Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 01:31, реферат
Проекты в отличие от научных моделей разрабатываются с такой степенью детализации, какая необходима для их практической реализации. В общем виде организационное проектирование предприятий и их персонала – это моделирование организационной системы, производимое либо перед строительством, созданием нового предприятия, либо перед значительными организационными преобразованиями действующих предприятий. Можно заметить, что предметом оргпроектирования становятся все более крупные части предприятия.
Поэтому, одна из серьезных ошибок, замедляющих развитие предприятий — отношение к технологиям исключительно как к средству. В классических бизнес-школах учат, что сначала нужно разработать стратегию и только затем подобрать инструменты. Современный подход заключается в том, что наличие новых средств может определять стратегию. Это относится как к бизнес-стратегиям, так и к стратегиям функциональным, в том числе к стратегии «организационного развития». Многие новые способы организации деятельности, не поддержанные технологией (прежде всего, программным обеспечением и средствами коммуникации), просто не могут быть внедрены.
Именно здесь на сцену
выходит «онтологический
В начале 21 века стало очевидно,
что произошла очередная «смена
поколений» в области систем моделирования.
Этапы эволюции этих систем определялись
сменой объектов моделирования: от моделирования
данных для обработки на ЭВМ к
моделированию процессов, обрабатывающих
эти данные в информационных системах
(ИС), и, наконец, к моделированию
систем организационных, в которых
ИС являются лишь одним из инструментов
поддержки оптимально организованной.
Каждый из последующих объектов моделирования,
существенно сложнее
Центральное понятие в системах моделирования предыдущего поколения – автоматизируемые процессы, т.е. моделирование, рассматривается в качестве подготовительной работы к внедрению ИС. В настоящее время для таких систем наиболее актуальна задача скорейшего перехода от описаний процессов к их непосредственному исполнению, т.е. сокращение времени настройки ИС. Из-за большой длительности модификации ИС при изменении бизнес-моделей они стали тормозом в развитии компаний. Поэтому основные усилия ИТ-специалистов сейчас направлены на повышение адаптивности информационных систем, построению, так называемых «сервисно-ориентированных архитектур» (SOA), т.е. информационных систем в которых основным элементом являются не жестко запрограммированные приложения, а так называемые «сервисы», пакеты подпрограмм, воспринимающие команды программы верхнего уровня, записанной на специальном языке моделирования процессов. Этот подход можно сравнить с переходом в материальном производстве от автоматических линий, ориентированных на один вид продукции к универсальным программируемым обрабатывающим центрам. Системы, базирующиеся на «онтологическом инжиниринге» решают задачи описания автоматизируемых бизнес-процессов, по крайней мере, не менее эффективно традиционных систем. Но при решении задач организационного проектирования, построения организационных, а не информационных систем, речь должна идти уже не о соревновании в скорости моделирования одинаковых типов задач, а о принципиальной невозможности решать новые задачи моделирования старыми методами и средствами.
Принципиальное отличие
в том, что «организационные системы»,
а вернее «корпоративная архитектура»
выстраиваются принципиально
Графические средства, которые
лежали в основе моделирования информационных
систем, не справляются со сложностью
и масштабом новых объектов и
они не могут быть основными, а
тем более единственными при
конструировании
В основу нового поколения систем организационного моделирования были положены методы «управления знаниями» (УЗ), а именно онтологические модели предприятий (enterprise ontology). Онтологией в науке и философии издавна называли системное описание мира. Специализированные онтологии — это представление какой-либо части реального мира, в данном случае бизнес-систем. В такой онтологии вводится специальная для этой области система понятий, а также существующие связи между ними. В системах управления знаниями акцент делается на сущность отображаемых явлений или концептуализацию знаний о проблемной области, в которой формируется и стандартизуется метамодель организации. Моделирование в системах, основанных на онтологиях состоит в описании конкретного предприятия на основе метамодели, т.е разделяемой, признанной всеми системы понятий. В менеджменте такой системы пока еще не существует, поэтому он и не является точной наукой. Хотя работы в области enterprise ontology и являются важным шагом на этом пути. Онтологическая модель организации (ОМО) служит двойным методическим базисом: во-первых, как единый стандарт для создания необходимых моделей, во-вторых, как универсальный язык, понятный и наглядный на всех уровнях и в любых подразделениях организации и вне ее. Тем самым, помимо возможности конструирования моделей, описывающих реальную сложность организации, ОМО обеспечивает и терминологическую прозрачность менеджмента компании. Единая терминология является исходным условием эффективного функционирования любой целостной системы. Причем это инструмент, ориентированный на интероперабельность, под которой понимается возможность использования модели на различных уровнях иерархии, в разных подразделениях, на разных технических и программных платформах специалистами разной квалификации. На этой основе и строится прозрачная и сбалансированная модель системы управления и производственной деятельности, в которой могут анализироваться рациональность построения функциональных систем и бизнес-процессов, конструироваться полная система организационной документации и управленческой отчетности, осуществляться подготовка новых кадров на предприятиях.
Онтологическая модель не
зависит от размера организации,
ее отраслевой специфики и формы
собственности. Она служит универсальным
инструментом моделирования и проектирования
организационного устройства компании,
так как системность и
На практике подтверждается, что применения современных средств информационной поддержки организационного менеджмента обычно приводит к следующим системным эффектам:
Управленческие задачи, которые
стояли в области материальных и
финансовых ресурсов решили информационные
системы предыдущего поколения.
Информационной основой управления
организационным
Заключение
Процесс проектирования организационных структур управления должен быть основан на совместном использовании всех доступных методов, а созданная модель отвечать требованиям, быть доступной в понимании и воплощении в реальность. Создано огромное количество программных комплексов для ПК, при помощи которых можно рассчитать и визуально отобразить модель любой сложности и назначения. Управлять организацией и ее персоналом сегодня становится все сложнее без грамотно составленной и работоспособной модели функционирования. Предприятия нуждаются в серьезном реформировании используемых методов управления персоналом, если они стремятся к достижению высоких результатов в своей сфере деятельности.
Сегодня можно утверждать, что недооценка руководством как на макро-, так и на микроуровне эффективных современных методов управления производительным трудом становится одним из главных препятствий и наиболее слабым звеном управления развитием экономики.
Вместе с тем, как показывает практика, сущность, содержание и функциональные свойства управления персоналом как составной организационной частью управленческого процесса существенно расширились и углубились.
В условиях развития коллективных форм собственности (акционерных и партнерских компаний) и привлечения работников к участию в управлении политика управления персоналом должна быть нацелена на расширение сотрудничества персонала и администрации для достижения общих целей, стоящих перед фирмой. Это непосредственно побуждает персонал к развитию потенциальных способностей, более интенсивной и продуктивной трудовой деятельности, творческому отношению к труду. Творческий подход, в свою очередь, обусловливает повышение самостоятельности и ответственности работников за выполняемую работу, активное участие в принятии управленческих решений, непосредственную заинтересованность в результатах своего труда.
Все это означает
актуальную потребность более
Список литературы
Информация о работе Моделирование в организационно-техническом проектировании