Механизм управления инновациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

Содержание работы

Введение 3
Сущность инновационного менеджмента 3
Основные понятия и концепции 3
Инновационные процессы 6
Классификация инновационных процессов 8
Особенности принятия решений в управлении инновациями 9
Инновационные стратегии 10
Понятие и виды инновационных стратегий 10
Типы инновационного поведения компаний 11
Стратегии в сфере массового производства 13
Стратегии дифференциации и сегментирования 14
Стратегии инновационных организаций 15
Стратегии неспециализированного бизнеса 16
Управление инновационными преобразованиями 17
Концепция проектирования 17
Цели и потенциал 17
Проектное управление инновациями 19
Инновационный маркетинг и сжатие процесса во времени 19
Реинжиниринг и инновации 20
Выбор организационных форм инновационной деятельности 21
Организационные формы и функции специалистов 21
Инновационные подразделения 24
Малое инновационное предпринимательство 25
Венчурные фирмы 26
Бизнес-инкубаторы 26
Межфирменная кооперация в инновационных процессах 27
Региональные инновационные структуры 28
Парки и технополисы 29
Инвестиции в инновационном процессе 30
Инновации как объект инвестирования 30
Инвестиционная привлекательность инновационных программ 31
Критерии инвестиционной привлекательности 32
Норма прибыли инновационных проектов 33
Управление инновационными рисками 34
Инновационные риски 34
Классификация и идентификация рисков 36
Оценка рисков 38
Методы управления рисками 40
Заключение 41
Список литературы

Файлы: 1 файл

Механизм управления инновация.doc

— 492.50 Кб (Скачать файл)

Фирмы-инкубаторы второго тина —  прибыльные. Это частные организации, общая численность которых постоянно  увеличивается. В отличие от бесприбыльных  фирмы-инкубаторы второго типа, как  правило, не предлагают сниженных тарифов на услуги, но они позволяют арендаторам, предоставляя им широкий спектр услуг, платить только за те, которыми арендатор фактически воспользовался.

Инкубаторы третьего типа формируются  как филиалы высших учебных заведений. Они оказывают наиболее эффективную помощь компаниям, собирающимся осуществлять разработку и выпуск технологически сложных изделий. Арендная плата может быть достаточно высокой, но она включает возможность пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями.

Продолжительность пребывания в рамках фирмы-инкубатора ограничивается обычно тремя годами. Считается, что по истечении  этого срока компания-арендатор  должна достигнуть такой степени самостоятельности, которая позволит ей выйти из фирмы-инкубатора. Примером крупных американских компаний, создающих специальные фирмы-инкубаторы по «выращиванию» мелких рисковых фирм, являются General Electric и IBM. Укрепившие свои позиции в рамках фирмы-инкубатора, мелкие рисковые фирмы затем скупаются материнской компанией, которая организует на их базе новые исследовательски-конструкторские, опытно-экспериментальные и производственные подразделения. Создание фирм-инкубаторов является методом организации инновационного процесса.

Межфирменная кооперация в инновационных  процессах

В настоящее время практически  все промышленные компании развитых стран развивают межфирменные связи. Выделяют четыре основные формы межфирменного  сотрудничества:

    • соглашения о сотрудничестве по отдельным аспектам деятельности;
    • создание совместных предприятий (СП);
    • соглашения о поглощениях новаторских мелких фирм крупными компаниями с целью приобретения новых технологи и;
    • установление подрядных отношений (на основе долгосрочных договоров) между поставщиками материалов и комплектующих изделий и их потребителями.

Альянсы. Конец 80-х и 90-е гг. отмечаются быстрым ростом кооперации в виде межфирменных соглашений о НИОКР, нацеленных на решение долгосрочных инновационно-коммерческих задач глобального интернационального распространения новых технологий. Организационной формой этого процесса стали научно-технические альянсы.

Научно-технические альянсы подразделяют на научно-исследовательские, создаваемые  для реализации определенного научного проекта, и научно-производственные, создаваемые для разработки и производства новой продукции. Если в таком сотрудничестве участвуют партнеры из разных стран, то альянсы становятся международными. Создавая технологию вне жестких национальных границ, альянсы снижают влияние число страховых факторов, рисков, ограниченности ресурсов, жесткости государственного регулирования.

Различают горизонтальные (фирмы одной  отрасли) и вертикальные (фирмы разных отраслей) научно-технические альянсы.

Участники альянса вносят свои вклады в виде интеллектуальных, материальных и других ресурсов, а после достижения результатов получают по соглашению свою долю интеллектуальной собственности. В спектре организационных форм альянсы занимают промежуточную ступень между неформальной кооперацией и полным слиянием. Управление осуществляется либо одним из ведущих членов, либо специально назначенным координационным комитетом.

Один из парадоксов формирования альянсов состоит в расширении сотрудничества корпораций одновременно с ужесточением их конкуренции между собой.

Наиболее крупные альянсы оказывают  глобальное влияние на технический  уровень ключевой отрасли. Так, в 1992 г. известные корпорации IBM, Siemens и Toshiba создали альянс для разработки суперчипа компьютерной памяти, вложив 1 млрд. долл.

Альянсы появились и в России. В 1995 г. компании Hewlett-Packard, Oracle, LVS и Cognitive Technologies объявили о начале реализации совместного проекта «Электронный архив» по созданию систем управления электронными документами. Фирма Cognitive Technologies поставляет системы распознавания текстов (одни из лучших в России), разработанные при участии специалистов Института русского языка; фирма Oracle -- технологии управления базами данных; фирма Hewlett-Packard — полный набор оборудования для создания и поддержания электронного архива, а фирма LVS выступает как сборщик, наладчик, создатель конечной системы, идущей непосредственно клиенту.

Интернационализация инновационных  проектов представляет собой положительную  тенденцию, так как в результате выигрывают все. Потенциальный выигрыш определяется новыми возможностями для инноваций, быстрым и широким распространением передовых технологий, более рациональным размещением ресурсов, создание более благоприятного инвестиционного климата.

Консорциум. Консорциум представляет собой добровольное объединение организаций для решения конкретной задачи, реализации программы, осуществления крупного проекта. В него могут входить предприятия и организации разных форм собственности, профиля и размера. Участники консорциума сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той части деятельности, которая касается целей консорциума. После выполнения поставленной задачи консорциум распускается.

Исследовательские консорциумы, например, в области радиоэлектроники функционируют  в двух формах: координационного центра (секретариата); межфирменного научно-исследовательского центра (МИЦ или МНИЦ).

В консорциуме образуется секретариат, который представляет собой организацию, координирующую выполнение совместных НИОКР компаниями, университетами и правительственными лабораториями. Секретариат изыскивает и распределяет средства для выполнения НИР в лабораториях участников консорциума (в отдельных случаях привлекаются и другие организации), координирует и контролирует выполнение этих работ в соответствии с планом. Отличительной чертой секретариата является то, что он не имеет собственной научно-исследовательской базы. НИОКР выполняются на основе контракта между исполнителями и секретариатом.

Консорциумы, созданные по типу межфирменного  научно-исследовательского центра (МНИЦ), имеют собственную научно-исследовательскую  базу. В центрах работают либо постоянные сотрудники, либо ученые, командируемые  участниками консорциума.

Секретариаты и МНИЦ могут работать на постоянной и временной основе.

В рамках консорциума для их участников стало возможным:

    • выполнение исследований, которые нельзя было проводить самостоятельно из-за значительных затрат и риска;
    • распределение расходов на выполнение НИОКР между несколькими фирмами-участниками;
    • объединение фирмами-участниками дефицитных трудовых и материальных ресурсов для выполнения НИОКР.

Совместные предприятия. По данным статистики, 55% соглашений о кооперации — это соглашения о создании СП. Около 40% промышленных компаний США с объемом продаж свыше 100 млн. долл. участвуют в создании одного или нескольких СП. В этой форме организовано около 40% зарубежных филиалов американских и английских международных монополий, свыше 50% зарубежных западногерманских и итальянских филиалов, 70% французских и почти 90% японских.

Международное совместное предприятие  может быть определено как институт межфирменного сотрудничества в  разработке, производстве или маркетинге продукта, которое пересекает национальные границы, не основано на краткосрочных рыночных транзакциях и предполагает значительный и продолжительный вклад со стороны партнеров в виде капитала, технологии или других активов. Во многих случаях ответственность в управлении разделена между фирмами-партнерами.

Это определение не включает другие альтернативные виды международной  экономической деятельности, такие  как: экспорт; прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ), предполагающие полный внутрифирменный  контроль за деятельностью по производству и разработке продукта; продажа технологии посредством лицензирования.

Сотрудничество между фирмами  разных стран имеет ряд форм: отдельная  корпорация, в которой владение акциями  распределено между партнерами; партнерство  между делящими риск субподрядчиками и первичными подрядчиками или приобретение одной фирмой пакета акций другой фирмы; субподрядные отношения, распространяющиеся на разработку продукта и его производство; партнерство в маркетинге продуктов, произведенных преимущественно одной фирмой.

Региональные инновационные структуры

Чтобы проводить инновационную политику региона, необходимо сформировать систему мониторинга инновационного потенциала, создать региональную систему поддержки и развития инновационной деятельности, а также совместно с федеральными учреждениями решать вопросы координации деятельности организаций, занятых инновациями в регионе. При этом следует всемерно развивать инфраструктуру поддержки инновационной деятельности в регионе как составной части целостной государственной системы, обеспечивающей создание рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. Чтобы защитить региональный рынок наукоемкой продукции и услуг в научно-технической сфере, необходимо уделять внимание интеллектуализации региона, защищая интересы товаропроизводителя.

Учредительский центр  представляет собой новую организационную форму инновационной деятельности, территориальное сообщество вновь созданных организаций, в основном обрабатывающей промышленности и производственных услуг, которое имеет общие административные здания, систему управления и консультирования. Управление учредительским центром осуществляется в половине случаев коллективными органами (советами), в других случаях — управляющими.

Центр нововведений проводит совместные исследования с фирмами, обучение студентов основам нововведений, организует новые коммерческие компании. Инновационные проекты, осуществляемые в центре, представляют собой прикладные исследования с высокой вероятностью успеха, для которых затраты на предоставление технических и коммерческих консультаций не превышают 5 тыс. долл.

Если же проект доведен до стадии, когда доказана целесообразность внедрения  полученных результатов, он финансируется  по программе, конечной целью которой  является организация новой компании, наряду с научно-технической помощью центр берет на себя финансирование новой компании на стадии ее становления, а также подбор управляющих.

Центр промышленной технологии имеет целью содействие внедрению нововведений в серийное производство. Это достигается путем проведения соответствующих экспертиз, научных исследований и оказания консультаций промышленным фирмам, особенно мелким, а также единичным изобретателям при освоении научно-технических нововведений.

Университетско-промышленный центр создается на средства Национального Научного Фонда США (ННФ) и образуется при университетах для соединения финансовых ресурсов промышленных фирм и научного потенциала (кадрового и технического) университетов. Такие центры проводят в основном фундаментальные исследования в тех областях, в которых заинтересованы фирмы-участницы.

Промышленный двор представляет собой территориальное сообщество расположенных в одном комплексе зданий преимущественно мелких и средних организаций, управляемых головной фирмой.

Инженерные центры при университетах создаются на базе крупных университетов США при финансовой поддержке правительства для стимулирования разработки новых технологий. Они выполняют две основные функции. Первая функция направлена на исследование фундаментальных закономерностей, лежащих в основе инженерного проектирования принципиально новых, не существующих в природе искусственных систем. Такие исследования поставляют промышленности не готовую к внедрению разработку, а теорию в рамках определенной области инженерной деятельности, которая затем может быть применена для решения конкретных производственных задач. Другая функция имеет целью подготовку нового поколения инженеров, обладающих необходимым уровнем квалификации и широким научно-техническим кругозором.

Опыт созданных ИЦ показывает, что  одним из наиболее действенных способов их укрепления является установление долговременных деловых контактов между сотрудниками центров и инженерами, работающими в промышленности. Финансирующие фирмы в обязательном порядке направляют в центры на постоянную или временную работу своих специалистов. Организационная структура центров предусматривает не только творческое сотрудничество инженеров непосредственно на каждом этапе работы, но и участие представителей бизнеса в управлении на всех уровнях.

Финансово-промышленные группы. Инновационные процессы в промышленности осуществляются в соответствии с государственной стратегией в научной, научно-технической и инновационной деятельности. Известно, что абсолютное большинство промышленных и научно-технических организаций имеют монопродуктовую структуру производства, сложившуюся в период активной индустриализации, обеспечившей в свое время высокие темпы роста национального дохода и укрепления обороноспособности страны.

Перевод экономики России на рыночные условия хозяйствования и возросшая конкуренция со стороны иностранных товаропроизводителей весьма остро выявили необходимость глубокой реорганизации сложившихся организационных структур в промышленности в направлении диверсификации производства, его демонополизации. Способ привлечения инвестиций на эти цели найден в создании финансово-промышленных групп (ФПГ), обеспечивающих сохранение научно-технического потенциала и рабочих мест. К основным принципам создания ФПГ относится целенаправленное их формирование на базе технологически и кооперативно связанных промышленных организаций, что обеспечивает улучшение управляемости, снижение издержек производства, солидарную ответственность по контрактам и стабильность поставок.

Одним из основных направлений деятельности ФПГ является, как отмечалось выше, обеспечение условий монопродуктовым промышленным организациям для углубленной диверсификации производства путем инвестиций в инновации.

Парки и технополисы

Научный парк (НП) — форма сотрудничества промышленных фирм с университетами. Идея заключается в том, что промышленные компании создают близ университетов свои научно-исследовательские организации и предприятия, которые привлекают для работы над заказами фирм персонал университетов. В свою очередь, научные работники имеют возможность практически применять результаты своих исследований. Эта новая форма сотрудничества промышленности и науки позволяет создавать новые рабочие места. В Манчестере городской совет, университет города и 4 местные компании основали НП. В нем участвуют 12 фирм, из них 5 имеют совместные программы исследований с университетом. Для их реализации также используется научный персонал университета. Он оказывает фирмам консультации не только по научным проблемам, но и по вопросам маркетинга и управления.

Информация о работе Механизм управления инновациями