Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:47, курсовая работа
Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.
Введение 3
Сущность инновационного менеджмента 3
Основные понятия и концепции 3
Инновационные процессы 6
Классификация инновационных процессов 8
Особенности принятия решений в управлении инновациями 9
Инновационные стратегии 10
Понятие и виды инновационных стратегий 10
Типы инновационного поведения компаний 11
Стратегии в сфере массового производства 13
Стратегии дифференциации и сегментирования 14
Стратегии инновационных организаций 15
Стратегии неспециализированного бизнеса 16
Управление инновационными преобразованиями 17
Концепция проектирования 17
Цели и потенциал 17
Проектное управление инновациями 19
Инновационный маркетинг и сжатие процесса во времени 19
Реинжиниринг и инновации 20
Выбор организационных форм инновационной деятельности 21
Организационные формы и функции специалистов 21
Инновационные подразделения 24
Малое инновационное предпринимательство 25
Венчурные фирмы 26
Бизнес-инкубаторы 26
Межфирменная кооперация в инновационных процессах 27
Региональные инновационные структуры 28
Парки и технополисы 29
Инвестиции в инновационном процессе 30
Инновации как объект инвестирования 30
Инвестиционная привлекательность инновационных программ 31
Критерии инвестиционной привлекательности 32
Норма прибыли инновационных проектов 33
Управление инновационными рисками 34
Инновационные риски 34
Классификация и идентификация рисков 36
Оценка рисков 38
Методы управления рисками 40
Заключение 41
Список литературы
Методики инжиниринга включают:
Инжиниринг бизнеса направлен
на организацию коммерческого
Реинжиниринг представляет собой
разновидность метода инжиниринга.
Направлен реинжиниринг на решение
особо сложных задач проектиров
Таким образом, инжиниринг включает два принципиально разных подхода:
Специалисты выявляют и переосмысливают правила и предположения, положенные в основу текущего способа ведения бизнеса. В методе реинжиниринга ничего не принимается на веру.
Радикальное перепроектирование деловых
процессов затрагивает корни
явлений, а не поверхностные изменения,
когда отбрасываются все
Резкие (скачкообразные) улучшения
на порядок (по крайней мере в 10 раз)
означают не менее чем 90%-ное сокращение
стоимостных или временных
Выделяют три типа организаций, для которых применение реинжиниринга необходимо и целесообразно.
Организации, находящиеся в кризисном состоянии, то есть находящиеся на грани краха в связи с неблагоприятными ситуациями в области цен, требований к качеству, спроса. У этих фирм нет выбора: если они не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся. В подобном положении время от времени находятся практически все фирмы.
Фирмы, разрабатывающие
инновационные стратегии
Организации-лидеры, проводящие
агрессивную инновационную
Бизнес-процессы организации имеют
сложную иерархическую
Инновационный характер реинжиниринга
заключается в том, что разрабатывается
совершенно новый деловой процесс,
а его реализация дает дерево последующих
инноваций в состоянии других
элементов производственно-
Для среднего проекта выделяют следующих участников реинжиниринга компании:
Инновационный процесс охватывает многих участников и многие заинтересованные организации. Он может осуществляться на государственном (федеральном) и межгосударственном уровнях, в региональных и отраслевых сферах, местных (муниципальных) формированиях. Все участники имеют свои цели и учреждают свои оргструктуры для их достижения.
У крупных и мелких организаций разная инновационная активность, что соответствует их миссиям, целям и стратегиям. Поэтому корпорации создают вокруг себя сеть малых инновационных фирм, готовя их руководителей с помощью специальных «инкубаторных программ». Такие организации имеют форму «фирм-инкубаторов».
Распространение новых сложных промышленных продуктов и технологий иногда происходит в организационной форме «франчайзинга» или «лизинга».
Реализация региональных научно-технических и социальных программ связана с организацией соответствующих объединений научных (университетских), промышленных и финансовых организаций: различного рода научно-промышленных центров.
В силу рискованности инновационных проектов возникают адекватные организационные формы инвесторов в виде «венчурных фондов» и инновационные формы создателей новаций — рисковые инновационные фирмы.
Федеральные программы особой важности, привлекающие большие ресурсы и рассчитанные на длительный срок, влекут за собой создание научных и технологических парков, технополисов.
Развитие международных научно-
Руководители компаний исходят из того, что для достижения коммерческого успеха необходима достаточно высокая «плотность» потока новаторских идей — изобретений, предложений по улучшению качества, дизайна, снижению себестоимости. Повышение роли таких параметров конкуренции, как новизна, цена, качество, надежность, индивидуализация товара, ставит перед большинством сотрудников, а, в конечном счете, перед всем персоналом фирмы задачу постоянного и всеобщего «мозгового штурма».
Замыкающим звеном в проведении инновационной политики, управления «человеческими ресурсами» выступает интеграция усилий персонала в корпорации вовлечение широкого круга работников в решение вопросов повышения эффективности и качества работы. Формируется инновационная организационная культура, которая служит своего рода «зонтиком» перестройки традиционного управления.
Уже первый взгляд на механизм управления «человеческими ресурсами», например, в компании ЗМ подтверждает его инновационную специфику этого механизма. В компании разработаны принципы выявления факторов как блокирующих нововведения, так и поддерживающих и усиливающих новаторскую деятельность.
Блокирующие факторы
Факторы, поддерживающие новаторство
Факторы, усиливающие новаторство
Корпоративное руководство признает
необходимость дифференцированн
В инновационной деятельности задействованы предприниматели и руководители, специалисты разных отраслей знаний, исполнители разных функций. Специфическая практика выработала ряд столь же специфических типов и ролей новаторов, руководителей и исполнителей.
Выделяются такие типичные носители ролевых функций в процессе нововведений как «антрепренеры» и «интрапренеры», «генераторы идей», «информационные привратники» и т. д.
«Антрепренер» — ключевая фигура инновационного управления. Это, как правило, энергичный руководитель, который поддерживает и продвигает новые идеи, возможно, что и свои собственные, не боится повышенного риска и неопределенности, способен к активному поиску нестандартных решений и преодолению трудностей. Для антрепренера характерны и специфические личностные черты: интуиция, преданность идее, инициативность, способность идти на риск и преодолевать бюрократические преграды. Антрепренер ориентирован на решение задач внешнего порядка: создание организации, действующей во внешней среде; координация служб фирмы во внешней деятельности; взаимодействие с субъектами внешней инновационной среды: рыночное продвижение нового продукта; поиск и формулирование потребности в новых разработках и новой продукции. И потому антрепренер занимает такие посты, как руководитель подразделения новой продукции, управляющий проектом. Антрепренеров в организации немного.
«Интрапренер» — не менее важная фигура в инновационном управлении. Интрапренеров в организации должно быть существенно больше. Это специалист и руководитель, ориентированный на внутренние инновационные проблемы, на внутреннее инновационное предпринимательство. В его задачи входит организация многочисленных «мозговых штурмов», первичного поиска новых идей, создание атмосферы вовлеченности сотрудников в инновационный процесс и обеспечение «критической массы» новаторов, чтобы компания могла считаться в целом новаторской. Как правило, это руководитель группы, отличающейся повышенной творческой активностью.
«Генератор идей» — это другой тип новаторского персонала. К его характерным чертам относятся способность вырабатывать в короткие сроки большое число оригинальных предложений, изменять область деятельности и предмет исследования, стремление к решению сложных проблем, независимость в суждениях. «Генераторами идей» могут быть не только ведущие ученые и специалисты, выдвигающие новые предложения, но и инженеры, квалифицированные рабочие, специалисты функциональных служб, выступающие с так называемыми «вторичными» инновациями. Традиционная практика неформального выделения «генераторов идей» может подкрепляться организационными решениями: выдающимся новаторам присваиваются титулы «генераторов идей» с соответствующими стимулами и льготами, их активность влияет на карьерное продвижение.
«Информационные привратники» находятся в узловых точках коммуникационных сетей, аккумулируют и переносят специализированную информацию, контролируют потоки научно-технических, коммерческих и других сообщений. Они накапливают и распространяют новейшие знания и передовой опыт, «подпитывают» информацией творческий поиск на разных этапах создания новой продукции или проведения организационно-экономических изменений в фирме.