Основные элементы системы менеджмента предприятия в области охраны труда и их нормативная база

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы управления охраной труда. В последние годы идет активное формирование и укрепление государственной политики в этой области.

Содержание работы

- Введение.
- Основные направления государственной политики в
области охраны труда.
- Государственные нормативные требования охраны труда.
- Структура системы управления охраной труда в
Российской федерации.
- Государственная межотраслевая подсистема управления
охраной труда.
- Функциональная подсистема управления охраной труда.
- Отраслевая подсистема управления охраной труда.
- Государственный Надзор и контроль за охраной труда
в Российской Федерации.
- Государственная инспекция труда.
- Общественный контроль за охраной труда.
- Заключение
- Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по интегрированным системам качества.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Государственная межотраслевая подсистема управления охраной труда.

 

Данную подсистему представляют Министерство труда и социального  развития РФ как орган, ведающий вопросами  охраны труда, и Межведомственная комиссия по охране труда, утверждаемая Правительством РФ. Задачи и функции Минтруда России и Межведомственной комиссии в области государственного управления охраной труда предусмотрены в Положениях об этих органах, которые также утверждаются Правительством РФ.

Основные функции Минтруда РФ изложены в Положении [9] о Министерстве, они практически соответствуют требованиям, изложенным в ст. 210 Трудового кодекса.

На федеральном уровне в области условий и охраны труда Минтруд:

 

- осуществляет государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области;

 

- разрабатывает федеральные программы улучшения условий и охраны труда;

 

- представляет в Правительство Российской Федерации ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению;

 

- разрабатывает межотраслевые правила и организационно-методические документы по охране труда;

 

- разрабатывает предложения по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

 

- осуществляет организационно-методическое руководство Государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организует выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда;

 

- организует работу по аттестации рабочих мест, а также организует и проводит во взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертификацию работ по охране труда в организациях;

 

- разрабатывает предложения о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

 

- проводит работу по совершенствованию системы предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;

 

- представляет по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации предложения в Правительство Российской Федерации о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;

 

- организует обучение и проверку знаний работников в области условий и охраны труда;

 

- разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников;

 

Те же функции выполняют  органы по труду субъектов федерации  или органы местного самоуправления, если такие функции на них возложены. В отличие от Министерства органы по труду ближе к непосредственным работникам и работодателям, что и вносит основные различия.

Кроме перечисленных  функций, все федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено  право осуществлять отдельные функции  нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с Минтрудом России[10]

Основная Задача межведомственной комиссии по охране труда – это  координация совместных действий и осуществление единой государственной политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда. Координация межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда.

 

Функциональная  подсистема управления охраной труда.

 

Большое количество федеральных  министерств и ведомств, так или иначе, связано с реализацией Государственных функций по управлению охраной труда в Российской федерации. Так Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по охране труда. Министерство финансов РФ участвует в подготовке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечивает их финансирование. Министерство здравоохранения РФ (Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности труда, разрабатывает и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы в области охраны труда. Министерство промышленности, науки и технологий РФ участвует в организации, проведении и координации научно-исследовательских работ по проблемам безопасности, физиологии, психологии и гигиены труда. Министерство образования РФ организует обучение по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии организует разработку, принимает и вводит в действие государственные стандарты в области охраны труда, организует работу по сертификации средств индивидуальной и коллективной защиты. Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу обеспечивает разработку, принимает, вводит в действие и издает нормы и правила, государственные стандарты и инструкции по обеспечению безопасности труда в области строительства. Государственный комитет РФ по статистике организует государственное статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны труда в организациях, травматизма на производстве, профессиональными заболеваниями и материальными затратами, связанными с ними, обеспечивает в установленном порядке органы государственной системы управления охраной труда статистической информацией. Фонд социального страхования РФ осуществляет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

К функциональной подсистеме можно отнести также ряд ведомств таких как Госгортехнадзор или  Госатомнадзор основными функциями, которых в области охраны труда  является надзор и контроль, но в  рамках этой работы они более подробно будут рассмотрены в 3 главе.

 

Отраслевая  подсистема управления охраной труда.

 

С Отказом  от централизованного  административно-командного метода руководства  отраслями экономики уменьшилось  количество отраслевых министерств  и ведомств, изменились их функции. Вместе с тем появились новые крупные корпорации, такие как РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», и др., которые по сути взяли н себя функции Министерств.

В этих условиях изменяются функции отраслевых федеральных  органов исполнительной власти, которые  в большей мере играют роль координирующего и методического центра, обеспечивающего нормальную работу служб охраны труда организаций, входящих в отрасль или корпорацию. В большинстве случаев работа отраслевых федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов идентична работе территориальных органов по труду, но существуют и некоторые специфические особенности. Так непосредственно в структуре отраслевого ведомства создаются службы охраны труда. Структуру, численность работников и функции службы охраны труда, ее подчиненность определяет руководитель отраслевого федерального органа исполнительной власти с учетом рекомендаций Министерства труда и социального развития РФ. Эти службы осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны труда в организациях отрасли или определенной сферы деятельности, организуют разработку и реализацию отраслевых программ улучшения условий и охраны труда.

Отраслевые ведомства  при методической поддержке Минтруда РФ:

 

- принимают участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

 

- разрабатывают, пересматривают и утверждают в установленном порядке отраслевые нормативные правовые акты об охране труда; участвуют в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;

 

- определяют совместно с отраслевыми профсоюзами круг производств и профессий отрасли, для которых необходимо установить гарантированные государством компенсации за работу в условиях повышенного профессионального риска;

 

- участвуют в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком;

 

- организуют на предприятиях отрасли или определенной сферы деятельности обучение и проверку знаний требований охраны труда работников, в т. ч. руководителей;

 

 

- изучают состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и ежегодно направляют Министерству труда и социального развития РФ информацию о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в отрасли, предложения по совершенствованию федерального законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда;

 

- определяют тематику исследований по отраслевым вопросам охраны труда, разрабатывают пакет заказов по данной тематике для отраслевых научно-исследовательских организаций;

 

- принимают участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, организуют работу отраслевых комиссий по охране труда;

 

- обеспечивают взаимодействие по вопросам охраны труда в отрасли федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей;

 

Таким образом, видно, что  функции отраслевых ведомств существенно  отличаются от функций федеральных  органов исполнительной власти, а  при создании новых крупных корпораций они также будут приобретать права и обязанности отраслевых центров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный Надзор и контроль за охраной труда  в      Российской Федерации.

 

В системе государственного управления охраной труда в текущий момент вопросы надзора и контроля имеют определяющее значение для создания действительно безопасных условий труда на производственных предприятиях частного сектора.

В XXI веке в России неизбежен подъем предпринимательства, причем решающей частью предпринимательства станет малый и средний бизнес.

 Характерной особенностью становления  малого предпринимательства является  то, что на начальном этапе  своего развития оно отличается  тяжелыми условиями труда, использованием  дешевой рабочей силы, эксплуатацией  физически и морально изношенного оборудования. Эту стадию развития проходят малые предприятия во всех странах, не миновала она и Россию.

Данные, получаемые в результате проверок государственными инспекторами труда, а также результаты ежегодного мониторинга  социально-трудовой сферы, проводимого Минтрудом России, свидетельствуют, что, как правило, на малых предприятиях России состояние условий и охраны труда не отвечает действующим нормам и правилам. Уровень производственного травматизма на них выше, чем на средних и крупных. Велика доля занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, превышает уровни крупных предприятий.[11]

В той или иной степени надзор за соблюдением норм охраны труда осуществляет достаточно большое количество Государственных органов и ведомств. Основные функции по надзору за охраной труда в российской федерации осуществляет Федеральная инспекция труда, более подробно ее функции и структура будут рассмотрены в следующем параграфе.

Наряду с федеральной инспекцией труда государственный надзор и  контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляют:

 

Федеральные надзоры  России: Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и Федеральный надзор России по ядерной  и радиационной безопасности (Госатомнадзор  России); органы государственного надзора, входящие в систему ряда министерств Российской Федерации: Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и образующие вместе с министерствами, в систему которых они входят, единые централизованные системы органов, осуществляющих соответствующий надзор.

 

Федеральный горный и  промышленный надзор России (Госгортехнадзор  России)[12] осуществляет нормативное  регулирование, а также специальные  разрешительные, контрольные и надзорные  функции в области промышленной безопасности в пределах компетенции, установленной Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, расследует причины аварий и несчастных случаев на производстве на объектах, находящихся под контролем Госгортехнадзора России.

 

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России)[13] организует и осуществляет на территории РФ государственное  регулирование ядерной и радиационной безопасности в соответствии с законодательными актами РФ и Положением о Госатомнадзоре России.

 

Министерство внутренних дел РФ, Государственная инспекция  безопасности дорожного движения (ГИБДД) контролирует соблюдение правил дорожного  движения, а также нормативно-правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения, разрабатывает  предложения по повышению безопасности дорожного движения, участвует в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносит предложения по их совершенствованию. Предоставляет в федеральную инспекцию труда информацию, необходимую для объективного рассмотрения причин и условий конкретных дорожно-транспортных происшествий.

 

Министерство РФ по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет в установленном порядке разработку и реализацию федеральных целевых программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф. Участвует в установленном порядке в организации экспертизы деклараций безопасности объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства.

Информация о работе Основные элементы системы менеджмента предприятия в области охраны труда и их нормативная база