Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 15:12, курсовая работа
Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Но не каждое предприятие затрачивает свои материальные и другие ресурсы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. Организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой продукции.
ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
1.1. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ……………………………….5
1.2. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ………………………………………………...13
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ…15
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
3.1. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ……………………17
3.2. ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ……………………………………………..19
ГЛАВА 4. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ И СИСТЕМ КАЧЕСТВА……23
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортировки.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделиях новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.
Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции; например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.
Показатели безопасности характеризуют особенности использования продукции с точки зрения безопасности для покупателя и обслуживающего персонала при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.
Количественное значение показателей качества продукции определяется методами:
экспериментальным, который базируется на применении технических средств и дает возможность оценить наиболее объективно качество продукции;
органолептическим, позволяющим определить качество продукции с помощью органов чувств по балльной системе;
социологическим, который основывается на использовании данных учета и анализа потребителей продукции;
экспертных оценок, базирующемся на количественных оценках специалистами данных видов продукции. Рассмотренная система показателей используется для определения уровня качества, представляющего собой относительную
характеристику, основанную на сравнении совокупности показателей качества данной продукции с соответствующей совокупностью его базовых показателей. Уровень качества оценивается на всех стадиях инновационного процесса.
Качество продукции обеспечивается совместной деятельностью всех структурных подразделений, служб и отделов предприятия. В этой связи возникает потребность оценивать качество их работы. Поскольку характер выполняемой работы подразделениями, службами и отделами существенно различается, постольку для каждого из них можно использовать определенный набор показателей качества.
1.2. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ
Современные тенденции предусматривают создание систем качества во всех сферах деятельности предприятия, включая взаимодействие с поставщиками и потребителями.
Одним из компонентов системы качества является качество продукции, определяющее развитие технологических процессов и требований к технологическому оборудованию. Поэтому создание на предприятиях систем качества, как инструмента повышения конкурентоспособности, должно быть направлено на усиление позиций отечественных предприятий на внутреннем рынке, повышение базового уровня российских товаров и услуг с перспективой выхода на мировой рынок в качестве достойных конкурентов всемирно известным грандам промышленности.
Система управления качеством должка быть разработана с учетом конкретной деятельности предприятия и соответствующих элементов, приведенных в Международных стандартах ИСО серии 9000. Руководство предприятия должно разрабатывать, создавать и внедрять систему качества как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей.
Системы управления качеством на предприятии должны содержать перечень руководящих документов, мероприятий и порядок их осуществления, которые сводятся к следующему:[8,C.180]
-задачи руководства (политика в области качества, организация работы по ее воплощению);
-система документации и планирования;
-качество во время разработки планов и программ (компетентность разработчиков, уровень подготавливаемых документов, проверка выполнения, своевременная оценка результатов, внесение необходимых изменений);
-качество во время закупок (юридический уровень документации и контроль за ходом закупок);
-качество на стадии производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль);
-проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний);
-контроль за испытательными средствами;
-тщательное исследование дефектных изделий, подробное выяснение причин возникновения дефектов, проведение корректирующих мероприятий;
-качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке;
-документирование качества, оформление необходимых бумаг;
-анализ качества и принятие соответствующих мер;
-внутрифирменный контроль за системой поддержания качества;
-обучение персонала.
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Главным условием повышения конкурентоспособности товаров и организации является повышение качества. В специальной литературе приводятся несколько вариантов набора инструментов качества. Например, рассматривается семь инструментов качества: метод расслоения информации по группам факторов, влияющих на качество процессов, графики, диаграммы Парето, причинно-следственные диаграммы (диаграмма Исикавы), гистограммы, диаграммы разброса, контрольные карты и контрольные листки.
Рассмотрим сущность и область применения перечисленных инструментов качества. Схема процесса (последовательность операций, маршрутная карта и т.п.) является графическим изображением последовательных стадий процесса, дает представление о программе и может быть полезной для понимания взаимосвязей стадий процесса. При изучении процесса строят фактическую и оптимальную схемы его протекания, сравнивают их, находят отличия и потенциальные источники помех и трудностей. По результатам изучения разрабатывают мероприятия по улучшению процесса. Контрольный листок (таблица проверок) представляет собой информацию в динамике о различных дефектах для анализа количества и частоты бракованных изделий.
Диаграмма Парето применяется, когда требуется представить относительную важность всех проблем или условий с целью выбора отправной точки для решения проблем, проследить за результатом или определить основную причину проблемы. Диаграмма Парето — это особая форма вертикального столбикового графика, которая помогает определить, какие имеются проблемы, и выбрать порядок их решения. Построение диаграммы Парето основано на информации из контрольных карт или других источников. Диаграмма помогает ранжировать факторы, достигать высоких результатов при минимальных затратах.[15,C.150]
Диаграмма Парето — графический метод ранжирования факторов. Ранжирование можно осуществлять с применением корреляционно-регрессионного анализа, метода анализа структуры, экспертного метода. Порядок построения диаграммы Парето: 1) выбор проблем (факторов, показателей и т.п.), которые необходимо проанализировать и решить; 2) ранжирование проблем; 3) выбор критерия сравнения и периода для анализа; 4) построение диаграммы нарастающим итогом слева направо; 5) анализ диаграммы и разработка мероприятий по улучшению важнейших факторов.
Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы, диаграмма «рыбий скелет») является результатом структуризации проблемы.
Гистограмма — кривая, построенная по крайним верхним точкам разброса статистических данных относительно среднего значения (медианы). Гистограмма характеризует нормальность распределения.
Рассмотренные инструменты повышения качества применяются на передовых фирмах Японии, США, Германии и других промышленно развитых стран. Они применялись и на оборонных предприятиях СССР. Поэтому весьма вероятно, что борьба за конкурентоспособность, качество отечественных товаров начнется с внедрения данных методов.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
3.1. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Система контроля качества продукции — это совокупность методов и средств контроля и регулирования компонентов внешней среды, определяющих уровень качества продукции на стадиях стратегического маркетинга, НИОКР и производства, а также технического контроля на всех стадиях производственного процесса. Компонентами внешней среды системы контроля качества продукции для уровня предприятия являются результаты маркетинговых исследований, НИОКР, сырье, материалы, комплектующие изделия, параметры организационно-технического уровня производства и системы менеджмента предприятия. Одним из условий повышения эффективности контроля является ведение регулярного функционирования системы менеджмента. Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ, заданий по таким параметрам, как количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Учет расхода ресурсов желательно организовать по всем видам ресурсов, выпускаемым товарам, стадиям их жизненного цикла и подразделениям фирмы. По сложной технике еще необходимо организовать автоматизированный учет отказов, затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт. Требования к учету:
-обеспечение полноты, т.е. ведение учета по всем подсистемам системы менеджмента, показателям качества, количества и ресурсоемкости товаров, подразделениям фирмы, товарным рынкам и т.д.;
-обеспечение динамичности, т.е. учет показателей в динамике и использование результатов учета для анализа;
-обеспечение системности, т.е. учет показателей системы менеджмента и ее внешней среды (макросреда, инфраструктура региона, микросреда фирмы);
-автоматизация учета на основе компьютерной техники;
-обеспечение преемственности, применяемости и перспективности учета;
-использование результатов учета в стимулировании качественного труда.
Если в основном ведется учет количественных показателей и его результаты где-нибудь фиксируются, то контрольная функция менеджмента несколько расширяется. Контроль, во-первых, может охватывать количественные показатели и качественные требования, документы и другие предметы труда, во-вторых, он может осуществляться в различные периоды. Контроль можно классифицировать по следующим признакам:
-стадия жизненного цикла объекта — контроль на стадии стратегического маркетинга, НИОКР, ОТПП, производства, подготовки объекта к функционированию, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта;
-объект контроля — предмет труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружающая среда, параметры инфраструктуры региона, документы, информация;
-стадия производственного процесса — входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортировки и хранения;
-исполнитель — самоконтроль, контроль со стороны менеджера, контрольного мастера, отдела технического контроля, инспекционный контроль, государственный и международный контроль;
-возможность дальнейшего использования объекта контроля — разрушающий и неразрушающий контроль;
-принимаемое решение — активный (предупреждающий) и пассивный (по отклонениям) контроль;
-степень охвата контролем — сплошной и выборочный контроль;
-режим контроля — усиленный (ускоренный) и нормальный контроль;
-степень механизации — ручной, механизированный, автоматизированный и автоматический контроль;
-время контроля — предварительный, текущий и заключительный контроль;
-способ получения и обработки информации — расчетно-аналитический, статистический и регистрационный контроль;
-периодичность выполнения контрольных операций — непрерывный и периодический контроль.
3.2. ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Нарушение требований, предъявляемых к качеству изготовляемой продукции, приводит к увеличению издержек производства и потребления. Поэтому своевременное предупреждение возможного нарушения требований к качеству является обязательной предпосылкой обеспечения заданного уровня качества продукции при минимальных затратах на ее производство. Эта задача решается на предприятиях с помощью технического контроля.
Техническим контролем называется проверка соблюдения технических требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, а также производственных условий и факторов, обеспечивающих требуемое качество. Объектами технического контроля являются материалы и полуфабрикаты, поступающие на предприятие со стороны, продукция предприятия как в готовом виде, так и на всех стадиях ее производства, технологические процессы, орудия труда, технологическая дисциплина и общая культура производства. Технический контроль призван обеспечивать выпуск продукции, соответствующей требованиям конструкторско-технологической документации, способствовать изготовлению продукции с наименьшими затратами времени и средств, предоставлять исходные данные и материалы, которые могут быть использованы в целях разработки мероприятий по повышению качества продукции и сокращению издержек.
Информация о работе Организация технического контроля и управления качеством