Основные методы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:47, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в мировой практике широко распространена такая норма взаимоотношений между поставщиками и заказчиками, когда заказчик, прежде чем заказывать продукцию, проверяет, как у поставщика организована работа по качеству, и по результатам проверки решает вопрос о возможности заключения контракта - «вмешательства во внутренние дела». Кроме обеспечения конкурентоспособности, выпуск качественной продукции диктуется необходимостью ее безопасности и экологической чистоты, что контролируется государственными органами на основе специальных законов. Продукция и технология должны быть безопасными для населения и не наносить ущерба окружающей среде из-за того, что кто-то не хочет или не может обеспечить требуемое качество.

Файлы: 1 файл

управление качеством.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1.

Классификация методов  управления качеством по субъектам  менеджмента

1. Собственные методы организации

2. Методы, применяемые  внешними субъектами

1.1. Методы, применяемые  высшим руководством организации 

1.2. Методы, применяемые  менеджерами среднего звена 

1.3. Методы, применяемые  рядовыми сотрудниками (основным  и вспомогательным персоналом)

2.1. Методы, используемые  потребителями (частные лица и  потребительские объединения, организации)

2.2. Методы, используемые  партнерами

2.3. Методы, используемые  конкурентами

2.4. Методы, используемые  контрольными и надзорными организациями

2.5. Методы, применяемые консалтинговыми организациями


 

 

 

 

К методам, применяемым  высшим руководством организации, можно  отнести теоретические основы; концепции  и системы; комплексные методы —  реинжиниринг, самооценку, бенчмаркинг; отдельные методы, ориентированные на управление социальными системами (предприятием, подразделениями) и информацией. Менеджерами среднего звена могут применяться практически все методы. Для рядовых сотрудников предназначены отдельные методы работы с оборудованием и информацией, кружки качества, TPM, KAIZEN, 5S.

Внешние субъекты — потребители, как правило, используют методы воздействия  на предприятие или его отдельные  подразделения. Единичный потребитель  может применять экспертные методы оценки качества приобретаемой продукции  либо получаемой услуги.

К методам, используемым партнерами, можно отнести бенчмаркинг, самооценку, отдельные методы, концепции  и системы, теоретические основы. Конкуренты применяют методы управления качеством в целях получения  информации о рынке соответствующей  продукции или услуг, об уровне их качества, для определения направлений улучшения (бенчмаркинг), повышения конкурентоспособности, а также для проведения совместной с конкурентами политики по продвижению на рынок изготавливаемых ими товаров (услуг).

Контрольными и надзорными организациями, как правило, используются отдельные методы. Применяемые консалтинговыми организациями методы охватывают весь спектр, поскольку они обладают наиболее полной информацией и наиболее подготовленным персоналом в области менеджмента качества. Именно эти организации обычно применяют на практике новые, передовые методы, проводят обучение на предприятиях, дают рекомендации, разрабатывают механизмы и документацию по внедрению современных подходов к управлению качеством.

Теория менеджмента качества продолжает активно развиваться, в том числе в рамках международной стандартизации. Множество методов управления качеством постепенно обогащается опытом удачных практических реализаций. В числе основных тенденций развития современного менеджмента [1, 2] «рачительное» производство (Lean Production), реинжениринг процессов, развитие информационных технологий, система экономики качества, теория обучающихся организаций и «управление знаниями», гуманизация производства, создание гибкой организационной структуры на основе проектного подхода и увеличение значимости горизонтальных связей и др. Это направления, в которых будут развиваться средства и методы управления качеством в ближайшем будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подытожив вышесказанное, можно сделать следующий вывод: при осуществлении контроля качества производится обязательный сбор данных, а затем их обработка. Для этого необходимо:

а) определить состав производственных проблем, подлежащих решению с помощью  статистических методов.

б) определить цель сбора  информации: контроль и регулирование  производственного процесса; анализ отклонений от установленных требований; контроль продукции.

в) выявить характер сравнений, которые нужно произвести, и типа данных, которые нужно собрать: необходимо определить назначение собираемых данных; определить количество и размер выборок используемых данных; проводить разделение данных на несколько подгрупп по определенному признаку (стратификация). При выявлении зависимости между значениями двух показателей, данные следует собирать парами;

г) упорядочить данные для облегчения их последующей обработки. Для этого нужно четко зарегистрировать источник данных.

Статистические методы являются основой для эффективного распознавания проблем и их анализа. С их помощью можно добиться полной картины о возможных причинах проблем, установить приоритеты и принимать решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Барри Дж. Дейл. Методы  менеджмента качества, выдержавшие  испытание временем// Европейское  качество. 1996. Том 8, №2.

2. Гличев А.В. Очерки  по экономике и организации  управления качеством продукции. // Стандарты и качество, 2003.

3. Ефимов В.В. Средства  и методы управления качеством.  М.: КНОРУС, 2007.

4. Кане М.М., Иванов  Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008.

5. Качалов В.А. Энциклопедия  ошибок в менеджменте качества // Стандарты и качество, 2003

6. Окрепилов В.В. Менеджмент  качества. СПб.: Наука, 2003.

Салимова Т.А. Управление качеством. - М.: Омега-Л, 2007.-416 с.

7. Управление качеством  продукции. Инструменты и методы  менеджмента качества: уч. пос./ С.В.  Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я.  Белобрагин, В.А. Самородов, Б.И.  Герасимов, А.В. Трофимов, С.А. Пахомова, О.С. Пономарева. М.: РИА «Стандарты и качество». 2005.

8.Салимова Т.А. Управление  качеством. - М.: Омега-Л, 2007.-416 с.

9.Управление качеством:  методические указания к выполнению  контрольных работ/ сос.: И.В.Сомина, Д.Г.Сазонов.- Белгород: Изд-во БГТУ,2007.-12 с.

10. Управление качеством:  Том 2. Принципы и методы всеобщего  руководства качеством. Под общей  редакцией Азарова В.Н. М.: МГИЭМ, 2000.

11. Управление качеством:  учебное пособие/ И.В. Сомина, Д.Г.Сазонов  - Белгород: Изд-во БГТУ,2008.-109 с.

 

 

 

 

 

 

Задача 

Задание:

На основании исходных данных, приведенных в таблице, необходимо определить:

1. Относительные показатели  качества продукции дифференциальным  методом.

2. Комплексный показатель  качества станка.

3. Обобщающий (интегральный) показатель качества.

4. Сделать выводы об  уровне качества нового станка  по отношению к базовому.

Таблица 1

Наименование показателя

Коэф. значимости

Базовый станок

Величина показателя оцениваемого станка

Производительность станка, шт/ч

12

14

15

Срок службы до капитального ремонта, лет

11

8

11

Гарантийный срок службы, лет

9

2,0

2,8

Трудоемкость изготовления,

чел.-ч

9

390

410

Материалоемкость, кг

8

800

760

Соответствие конструкции силового возможностям  человека, баллов

10

5

6

Уровень шума, дБ

8

80

65

Внешний вид, балл

7

4

6

Стандартные, унифицированные детали в общем объеме, %

10

60

55

Показатель патентной защиты

8

0,13

0,007

Показатель патентной чистоты

8

0,9

1

Цена единицы оборудования. млн. руб.

-

40

42

Эксплуатационные расходы,

тыс. руб/ч

-

8,4

8,65


 

Режим работы станка непрерывный. Коэффициент использования станка во времени – 0,81

 

Решение: 1. Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей качества продукции, при котором рассчитывают единичные относительные показатели качества:

gi = Pi оцен / Pi баз                               (1)

или

gi = Pi баз / Pi оцен                                          (2)  ,                          

где Pi оцен – значение i – го показателя оцениваемого изделия;

Pi баз – значение i – го показателя базового изделия.

При этом формула (1) применяется  для показателей, имеющих позитивную направленность (мощность, срок службы, производительность), формула (2) – для  негативно направленных показателей (себестоимость расхода материала, топлива, энергии, трудоемкости).

Рассчитаем относительные  показатели качества дифференциальным методом:

  • Производительность станка: g1оценбаз=15/14=1,07
  • Срок службы до капитального ремонта g2=ССоцен/ССбаз=11/8=1,38
  • Гарантийный срок службы g3=СГоцен/СГбаз=2,8/2,0=1,4
  • Трудоемкость изготовления g4=ТЕбаз/ТЕоцен=390/410=0,95
  • Материалоемкость g5=МЕбаз/МЕоцен=800/760=1,05
  • Соответствие конструкции силовым возможностям человека g6=Сооцен/Собаз=6/5=1,2
  • Уровень шума g7=Ушбаз/Ушоцен=80/65=1,23
  • Внешний вид g8=Ввоцен/Ввбаз=6/4=1,5
  • Стандартные, унифицированные детали в общем объеме g9=СУоцен/СУбаз=55/60=0,92
  • Показатель патентной защиты g10=ПЗоцен/ПЗбаз=0,007/0,13=0,054
  • Показатель патентной чистоты g11=ПЧоцен/ПЧбаз=1/0,9=1,11
    • Цена единицы оборудования g12=ЦЕдбаз/ЦЕдоцен = 40/42 = 0,952
    • Эксплуатационные расходы g13=ЭРбаз/ЭРоцен = 8,4/8,65 = 0,971

Таким образом, по шести  показателям: производительность станка, срок службы до капитального ремонта, гарантийный срок службы, соответствие конструкции силовым возможностям человека, внешний вид, показатель патентной чистоты, цена единицы оборудования, эксплуатационные расходы -  оцениваемый станок превосходит базовый станок. По четырем показателям: материалоемкость, уровень шума,трудоемкость изготовления, стандартные, унифицированные детали в общем объеме, показатель патентной защиты – уступает ему.

2. Комплексный метод основан на применении обобщенного показателя качества продукции, который представляет собой функцию единичных показателей:

 

Ккомп=

i*gi,

Где n – число показателей;

bi - коэффициент значимости каждого показателя.

Произведем расчет комплексного показателя качества:

Ккомп=12*1,07+11*1,38+9*1,4+9*0,95+8*1,05+10*1,2+8*1,23+7*1,5+10*0,92+8*0,054+8*1,11= 108,422

Определим показатель уровня качества:

 

Ko=

Ко=108,422/(12+11+9+9+8+10+8+7+10+8+8)=108,422/100=1,08422>1

Таким образом, результат  расчета комплексного показателя качества, произведенный с учетом значимости показателей, свидетельствует о  превосходстве уровня качества оцениваемого станка над базовым станком.

 

3. Обобщающий (интегральный) показатель качества продукции показывает, какой полезный эффект приходится на рубль затрат:

Кинтпс/(Ис + Ипп),

где Эпс - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции, выраженный в натуральных единицах;

Ис – затраты на создание продукции;

Ипп – затраты, связанные с эксплуатацией (потреблением) продукции.

Суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции рассчитывается по формуле:

Эпсчкалэкстэф,

где Вч – часовая производительность оборудования;

Ткал – календарный фонд работы оборудования;

Кэкст – коэффициент экстенсивного использования оборудования;

Тэф – фактический срок службы работы оборудования до капитального ремонта.

Затраты, связанные с эксплуатацией (потреблением) продукции, рассчитываются по формуле:

Ипп=

кал*Кэкстэф,

где at – коэффициент дисконтирования;

at=1/(1+Е)tt,

где Е – ставка дисконта (принимать  равной 0,3), t – шаг расчета.

Уровень качества нового станка определяется по формуле:

Информация о работе Основные методы управления качеством