Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 09:07, реферат
Очень остро стоит вопрос о гармонизации отечественных правил стандартизации, метрологии и сертификации с международными правилами, поскольку это является важным условием вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и дальнейшей деятельности страны в рамках этой организации.
Итак, переход страны к рыночной экономике а присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителя заставит специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.
ВВЕДЕНИЕ
Суть метрологии
Цели создания метрологической службы на предприятии
Законодательные основы метрологического обеспечения на предприятии
Структура метрологической службы предприятия
Права и обязанности метрологических служб
Задачи, решаемые метрологической службой на предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Суть метрологии
Цели создания метрологической службы на предприятии
Законодательные основы метрологического обеспечения на предприятии
Структура метрологической службы предприятия
Права и обязанности метрологических служб
Задачи, решаемые метрологической службой на предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг -- важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
За рубежом уже в начале 80-х гг. пришли к выводу, что успех бизнеса определяется прежде всего качеством продукции и услуг. 80% опрошенных при обследовании 200 крупных фирм США ответили, что качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Отсюда вывод: овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде -- стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит, и коммерческого успеха.
Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Достаточно вспомнить, как в разбитых и раздавленных во второй мировой войне Японии и Германии умелое применение методов стандартизации и метрологии позволило обеспечить качество продукции и тем самым дать старт обновлению экономики этих стран. Сейчас часто вспоминают высказывание русского философа и политического мыслителя И.А.Ильина (1883--1954): “...русскому народу есть только один исход и одно спасение -- возвращение к качеству и его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изживаются до конца”.
Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Стандарты на процессы и документы (управленческие, товаросопроводительные, технические) содержат те “правила игры”, которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли для заключения взаимовыгодных сделок.
Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Сегодня поставщику недостаточно строго следовать требованиям прогрессивных стандартов -- надо подкреплять выпуск товара и оказание услуги сертификатом безопасности или качества. Наибольшее доверие у заказчиков и потребителей вызывает сертификат на систему качества. Он создает уверенность в стабильности качества, в достоверности и точности измеренных показателей качества, свидетельствует о высокой культуре процессов производства продукции и предоставления услуг.
В перспективе по ряду товаров и услуг подтверждение соответствия установленным требованиям будет производиться не только посредством сертификации, но и самим изготовителем продукции или исполнителем услуги, т. е. первой стороной. В этих условиях возрастают роль и ответственность руководителей организаций в грамотном применении персоналом правил стандартизации, метрологии и сертификации.
Соблюдение правил метрологии в различных сферах коммерческой деятельности (торговле, банковской деятельности и пр.) позволяет свести к минимуму материальные потери от недостоверных результатов измерений.
Очень остро стоит вопрос о гармонизации отечественных правил стандартизации, метрологии и сертификации с международными правилами, поскольку это является важным условием вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и дальнейшей деятельности страны в рамках этой организации.
Итак, переход страны к рыночной экономике а присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителя заставит специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.
СУТЬ МЕТРОЛОГИИ
Постоянно растут требования к точности измерений. В таких условиях, чтобы разобраться с вопросами и проблемами измерений, метрологического обеспечения и обеспечения единства измерений, нужен единый научный и законодательный фундамент, обеспечивающий в практической деятельности высокое качество измерений, независимо от того, где и с какой целью они проводятся.
Таким фундаментом является метрология.
Сегодня измерение и метрология пронизывают все сферы жизни. Только родившийся человек, еще не имея имени, сразу становится объектом измерений. В первые минуты жизни к нему применяют средства измерений длины, массы и температуры. В повседневной жизни мы также постоянно сталкиваемся с количественными оценками. Мы оцениваем температуру воздуха на улице, следим за временем, решаем насколько выгодно и рационально практически любое наше действие. С измерениями связана деятельность человека на любом предприятии. Инженеры промышленных предприятий осуществляющие метрологическое обеспечение производства должны иметь полные сведения о возможностях измерительной техники, для решения задач взаимозаменяемости узлов и деталей, контроля производства продукции на всех его жизненных циклах.
Метрология занимает особое место среди технических наук, т.к. метрология впитывает в себя самые последние научные достижения и это выражается в совершенстве ее эталонной базы и способов обработки результатов измерений.
Метрология стала наукой, без знания которой не может обойтись ни один специалист любой отрасли. В настоящее время метрология развивается по нескольким направлениям. Если еще в начале 20-го века под словом метрология понималась наука, главной задачей которой было описание всякого рода мер, применяемых в разных странах, то теперь это понятие приобрело гораздо более широкий научный и практический смысл, расширилось содержание метрологической деятельности и появилось понятие - метрологическое обеспечение производства.
ЦЕЛИ
МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ создается для организации и проведения деятельности предприятия по обеспечению единства, точности и достоверности проводимых измерений как важнейшего условия реализации требований по безопасности и качеству к производимой продукции, оказываемым услугам, проводимым работам
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА
26 июня 2008г. принят Закон РФ «Об обеспечении единства измерений», которым установлены основные положения обеспечения единства измерений в стране.
Закон устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в РФ, регулирует отношения государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами, по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи проката и импорта СИ и направлен на защиту прав и законных интересов граждан установленного порядка и экономики РФ от отрицательных воздействий недостоверных результатов измерений.
В Законе содержатся статьи, регламентирующие калибровку
(поверку) средств измерений и их сертификацию. В Законе определяются виды ответственности за нарушения Закона.
Закон содержит 7 разделов, включая 27 статей.
Структура, права и обязанности МС юридических лиц определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями юридических лиц. Объединения юридических лиц могут назначать головные и базовые организации метрологической службы объединений юридических лиц. Положения о головных , базовых организациях объединений юридических лиц, а также положения о МС юридических лиц разрабатываются на основании ПР 50-732-93 «ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления и юридических лиц». Такие положения утверждаются соответственно руководителями объединений юридических лиц или руководителями юридических лиц.
СТРУКТУРА МО
Программы метрологического
обеспечения разрабатывают с целью внедрения
в практику применения новых правовых
норм, установленных Законом "Российской
Федерации" Об обеспечении единства
измерений", а также обеспечения единства
и требуемой точности измерений при проведении
сертификационных испытаний продукции,
при контроле за состоянием окружающей
природной среды и контроле условий труда,
обеспечения конкурентоспособности продукции
и прибыльности ее изготовления на предприятиях
раз личных отраслей народного хозяйства
акционерных обществ, концернов, объединений
(далее предприятий и организаций), независимо
от их ведомственной принадлежности и
форм собственности.
Метрологические службы юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений) независимо от их подчиненности и форм собственности образуются, как правило, в виде самостоятельных структурных подразделений для выполнения задач по обеспечению единства и требуемой точности измерений при проведении исследований, разработок, испытаний, в производстве и (или) эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за юридическим лицом, а также для осуществления метрологического контроля н надзора, и возглавляются главными метрологами.
В состав метрологических служб могут входить самостоятельные калибровочные лаборатории, а также структурные подразделения по ремонту средств измерений.
В работе метрологических служб используются следующие ресурсы:
- поверенные рабочие эталоны и поверочные
установки, снабженные современной измерительной
техникой;
- квалифицированный персонал;
- помещения, отвечающие методикам поверки,
санитарным нормам, требованиям безопасности
труда и охраны окружающей среды.
Метрологическая служба предприятия (МСП) должна состоять из следующих звеньев:
- главный метролог, осуществляющий руководство всеми работами по метрологическому обеспечению;
- служба главного метролога, включающая, если это целесообразно, лабораторию (группу) поверки, калибровки и ремонта СИ;
Допускается возложение отдельных функций метрологической службы на иные структурные подразделения юридических лиц.
Права и обязанности структурных подразделений метрологической службы или иных организационных структур по обеспечению единства и требуемой точности измерений в центральном аппарате государственных органов управления Российской Федерации, головных и базовых организация метрологической службы, а также на предприятиях, объединениях, организациях и учреждениях, пользующихся правами юридического лица, определяются Положением о метрологической службе государственного органа управления или юридического лица.
Положение о метрологической службе юридических лиц содержит информационные данные о юридическом лице и определяет структуру метрологической службы и ее звеньев, их задачи, обязанности и права.
Положение МС должно быть разработано в соответствии с ПР 50-732-93 «Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления и юридических лиц». Структура метрологической службы указывается в паспорте МС.
Метрологическая служба должна иметь систему обеспечения качества, соответствующую ее деятельности в области поверки и объему выполняемых работ.
Руководство по качеству МС должно содержать следующие основные разделы:
− политика в области качества;
− описание метрологической службы;
− персонал;
− оборудование;
− документация на поверку;
− помещения, окружающая среда;
− порядок приема и регистрации средств
измерений на поверку;
− методика проведения поверки;
− архивы.
Политика в области качества должна содержать цель, используемые ресурсы.
Структура и штаты метрологической службы
определяются руководителем юридического
лица, исходя из объемов работ и с учетом
того, что работы по обеспечению единства
измерений относятся к основным видам
работ, а подразделения метрологической
службы - к основным производственным,научно-
В своей деятельности метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц руководствуются законодательством Российской Федерации,в том числе Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", законодательными актами республик в составе Российской Федерации, актами, принятыми администрацией автономной области, автономных округов, краев, областей и городов, стандартами и другими нормативными документами Государственной системы обеспечения единства измерений Российской Федерации, постановлениями Госстандарта России, другими нормативными документами, Положением о метрологической службе.
В составе концернов, акционерных обществ, ассоциаций, межотраслевых объединений (объединений юридических лиц) по решению руководящих органов объединений может создаваться метрологическая служба, включающая службу главного метролога объединения, головные и базовые организации метрологической службы, выполняющие свои функции на основании договоров с предприятиями, метрологические службы предприятий (организаций), возглавляемые главными метрологами.
Информация о работе Организация метрологической службы на предприятии