Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 23:12, контрольная работа
Проблема качества в настоящее время является во всем мире одной из наиболее актуальных, и интерес к ней неуклонно возрастает. Это связано с тем, что качество продукции определяет приоритеты на рынке, экономическую безопасность государства, во многом обеспечивает устойчивое развитие цивилизации, сохранение окружающей среды, здоровья и благополучия человека. Качество – весьма сложная противоречивая и неочевидная категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим стимулом деятельности каждого человека и общества в целом.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Концепция Всеобщего управления качеством – ТQM
1.1 Сущность, цели и задачи TQM…………………………………………...5
1.2 Основные принципы реализации TQM………………………………….7
2.Опыт применения и развития систем менеджмента качества. Система
Кайдзен………………………………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………...….15
Список используемой литературы…………………………………………..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВПО
«УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
первого Президента России Б.Н. Ельцина»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление качеством»
Выполнил:
Студент группы ФОО – 500432
Изгина Ю.А.
Проверил: доцент
Иванова О.Р.
2011г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Концепция Всеобщего управления качеством – ТQM
1.1 Сущность, цели и задачи TQM…………………………………………...5
1.2 Основные принципы реализации TQM………………………………….7
2.Опыт применения и развития систем менеджмента качества. Система
Кайдзен……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..16
3
Введение
Проблема качества в настоящее время является во всем мире одной из наиболее актуальных, и интерес к ней неуклонно возрастает. Это связано с тем, что качество продукции определяет приоритеты на рынке, экономическую безопасность государства, во многом обеспечивает устойчивое развитие цивилизации, сохранение окружающей среды, здоровья и благополучия человека. Качество – весьма сложная противоречивая и неочевидная категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим стимулом деятельности каждого человека и общества в целом. В большинстве стран мира повышение качества стало национальной идеей в результате огромных усилий правительства, руководства фирм и компаний, направленных на обеспечение высокого качества продукции, услуг и работ, процессов. Достижения в области качества определили развитие новых направлений в науке, сферах производства, образования, обеспечения физического и нравственного здоровья человека и окружающей среды, предотвращения техногенных и антропогенных катастроф. В недалеком будущем в наиболее выгодном положении окажутся именно те государства, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность общественного труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции, выпускаемой национальной промышленностью. А это прямой путь к процветанию экономики и достойному уровню жизни граждан. Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название — всеобщего управление качеством. Качество является главным фактором социального устройства и деятельности людей, а также имеет фундаментальное значение для развития общества. Цель контрольной работы заключается в исследовании
4
концепции Всеобщего управления качеством (TQM - Total Quality Management) и рассмотрение системы Кайдзен.
5
1. Концепция Всеобщего управления качеством - ТQM
1.1 Сущность, цели и задачи TQM .
Мировая практика убеждает,
что на развитых рынках в сложных
условиях конкурентной борьбы побеждают
лишь те, кто руководствуется
TQM — всеобщий менеджмент на основе качества, охватывающий всю деятельность организации и нацеленный на командную работу.Основу современного TQM составляет разработка долговременной стратегии высшего руководства в области качества, участие в ее реализации всего персонала в интересах самой организации, ее сотрудников, потребителей и общества в целом.
Методология TQM была внедрена прежде всего на промышленных предприятиях. В пищевой промышленности она включала следующие направления: максимальное удовлетворение запросов потребителей, уменьшение себестоимости продукции, производство бездефектной продукции и др. Основными здесь были три элемента управления: контроль качества со стороны руководства предприятия за выпуском бездефектной продукции; обеспечение высокого качества путем соблюдения национальных и международных стандартов и дальнейшее повышение качества. Первая крупная попытка объединить накопленный в этой области
6
опыт и знания завершилась созданием в США Национальной премии по качеству им. Малкольма Болдриджа (1987). Разработчики премии во многом использовали опыт Японской премии по качеству — премии Э. Деминга (Deming Application Prize), но стремились выработать американский подход с учетом традиций в области качества, существовавших в США.С появлением премии М. Болдриджа зародился новый подход к внедрению принципов TQM в деятельность организаций и совершенствованию бизнеса. Критерии премии М. Болдриджа стали основой для многих национальных конкурсов качества во всем мире.
Основными целями TQM являются:
• Ориентация всего предпринимательства и всех усилий организации на выполнение требований и ожиданий потребителей (заказчиков).
• Возведение качества в важнейшую цель предпринимательства.
• Оптимальное использование всех ресурсов организации. Философские аспекты TQM объединены в три группы:
• аспекты качества: удовлетворение требований внешних и внутренних потребителей; обеспечение в организации качества процессов и качества менеджмента;
• аспекты менеджмента:
применение цикла Э. Деминга; базирование
решений на фактах; использование
инноваций в стратегическом планировании
и прогнозировании
• аспекты гуманизма: вовлечение персонала в деятельность по TQM; самооценка деятельности.
7
1.2 Основные принципы реализации TQM
Основные принципы TQM, принятые в большинстве развитых стран, следующие:
• Роль высшего руководства;
• ориентация организации на потребителя;
• процессный подход;
• постоянное совершенствование;
• принятие решений на основе фактов;
• системный подход к управлению;
• вовлечение персонала;
• взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Роль высшего руководства
Руководитель организации, как известно, управляет только людьми и не участвует в производственных процессах "Руководить — значит приводить к успеху других", — таково его предназначение. Он публично провозглашает свою приверженность идее непрерывного совершенствования и ежедневной практической деятельностью воплощает эту идею.
Деятельность руководителя должна быть направлена на удовлетворение потребностей заказчиков (потребителей) путем реализации следующих действий:
• принятия решения на основе фактов
• акцентирования внимания на процессах
• непрерывного совершенствования
• всеобщего участия сотрудников
8
Ориентация организации на потребителя
Конкуренция в области качества вынуждает организацию добиваться того, чтобы именно ее продукцию приобрел потребитель. Поэтому предметом конкуренции является ценность, воспринимаемая потенциальным потребителем (заказчиком).
Потребитель служит главным
элементом обеспечения
Процессный подход
Процессы как организованные действия, направленные на достижение поставленных целей, играют важнейшую роль в реализации принципов TQM. Процессный подход позволяет устранить организационные барьеры. Используемые в организации процессы бывают трех видов:
• индивидуальный, выполняемый отдельными исполнителями;
• функциональный, или вертикальный, отражающий деятельность организации по вертикали и соответствующий ее структуре взаимодействия руководителей, отделов, подразделений и служащих компании;
• горизонтальный, пересекающий
по горизонтали деятельность компании
и представляющий собой совокупность
взаимосвязанных
Постоянное совершенствование
Данный принцип связан
с необходимостью создания в организации
условий, позволяющих осуществлять
любую инновационную
Принцип постоянного улучшения реализуется путем осуществления следующих действий:
9
• определения постоянного улучшения продукции, процессов и систем основной целью каждого сотрудника организации;
• постоянного повышения
• создания системы мер для установления, отслеживания и стимулирования улучшений;
• обучения всех сотрудников
организации соответствующим
Принятие решений на основе фактов
Сущность этого принципа состоит в том, что для решения сложных проблем, связанных с бизнесом, необходимо использовать объективный, основанный только на достоверных данных подход. Принцип принятия решений на основе фактов реализуется организацией следующим образом:
• обеспечением достаточно полными, достоверными и точными данными;
• анализом данных и информации;
• использованием статистических методов управления качеством и процессами;
• принятием решений и выполнением действий, базирующихся на результатах логического анализа соотношения практического опыта и интуиции;
• использованием информационных технологий.
Весь персонал — от высшего руководства до рядового сотрудника — должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. В концепции TQM персонал рассматривается как главный ресурс организации, которая должна создать все условия для максимального использования его творческого потенциала. Принцип всеобщего участия сотрудников претворяется в следующих действиях:
• принятии на себя ответственности за решение проблем;
• активном поиске возможностей улучшений;
• повышении профессионализма;
• передаче знаний и умений другим членам коллектива;
10
• ориентации на постоянное улучшение;
• рационализаторстве и творчестве;
• поддерживании имиджа организации потребителями и обществом.
При полной вовлеченности сотрудников достигается мощный эффект, при котором совокупный результат коллективной работы существенно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей [8].
Взаимовыгодное отношение с поставщиками
Каждая организация
тесно связана со своими поставщиками,
поэтому целесообразно
• правильно выбрать ключевых поставщиков;
• установить с поставщиками отношения партнерства на основе баланса между краткосрочными целями и долгосрочными планами как организации, так и общества в целом;
• создать простые и открытые взаимоотношения
• инициировать совместное совершенствование продукции и процессов;
• совместно определять потребности потребителей;
• обмениваться информацией и планами на будущее;
• признавать достижения поставщиков [3].
Достижения в области качества определили развитие новых направлений в науке, сферах производства, образования, обеспечения физического и нравственного здоровья человека и окружающей среды, предотвращения техногенных и антропогенных катастроф. В недалеком будущем в наиболее выгодном положении окажутся именно те государства, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность общественного труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции, выпускаемой национальной промышленностью.
11
2.Опыт применения и развития систем менеджмента качества. Система Кайдзен.
Кайдзен зародился в Японии. Само слово является составным, и включает в себя два других - «кай»(изменение) и «дзен»(хороший, к лучшему). Автором этой концепции менеджмента является Масааки Имаи. Он считает, что кайдзен - это постоянное стремление к совершенствованию всего, что мы делаем, воплощенное в конкретные формы, методы и технологии. Этот метод используют выдающиеся компании: Toyota, Nissan, Canon, Honda, Komatsu, Matsushita...
Кайдзен далеко не всегда лежит на поверхности. Часто, этот процесс совершенно незаметен, так как в его основе лежит постепенное, незаметное совершенствование.
Информация о работе Опыт применения и развития систем менеджмента качества