Моделирование в организационно-техническом проектировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 01:31, реферат

Описание работы

Проекты в отличие от научных моделей разрабатываются с такой степенью детализации, какая необходима для их практической реализации. В общем виде организационное проектирование предприятий и их персонала – это моделирование организационной системы, производимое либо перед строительством, созданием нового предприятия, либо перед значительными организационными преобразованиями действующих предприятий. Можно заметить, что предметом оргпроектирования становятся все более крупные части предприятия.

Файлы: 1 файл

Мой реферат..docx

— 54.08 Кб (Скачать файл)

Поэтому, одна из серьезных  ошибок, замедляющих развитие предприятий  — отношение к технологиям  исключительно как к средству. В классических бизнес-школах учат, что сначала нужно разработать стратегию и только затем подобрать инструменты. Современный подход заключается в том, что наличие новых средств может определять стратегию. Это относится как к бизнес-стратегиям, так и к стратегиям функциональным, в том числе к стратегии «организационного развития». Многие новые способы организации деятельности, не поддержанные технологией (прежде всего, программным обеспечением и средствами коммуникации), просто не могут быть внедрены.

Именно здесь на сцену  выходит «онтологический инжиниринг»  — технология построения и развития бизнес-систем, основанная на инженерном, знаниевом подходе. В его основе лежит применение моделей — точных чертежей организации деятельности. Это не экономические бизнес-модели, т.е. инвестиционные бизнес-кейсы, которые просчитывают экономическую выгоду от развития бизнеса в относительно предсказуемой долговременной перспективе, а модели организационные, в рамках которых осуществляется проектирование новых бизнес-процессов и структур под новые стратегические идеи. Такие модели позволяют менеджеру-организатору увидеть все существенные связи между элементами бизнес-системы, а также возможные последствия принимаемых решений. Например, исключительно важно понимать взаимосвязи в цепочке «цели бизнес-стратегии, цели и показатели функциональных систем, критерии результативности и состав необходимых операций процессов, необходимые компетенции и показатели мотивации персонала».

В начале 21 века стало очевидно, что произошла очередная «смена поколений» в области систем моделирования. Этапы эволюции этих систем определялись сменой объектов моделирования: от моделирования  данных для обработки на ЭВМ к  моделированию процессов, обрабатывающих эти данные в информационных системах (ИС), и, наконец, к моделированию  систем организационных, в которых  ИС являются лишь одним из инструментов поддержки оптимально организованной. Каждый из последующих объектов моделирования, существенно сложнее предыдущего  и требует для реализации принципиально  новых подходов и инструментов.

Центральное понятие в  системах моделирования предыдущего  поколения – автоматизируемые процессы, т.е. моделирование, рассматривается  в качестве подготовительной работы к внедрению ИС. В настоящее  время для таких систем наиболее актуальна задача скорейшего перехода от описаний процессов к их непосредственному  исполнению, т.е. сокращение времени  настройки ИС. Из-за большой длительности модификации ИС при изменении  бизнес-моделей они стали тормозом в развитии компаний. Поэтому основные усилия ИТ-специалистов сейчас направлены на повышение адаптивности информационных систем, построению, так называемых «сервисно-ориентированных архитектур» (SOA), т.е. информационных систем в которых основным элементом являются не жестко запрограммированные приложения, а так называемые «сервисы», пакеты подпрограмм, воспринимающие команды программы верхнего уровня, записанной на специальном языке моделирования процессов. Этот подход можно сравнить с переходом в материальном производстве от автоматических линий, ориентированных на один вид продукции к универсальным программируемым обрабатывающим центрам. Системы, базирующиеся на «онтологическом инжиниринге» решают задачи описания автоматизируемых бизнес-процессов, по крайней мере, не менее эффективно традиционных систем. Но при решении задач организационного проектирования, построения организационных, а не информационных систем, речь должна идти уже не о соревновании в скорости моделирования одинаковых типов задач, а о принципиальной невозможности решать новые задачи моделирования старыми методами и средствами.

Принципиальное отличие  в том, что «организационные системы», а вернее «корпоративная архитектура» выстраиваются принципиально по-другому  – «сверху», а не снизу, не с операционного, а со стратегического и корпоративного уровня. Т.е. «корпоративное здание» в моделях систем нового поколения проектируется не от «бизнес-процессов», к которым «пристраиваются» объекты верхних уровней, а сверху: от концепций и идей к целям и далее к операционной модели. Причем все уровни и компоненты моделей тесно связаны между собой и, таким образом, отражают существенные связи в самой организации. Как известно, сложность системы определяется не только и не столько числом элементов, сколько числом связей между ними, которое растет относительно них экспоненциально. Именно это и определяет, то, что каждое новое поколение моделирующих систем имеет объекты моделирования на порядок сложнее, чем у предшественников. И «борьба со сложностью» требует новых методов построения таких систем.

Графические средства, которые  лежали в основе моделирования информационных систем, не справляются со сложностью и масштабом новых объектов и  они не могут быть основными, а  тем более единственными при  конструировании организационных  систем. Хотя мы не отрицаем их исключительную наглядность, как средства отображения  информации об отдельных компонентах  этих систем и систем в целом, но на самых верхних уровнях обобщения. Важным является и то, что системы  моделирования предыдущего поколения  ориентированы, в первую очередь, на описание процессов – т.е. повторяющихся  последовательностей работ. В современных  инновационным же компаниях, по крайней  мере, 50% деятельности не может быть описана «процессно» и, следовательно, выпадает из модели, построенной с помощью систем моделирования предшествующих поколений. Таким образом, соотношение между поколениями выглядит следующим образом: «новые» системы могут делать все, что делают «старые», но не наоборот.

В основу нового поколения  систем организационного моделирования  были положены методы «управления знаниями» (УЗ), а именно онтологические модели предприятий (enterprise ontology). Онтологией в науке и философии издавна называли системное описание мира. Специализированные онтологии — это представление какой-либо части реального мира, в данном случае бизнес-систем. В такой онтологии вводится специальная для этой области система понятий, а также существующие связи между ними. В системах управления знаниями акцент делается на сущность отображаемых явлений или концептуализацию знаний о проблемной области, в которой формируется и стандартизуется метамодель организации. Моделирование в системах, основанных на онтологиях состоит в описании конкретного предприятия на основе метамодели, т.е разделяемой, признанной всеми системы понятий. В менеджменте такой системы пока еще не существует, поэтому он и не является точной наукой. Хотя работы в области enterprise ontology и являются важным шагом на этом пути. Онтологическая модель организации (ОМО) служит двойным методическим базисом: во-первых, как единый стандарт для создания необходимых моделей, во-вторых, как универсальный язык, понятный и наглядный на всех уровнях и в любых подразделениях организации и вне ее. Тем самым, помимо возможности конструирования моделей, описывающих реальную сложность организации, ОМО обеспечивает и терминологическую прозрачность менеджмента компании. Единая терминология является исходным условием эффективного функционирования любой целостной системы. Причем это инструмент, ориентированный на интероперабельность, под которой понимается возможность использования модели на различных уровнях иерархии, в разных подразделениях, на разных технических и программных платформах специалистами разной квалификации. На этой основе и строится прозрачная и сбалансированная модель системы управления и производственной деятельности, в которой могут анализироваться рациональность построения функциональных систем и бизнес-процессов, конструироваться полная система организационной документации и управленческой отчетности, осуществляться подготовка новых кадров на предприятиях.

Онтологическая модель не зависит от размера организации, ее отраслевой специфики и формы  собственности. Она служит универсальным  инструментом моделирования и проектирования организационного устройства компании, так как системность и универсальность  этого подхода позволяет взаимосвязано  отражать все элементы корпоративной  архитектуры (процессы, продукты, документы, компетенции, технологии, функции, стратегии, структуры организационные, финансовые, информационные и т. д.).

На практике подтверждается, что применения современных средств  информационной поддержки организационного менеджмента обычно приводит к следующим системным эффектам:

  • Общее улучшение управляемости и контроля на всех уровнях компании.
  • Снижение времени реакции организации на изменения внешней среды.
  • Усиление способностей к воплощению заданных стратегий.
  • Накопление и способность передачи организационных знаний.
  • Рост стоимости компании - за счет высокой оценки указанных выше факторов.

Управленческие задачи, которые  стояли в области материальных и  финансовых ресурсов решили информационные системы предыдущего поколения. Информационной основой управления организационным проектированием, как одной из главных управленческих задач компаний 21-го века, становятся современные системы бизнес - моделирования, построенные на технологии управления знаниями.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Процесс проектирования организационных  структур управления должен быть основан  на совместном использовании всех доступных  методов, а созданная модель отвечать требованиям, быть доступной в понимании  и воплощении в реальность. Создано  огромное количество программных комплексов для ПК, при помощи которых можно  рассчитать и визуально отобразить модель любой сложности и назначения. Управлять организацией и ее персоналом сегодня становится все сложнее  без грамотно составленной и работоспособной модели функционирования. Предприятия нуждаются в серьезном реформировании используемых методов управления персоналом, если они стремятся к достижению высоких результатов в своей сфере деятельности.

Сегодня можно  утверждать, что недооценка руководством как на макро-, так и на микроуровне эффективных современных методов управления производительным трудом становится одним из главных препятствий и наиболее слабым звеном управления развитием экономики.

Вместе с тем, как показывает практика, сущность, содержание и функциональные свойства управления персоналом как составной  организационной частью управленческого  процесса существенно расширились  и углубились.

В условиях развития коллективных форм собственности (акционерных  и партнерских компаний) и привлечения  работников к участию в управлении политика управления персоналом должна быть нацелена на расширение сотрудничества персонала и администрации для  достижения общих целей, стоящих  перед фирмой. Это непосредственно  побуждает персонал к развитию потенциальных  способностей, более интенсивной и продуктивной трудовой деятельности, творческому отношению к труду. Творческий подход, в свою очередь, обусловливает повышение самостоятельности и ответственности работников за выполняемую работу, активное участие в принятии управленческих решений, непосредственную заинтересованность в результатах своего труда.

Все это означает актуальную потребность более основательного изучения и внедрения современных  методов организационного проектирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Организация производства – под ред. Туровца О.Г., М., 2005г.
  2. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 1998.
  3. Информация с web – сайтов bigc.ru, Wikipedia.ru, и др.

 


Информация о работе Моделирование в организационно-техническом проектировании