Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:36, реферат
Организационное поведение (ОП) как учебная дисциплина представляет собой сложную область знаний, исследующую различные явления и процессы, охватывающие большой объем специфических терминов и понятий, связанных со многими общественными и естественнонаучными дисциплинами. Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс освоения дисциплины.
Сущность и значение организационного поведения в управлении
Виды организационного поведения
Понятие команды в управлении, признаки команды
Этапы и принципы формирования команды
Понятие и значение стиля руководства в управлении
Теория стиля руководства Р. Лайкерта
2. Межличностный подход (интерперсональный) — сфокусирован на улучшении межличностных отношений в группе и основан на том, что межличностная компетентность увеличивает эффективность существования группы как команды. Его цель — увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также увеличение внутрикомандных коммуникаций.
3. Ролевой подход — проведение
дискуссии и переговоров среди
членов команды относительно
их ролей; предполагается, что
роли членов команды частично
перекрываются. Командное
4. Проблемно-ориентированный
Можно выделить два типа команд: I)
постоянные, «рабочие» команды, имеющие
опыт совместной работы и включающие
лидера-руководителя и подчиненных;
2) специфические — только появившиеся,
заново созданные благодаря
Как правило, формирование команд протекает по четырем направлениям:
1) диагностика;
2) достижение или выполнение задачи;
3) командные взаимоотношения;
4) командные процессы
Выделяют также следующие
• вход в рабочую группу (сбор данных);
• диагностика групповых проблем;
• подготовка решений и составление плана действий (активное планирование);
• выполнение плана действий (активный процесс);
• мониторинг и оценивание результатов.
Кратко рассмотрим способы реализации каждой стадии в процессе формирования команд.
1/ Вход в рабочую группу. Цель
— сбор данных и проведение
диагностики: встреча
Однако главная цель формирования
команды — самостоятельное
Нередко команде препятствует эффективно работать само руководство или менеджер. Если же оно (руководство) не осознает этого, то ситуация становится особенно трудной, пока члены команды не вступают в конфронтацию с ним. Если эта проблема в процессе формирования команды не решается (или избегается), то сам процесс будет совершенно бесполезен, поскольку главная проблема тщательно замалчивается.
Возможна и другая ситуация. Консультант
четко определяет, готовы ли члены
команды к конструктивному
2. Диагностика групповых проблем.
В ходе совместной работы определяются самые важные (актуальные) командные проблемы, и группа может достичь нового равновесного состояния, которое устанавливает более высокий уровень личного участия и общекомандного климата.
3. Подготовка решений и
При четком определении проблемы решение вырабатывается в ходе установления консенсуса и отбора одного или более способов выполнения.
4. Выполнение плана действий (активный
процесс). Цель — достижение
Группа критикует свою эффективность,
анализирует свой способ действия по
осуществлению командной задачи
и пытается выработать стратегию
для улучшения своей
В активной стадии процесса формирования команды выделяются четыре основные цели:
1) изменение набора целей или приоритетов;
2) анализ и распределение
3) анализ норм, способа принятия решений, коммуникаций;
4) определение взаимосвязей
Продолжительность таких встреч от
одного до трех дней. Встречи должны
проходить вне рабочего места. Для
ситуативной диагностики
На основании полученной информации консультант готовит программу обучения с применением активных форм работы, направленную на осознание группой актуальной ситуации, возникающих проблем, возможных способов их решения.
Такая совместная деятельность способствует
возникновению чувства «
5. Мониторинг и оценивание
Формирование команды влияет на эффективность всей последующей ее деятельности: руководство и качество принятия решений улучшаются; изменяется командная субкультура (обычно — в сторону большей открытости); появляются напористость в отстаивании своей позиции, кооперация между всеми членами команды.
Резюме
1. Повышение эффективности
2. Организационная культура
3. Для повышения эффективности
командных форм управления
4. В успешных управленческих
группах выработка и принятие
решений осуществляются
5. Командой называют небольшое
количество человек (чаше
6. Командные формы управления
реализуются в целях решения
проблем и подготовки
7. Среди факторов, влияющих на
образование команды как
8. Под командообразованием понимается развитие группы из формальной управленческой структуры в контактную группу с особой субкультурой.
9. В развитии команды можно идентифицировать 4 основных этапа: адаптация, группирование и кооперация, нормирование деятельности и функционирование.
10. Существует три уровня
5. Стиль управления - это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата. Для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от начальника огромное значение имеет то, как в каком тоне отдан приказ, как при этом вел себя начальник, учитывал ли при этом его, подчиненного, мнение, его профессиональный потенциал, возможности. В этом как раз и проявляется стиль руководства. Руководитель осуществляет управление группой людей (организацией) в соответствии с присущим ему стилем управления. Понятие «стиль управления» возникло вслед за выделением управленческого труда в деятельности организации. Но в отличие от менеджмента стиль управления не имеет самостоятельных этапов своего развития и прямой зависимости от развития науки и практики управления. Основное отличие в том, что управление отбрасывает устаревшие методы (методики, модели, положения), обогащаясь новыми формами и методами. Стиль отражает не только передовой опыт. Понятием «стиль управления» обозначается всякая форма, в которой менеджерами выполняются задачи управления.
Существует взаимосвязь
Стиль находится на стыке следующих взаимосвязей:
• законы – принципы – методы – стиль;
• законы – принципы – стиль – методы;
• цель – задачи – методы – стиль;
• задачи – функции – качества руководителя – стиль.
Четыре взаимосвязанных
Взаимосвязи стиля с
Стиль подчинен также законам,
Единство задач, функций,
методов управления, качеств руководителя
и позиций управленческих
Стиль управления – это система сложившихся и постоянно применяемых принципов, манер поведения, правил, процедур, реакций на возникающие ситуации, методов, свойственных для определенного государства, организации и личности.
В зависимости от того, какими принципами руководствуется государство, организация или личность в своей жизнедеятельности, формируются определенные стили управления.
В основном выделяют три
стиля руководства:
Авторитарный стиль управления - совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели. Авторитарный руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения.