Организация системы обучения персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Успешное развитие компании возможно только в том случае, если люди обладают знаниями, умениями, желанием высокопроизводительно трудиться. Так как обучение не является чем-то внешним по отношению к основной функции организации, то оно должно играть объединяющую роль в достижении организацией основных целей. И если компания решила, что персонал нужно обучать - это признак благополучно развивающейся организации, готовой вкладывать деньги в свое будущее.

Содержание работы

Введение 3
1. Организация системы обучения персонала 5
1.1 Понятие обучения персонала 5
1.2 Определение в потребности обучения персоналом 6
1.3 Основные задачи, решаемые в ходе обучения 11
2 Способы обучения сотрудников в турфирме 14
2.1 Тренинги 14
2.2 Деловые игры 15
2.3 Ротация 16
2.4 Лекции 17
2.5 Наставничество 18
2.6 Обсуждения в группах 19
2.7 Разбор проблемных ситуаций 20
3. Разработка обучения персонала на примере турфирмы«Island of dream» 21
3.1 Общая характеристика деятельности турфирмы 21
3.2 Особенности управления персоналом туристской фирмы 22
3.3 Профессионализм персонала туристской фирмы 24
Заключение 27
Словарь 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

упр персоналом2003.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

 

Негосударственное общеобразовательное учреждения среднего специального образования

«Иркутский  институт международного туризма»

 

 

Дисциплина: управление персоналом

Кафедра: экономики и менеджмента

Курсовой проект

На тему: «Организация системы обучения персонала»

 

 

 

 

Выполнил: студентка

Бузунова Надежда

III курса, группы МТ-09

Проверила:

Гимельштейн И.В.

 

 

 

 

 

 

Иркутск - 2012

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Успешное развитие компании возможно только в том случае, если люди обладают знаниями, умениями, желанием высокопроизводительно трудиться. Так как обучение не является чем-то внешним по отношению к основной функции организации, то оно должно играть объединяющую роль в достижении организацией основных целей. И если компания решила, что персонал нужно обучать - это признак благополучно развивающейся организации, готовой вкладывать деньги в свое будущее.

Развитие или обучение персонала в организации, на наш  взгляд, может иметь три приоритетных области применения: при поступлении  нового сотрудника на работу, при назначении уже работающего сотрудника на новую должность, по результатам аттестации персонала, выявившей недостаточную квалификацию сотрудника. В связи с тем, что практически каждая организация действует в быстро меняющейся среде, образование и обучение должны быть непрерывными. Работая в организации, сотрудник постоянно должен совершенствовать свое образование, осваивая теоретическую часть профессии и приобретая практические навыки.

Промышленность, знания и технологии развиваются настолько  быстро, что в течение каждых пяти лет количество информации удваивается. Сейчас невозможно в процессе трудовой жизни (30 - 40 лет) пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в специальной школе или высшем учебном заведении.

Профессиональная деятельность не только ставит перед человеком  определенные требования, но и накладывает зримый отпечаток на его личность и образ жизни. При определении характеристик персонала, которые способствуют осуществлению эффективной трудовой деятельности, требуется проведение психологического анализа личности с выявлением специфических особенностей. Это позволяет не только глубже понять и изучить ее, но и создать систему организационных мероприятий, направленных на повышение ее эффективности.

Развитая система обучения персонала становится эффективным  средством в арсенале организации, для решения важных производственных задач. Для развития и профессионального совершенствования все чаще прибегают к программам краткосрочного обучения персонала - так называемым психологическим тренингам. На сегодня имеется множество положительных примеров, когда обучение и подготовка персонала в контексте общей психологической работы в структуре организации, непосредственно оказывало существенное влияние на эффективность работы и успех компании.

Объектом данной курсовой работы является исследуемая организация, а предметом – организация системы обучения персонала в туристской фирме «Island of dream».

Цель данной курсовой работы это исследование теоретических  основ управление персоналом, разработка системы обучения в турфирмы.

Задачи курсовой работы:

  1. Исследовать понятие обучения персонала
  2. Разработать систему обучения сотрудников
  3. Определить способы обучения сотрудников.

Работа состоит  из введения, трех глав, включающих в себя по три параграфа, заключения и списка литературы. Во введении мы раскрываем актуальность данной темы, выявляем объект и предмет, рассматриваем цели курсовой работы. В первой главе раскрывается понятие обучения персонала, рассматриваются его основные элементы. Во второй главе определяем способы обучения сотрудников в турфирмы «Island of dream». В третьей главе разрабатываем систему обучения турфирмы «Island of dream». В заключении мы делаем выводы, смотрим выполнение цели и задач курсовой работы и подводим итоги.

1. Организация системы обучения персонала

1.1 Понятие обучения персонала

 

Обучение рабочего персонала фирмы - это систематический  процесс целенаправленного изменения  знаний, рабочих навыков, мотивации  или поведения[1].

Сегодня часто  практикуется использование понятия  тренинг (“training”) как синоним понятия «обучение», что в принципе не совсем верно отражает смысл процесса, поскольку в переводе “training” означает “натаскивание” и используется в профессиональной среде для обозначения собственно, одного из способов организации и проведения обучения.

Например, процесс разработки и внедрения позволяет привлечь практически всех сотрудников к участию в составлении описаний процессов системы управления качества. В таком режиме работники не только чувствуют свою причастность к жизни компании, но и осознают собственную значимость и важность порученных им заданий.

В первую очередь  руководитель должен сам понимать, что такое мероприятие, как обучающий процесс является важным фактором удачной работы его подчиненных, он должен не только сам быть заинтересован в повышении уровня профессиональной подготовки, но и суметь заинтересовать остальных. Высшее руководство должно на собственном примере показать, что обучение необходимо, тогда и менеджеры среднего звена, и рядовые сотрудники турфирмы осознают важность мероприятия.

Важным этапом перед непосредственным процессом обучения является постановка целей обучения.

В идеале руководитель, рассматривая вопрос о проведении обучения, должен понимать, какую пользу получит  организация в результате. Часто  бывает так, что руководство организации, заказав обучение учебному центру, формулирует задачи, которые, по его мнению, должны быть решены в ходе обучения, в самом общем и неопределенном виде: "Хотелось, чтобы люди "встряхнулись", "освежили свои знания"", исходя при этом из того, что обучение в любом случае даст какую-то отдачу, потому что от учебы, как говорят, "кроме пользы, вреда не будет". Однако иногда обучение может быть и бесполезным.

Бесполезные программы  обучения вместо того, чтобы обучать  работников, давать им новые знания и развивать у них новые навыки, развлекают их или отвлекают от дела, не помогая организации решать стоящие перед ней задачи. Будет ли обучение продуктивным или бесполезным, зависит от того, насколько тесно обучение будет увязано со стратегией и целями компании.

Обучение работников, не увязанное с организационными целями, для использования результатов  которого не создано условий, рискует  превратиться в пустую трату времени и денег. Да и сами работники меньше ценят то обучение, результаты которого они не могут использовать в своей работе.

1.2 Определение  в потребности обучения персоналом

 

К сожалению, на сегодняшний  день ситуация, когда в организации  не уделяется достаточного внимания выявлению потребности в обучении различных категорий работников, является довольно типичной. Это происходит не потому, что это считается ненужным, а просто из-за того, что давно привыкли оценивать потребность в обучении на глазок. Кроме того, специалисты, занимающиеся организацией обучения персонала, часто не владеют методами и процедурами для эффективного выполнения такой работы. Работники организации в этих условиях вынуждены сами восполнять недостаток знаний и навыков, нужных для работы. Можно привести высказывание одного руководителя, который, прослушав курс "Основы менеджмента", грустно сказал: "Мне бы эту учебу пройти лет 20 назад... Пришлось на собственных ошибках постигать искусство управления, а, оказывается, все это было уже давным-давно известно и написано в книгах".   

Многие организации  не увязывают назначение на новую должность или повышение в должности с необходимостью прохождения работником обучения, призванного подготовить его к работе на новом месте, к решению более сложных и ответственных задач. Если для западных компаний совершенно естественной является практика, когда руководитель, получающий повышение в должности, прежде чем приступить к работе на новом месте, проходит курс обучения, готовящий его к выполнению новых, более сложных и ответственных задач, то для многих российских организаций вопрос о том, какие новые знания необходимы руководителям, получающим повышение, часто даже не ставится.   

Систематический анализ потребности в обучении различных категорий персонала необходим для определения того, какие формы и методы обучения будут в наибольшей степени отвечать интересам компании. Этот анализ должен вытекать из стратегических задач компании и задач, стоящих перед отдельными подразделениями. Если же такая работа не проводится, то выбор программ для обучения различных категорий персонала производится достаточно неорганизованно и хаотично.   

Невнимание к работе по выявлению потребности в обучении работников создает серьезные проблемы для организации: она бывает вынуждена оплачивать обучение, в котором может не быть необходимости, отвлекать сотрудников от основной работы, а в результате, вместо повышения отдачи от работников после завершения учебной программы, рискует получить снижение интереса к обучению и повышению квалификации, нежелание думать о своем профессиональном росте.   

Потребность в обучении различных категорий персонала организации определяется как требованиями работы и/или интересами организации, так и индивидуальными характеристиками работников. На потребность в обучении, в приобретении новых знаний и развитии тех или иных профессиональных навыков оказывают влияние возраст, рабочий опыт, уровень способностей, особенности трудовой мотивации и другие факторы.   

Потребность организации  в обучении возрастает при следующих  условиях.[2]  

   1. Обучение в той или иной форме представляет самый эффективный и самый адекватный путь к решению существующих или прогнозируемых проблем в деятельности той или иной категории персонала.   

2. Обучение представляется наиболее экономичным способом достижения целей, стоящих перед организацией.   

3. Обучение является наиболее действенным способом повышения ценности человеческих ресурсов организации и повышения отдачи от работников.    

Потребность в обучении может возникать в ответ на актуальные сегодняшние проблемы или может быть связана с планами, с будущими проблемами организации.    

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  ПОТРЕБНОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ   

Для того чтобы определить содержание и наиболее эффективные  методы обучения, которые будут наилучшим образом способствовать достижению цепей организации и целей обучения, необходимо установить качественную и количественную потребность в обучении основных категорий работников. Качественная (чему учить, какие навыки развивать) и количественная (какое число работников разных категорий нуждается в обучении)потребность в обучении может быть выявлена следующими методами.    

1.Оценка информации о работниках, имеющейся в кадровой службе (стаж работы, рабочий опыт, базовое образование, принимал ли работник ранее участие в программах обучения или повышения квалификации и др.). 

   2.Ежегодная оценка рабочих результатов (аттестация). В ходе ежегодной оценки рабочих результатов (аттестации) могут обнаружиться не только сильные, но и слабые стороны в работе конкретного человека. К примеру, низкие оценки у работников определенной профессиональной группы в графе "профессиональные знания" показывают, что для данной категории работников выявлена потребность в обучении. После этого может быть рассмотрен вопрос о необходимости обучения для конкретных категорий работников и определена конкретная форма и содержание этого обучения.   

3.Анализ долгосрочных и краткосрочных планов организации и планов отдельных подразделений и определение уровня квалификации и профессиональной подготовки персонала, необходимого для их успешной реализации. Определение того, какое обучение (содержание, используемые методы) позволит работникам достичь требуемого уровня квалификации и профессиональной подготовки.   

4Наблюдение за работой персонала и анализ проблем, мешающих эффективной работе. Выявленное в результате наблюдения несоответствие работы персонала установленным стандартам и требованиям может выступать индикатором потребности в проведении соответствующего обучения. Если в работе персонала регулярно имеют место ошибки, просчеты, ведущие к плохой работе, браку, нарушениям техники безопасности, неоправданно большим потерям времени, то эта информация может быть использована для обоснования заявки на обучение персонала и при подготовке программ обучения.   

5.Сбор и анализ заявок на обучение персонала от руководителей подразделений. Сегодня это один из наиболее распространенных в российских организациях методов определения потребности в обучении работников. К сожалению, многие работники, направленные на обучение, часто узнают о том, чему они будут учиться, лишь в аудитории. Поэтому, чтобы сделать обучение более продуктивным, руководитель должен заблаговременно информировать работников, зачем и на какое обучение он их направляет.   

6.Индивидуальные заявки и предложения работников. Если работник заинтересован в получении определенных знаний и навыков, он может подать заявку на имя руководителя отдела обучения, завизированную его непосредственным руководителем, указав, в каком именно обучении он нуждается.   

7.Организация работы с кадровым резервом и работа по планированию карьеры. В процессе работы с кадровым резервом и при планировании карьеры работников специалисты кадровой службы получают дополнительную информацию о потребности в обучении наиболее перспективных работников.    

Информация о работе Организация системы обучения персонала