после срока хранения и транспортирования (срок сохраняемости).

Эргономические показатели характеризуют в целом систему машина-человек, учитывают антропометрические, биомеханические, инженерно-психологические свойства человека, проявляющиеся в эксплуатации объекта или в производственном процессе.

Эстетические показатели характеризуются композиционной целостностью формы, функциональной целесообразностью формы (обтекаемость), товарным видом объекта.

Патентно-правовые показатели характеризуют количество и весомость новых изобретений, патентов, реализованных в объекте. Патентная чистота объекта сегодня является важным фактором конкурентоспособности продукции на международных рынках.

Набор отдельных производственно-технологических показателей (это – трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость) напрямую определяет величину издержек производства в себестоимости продукции, а значит, и экономические показатели ее качества.

Блочность – характеризует сложность работы по монтажу оборудования, состоящего из сборок, и определяется отношением числа специализированных (приспособленных) сборок к общему числу частей. Показатели стандартизации и унификации имеют исключительное значение для сроков проектирования и отработки новых изделий. К их числу можно отнести коэффициенты применяемости, повторяемости, насыщенности, унификации.

Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при сопоставлении различных образцов продукции – технико-экономические показатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Индивидуальное  задание. Причинно-следственная диаграмма.

Результат процесса зависит  от многочисленных факторов, между  которыми существуют отношения типа причина — следствие (результат). Диаграмма причин и следствий — средство, позволяющее выразить эти отношения в простой и доступной форме.

В 1953 г. профессор Токийского Университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме  диаграммы причин и результатов. Когда диаграмму начали применять на практике, она оказалась весьма полезной и скоро стала широко использоваться во многих компаниях Японии, получив название диаграммы Исикавы. Она была включена в японский промышленный стандарт (JIS) на терминологию в области контроля качества и определяется в нем следующим образом: диаграмма причин и результатов — диаграмма, которая показывает отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами.

Причинно-следственная диаграмма  — инструмент, позволяющий выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие).

Если в результате процесса качество изделия оказалось  неудовлетворительным, значит, в системе  причин, т.е. в какой-то точке процесса, произошло отклонение от заданных условий. Если эта причина может быть обнаружена и устранена, то будут производиться изделия только высокого качества. Более того, если постоянно поддерживать заданные условия процесса, то можно обеспечить формирование высокого качества выпускаемых изделий.

Важно также, что полученный результат — показатели качества (точность размеров, степень чистоты, значение электрических величин  и т.д.) — выражается конкретными  данными. Используя эти данные, с  помощью статистических методов  осуществляют контроль процесса, т.е. проверяют систему причинных факторов. Таким образом, процесс контролируется по фактору качества.

Диаграмма Исикавы выглядит так:

 где:

1.Система причинных факторов.

2.Основные факторы производства.

3.Материалы.

4.Операторы.

5.Оборудование.

6.Методы операций.

7.Измерения.

8.Процесс.

9.Следствие.

10.Параметры качества.

11.Показатели качества.

12.Контроль процесса по фактору качества.

Информация о показателях  качества для построения диаграммы  собирается из всех доступных источников; используются журнал регистрации операций, журнал регистрации данных текущего контроля, сообщения рабочих производственного участка и т.д. При построении диаграммы выбираются наиболее важные с технической точки зрения факторы. Для этой цели широко используется экспертная оценка. Очень важно проследить корреляционную зависимость между причинными факторами (параметрами процесса) и показателями качества. В этом случае параметры легко поддаются корреляции. Для этого при анализе дефектов изделий их следует разделить на случайные и систематические, обратив особое внимание на возможность выявления и последующего устранения в первую очередь причины систематических дефектов.

В настоящее время  причинно-следственная диаграмма, являясь  одним из семи инструментов контроля качества, используется во всем мире применительно не только к показателям качества продукции, но и к другим областям диаграмм. Можно предложить процедуру ее построения, состоящую из следующих основных этапов.

 

 

 

Этап 1. Определить показатель качества, т.е. тот результат, который хотелось бы достичь.

Этап 2. Написать выбранный показатель качества в середине правого края чистого листа бумаги. Слева направо провести прямую линию («хребет»), а записанный показатель заключить в прямоугольник. Далее написать главные причины, которые влияют на показатель качества, заключить их в прямоугольники и соединить с «хребтом» стрелками в виде «больших костей хребта» (главных причин).

Этап 3. Написать (вторичные) причины, влияющие на главные причины («большие кости») и расположить их в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Написать причины третичного порядка, которые влияют на вторичные причины, и расположить их в виде «мелких костей», примыкающих к «средним».

Этап 4. Проранжировать причины (факторы) по их значимости, используя для этого диаграмму Парето, и выделить особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.

Этап 5. Нанести на диаграмму всю необходимую информацию: ее название; наименование изделия, процесса или группы процессов; имена участников процесса; дату и т.д.

 После завершения построения диаграммы следующий шаг — распределение причин по степени их важности. Не обязательно все причины, включенные в диаграмму, будут оказывать сильное влияние на показатель качества. Обозначить нужно только те, которые оказывают наибольшее воздействие.

Информация о работе Контрольная работа по управлению качеством