Планирование и подготовка резерва руководителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть процесс формирования кадрового резерва руководителей.
Для достижения данной цели необходимо сформулировать следующие задачи:
рассмотреть основные принципы и критерии формирования резерва руководителей;
охарактеризовать структуру и стадии формирования списков резерва руководителей;
показать портрет «идеального руководителя»;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность планирования и формирования резерва руководителей в организации …………………………………………………5
1.1. Основные принципы и критерии формирования резерва руководителей ……………………………………………………………5
1.2. Структура и стадии формирования списков резерва руководителей……………………………………………………………8
1.3. Разработка портрета «идеального руководителя»………………13
Глава 2. Исследование процесса планирования и формирования кадрового резерва в ОАО «Компания Росинка»……………………………16
2.1 Краткая характеристика ОАО «Компания Росинка» ……………16
2.2 Анализ профессионального развития работников ………………21
2.3 Процесс формирования кадрового резерва………………………26
Глава 3. Совершенствование процесса формирования кадрового резерва ОАО «Компания Росинка»…………………………………………..33
3.1. Основные выводы по проведенному исследованию……………..33
3.2. Рекомендации по совершенствованию планирования и формирования кадрового резерва……………………………………………35
Заключение…………………………………………………………….....41
Список использованной литературы………………………………….43
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.32 Кб (Скачать файл)

         Права и ответственность должностных  лиц должны быть регламентированы  в инструкции по работе с  резервом, которую необходимо подготовить  одновременно с приказом о  работе с резервом на предприятии.

         Формирование и составление списка  резерва состоит из:

         - формирования списка кандидатов  в резерв;

         - создание резерва на конкретные  должности.

         В процессе формирования резерва  на первой стадии следует определить:

         - кого можно и необходимо включить  в списки кандидатов в резерв;

         - кого из включенных в списки  кандидатов в резерв необходимо  учить;

         - какую форму подготовки применить  к каждому кандидату с учетом  его индивидуальных особенностей  и перспективы использования  на руководящей должности. Вторая  стадия формирования резерва  требует решения двух главных  задач:

  1. оценка кандидатов в резерв;
  2. сравнение качеств кандидатов с требованиями должностей, на которые кандидаты в резерв предлагаются. [2, c.431]

         Формирование и составление списка  не гарантируют обязательного  выдвижения. Это положительно отражается  как на отношениях в коллективе, так и на самих кандидатах  в резерв.

         До начала процедуры формирования  резерва должны быть выполнены  следующие работы:

         - прогноз изменения структуры  аппарата;

         - совершенствование продвижения  работников по службе;

         - определение степени обеспеченности  резервом номенклатурных должностей;

         - определение степени насыщенности  резерва по каждой должности  или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва  приходится на каждую должность  или их группу).

         Итогом выполнения указанных  работ является определение текущей  и перспективной потребности  в резерве. Оптимальная численность  резерва кадров рассчитывается  следующим образом. 

         Прежде всего выявляется потребность  предприятия в кадрах управления  на ближайшую или более длительную  перспективу (до пяти лет).   Далее определяется фактическая численность подготовленного в данный момент резерва каждого уровня независимо от того, где проходил подготовку тот или иной работник, зачисленный в резерв.

         Затем определяется примерный  процент выбытия из резерва  кадров отдельных работников, например  из-за невыполнения индивидуальной  программы подготовки в связи  с выездом в другую местность  и из-за других причин.

         И наконец, определяется число  руководящих работников, высвобождающихся  в результате изменения структуры  управления, которые могут быть  использованы для руководящей  деятельности на других участках.    Эти вопросы решаются до формирования  кадрового резерва и корректируются  в течение всего периода работы  с ним.

         Для формирования резерва на  выдвижение большую роль играет  круг специалистов, из которого  происходит отбор в резерв. Психологи  утверждают, что расцвет творческой  деятельности человека наступает  в 35-40 лет. Это означает, что  кадровый резерв на должности  руководителей низшего звена  предприятия должны составлять  в основном специалисты в возрасте 25-30 лет. 

         Практика показывает, что средний  возраст кандидатов, включаемых  обычно в резерв, близок к 40 годам и имеет тенденцию к  повышению. Это позволяет сделать  вывод, что специалисты, входящие  в резерв руководителей, по  возрасту находятся в большинстве  своем в зоне спада творческой  активности, хотя и обладают достаточным  опытом хозяйственной деятельности.

         Это обстоятельство связано с  таким распространенным недостатком  в расстановке кадров руководителей  как «застой» кадров. «Застой»  кадров такого ранга, как начальник  цеха, например, приводит к тому, что из числа начальников цехов  некого рекомендовать в резерв  на должность руководителя предприятия.  И дело не только в возрасте. Длительное пребывание на одной  должности отрицательно сказывается  на самих работниках, занимающих эту должность. При составлении списков кандидатов в резерв руководящих работников необходимо учитывать эти обстоятельства. [10, c.198]

         Следует также напомнить, что  если начальник не продвигается  по службе, то его подчиненные  также чаще всего ограничиваются  в движении наверх. Если же  начальника освобождают от занимаемой  должности за некомпетентность  или развал работы, то преемником  редко становится способный молодой  человек, непосредственно работающий  рядом с ним. Нового руководителя  обычно назначают со стороны,  а он в свою очередь, приводят  своих собственных способных  людей. Отсюда вывод: удачливый  и продвигающий по служебной  лестнице руководитель является  гарантом собственных успехов  работников.

         Способствовать улучшению базы  для формирования резерва может  движение «по горизонтали», то  есть своевременное обновление  кадров, сочетание опыта старых  кадров с энергией молодых.  Движение «по горизонтали» может  дать значительный положительный  эффект, ибо на новом месте  работник не только сможет  применять свои знания, но и  вынужден будет учится, что, безусловно, пробудит «дремавшую» активность, вызовет приток энергии, поднимет  инициативу. Кроме того, такое перемещение  откроет дорогу для выдвижения  новым кадрам управления.

         Подбор заместителя руководителя  на любом уровне управления  прежде всего должен предусматривать  возможность использования этого  работника на должности руководителя. На практике часто оказывается,  что руководитель старается назначить  своим заместителями работников, неперспективных с точки зрения  дальнейшего выдвижения (например, по возрасту, состоянию здоровья, квалификации и т.д.). Тем самым  создается благоприятная ситуация  для руководителя, так как на  фоне таких заместителей он  становится незаменимым. Следствием  этого является уменьшение базы  для формирования резерва.

         Для дальнейшего совершенствования  работы по формированию резерва  необходимо учитывать следующие  важнейшие моменты при составлении  списков резерва.

         1. Должны быть определены категории  должностей, которые являются базовыми  для создания резерва руководителя  конкретного подразделения, учтена  дифференциация резерва в зависимости  от особенностей производства.

         2. Должна быть предусмотрена возможность  подбора заместителей группы  руководителей. При подборе кандидатов  в резерв заместителей руководителей  определяющим фактором должно  быть мнение об их перспективности  для дальнейшего роста по служебной  лестнице по всем оцениваемым  качествам.

         3. Преодоление застоя руководящих  кадров.

         4. Определение персональной ответственности  руководителей за рациональную  расстановку определенной категории  кадров. Например, за расстановку  мастеров и начальников участков  в цехе должен отвечать начальник  цеха, за расстановку начальников  цехов - руководитель предприятия,  за расстановку заместителей  начальников цехов и подразделений  предприятия - заместитель руководителя  предприятия по кадрам. [6, c.164]

         Списки кандидатов в резерв  формируются путем: поиска кандидатов, оценки (аттестации) отобранных кандидатов, определения сроков, форм и методов  обучения кандидатов.

         Поиск кандидатов в списки  резерва представляет собой трудоемкую  задачу изучения потенциальных  возможностей всех специалистов, работающих в данном трудовом  коллективе и еще не работающих  в нем, например, выпускников вузов  и техникумов. Формирование резерва  специалистов для выдвижения  на руководящие должности лучше  начинать еще в учебных заведениях.

 

1.3. Разработка  портрета «идеального руководителя»

 

Этот  момент играет исключительно важную роль во всем процессе подготовки резерва. В самом деле, без понимания того какими качествами (компетенциями) должны обладать занимающие ключевые должности руководители, организация не может эффективно осуществить отбор потенциальных преемников, подготовить планы их развития и оценить готовность занять планируемую должность.

Личность руководителя можно разложить  на три класса составляющих: биографические характеристики, способности, черты  личности.

В результате проведенного анкетирования можно  выявить биографические характеристики: возраст, пол, социально-экономический статус и образование руководителей.

С возрастом руководителя связано  несколько довольно сложных вопросов: каким должен быть предельный возраст  руководителей в различных видах  профессиональной деятельности, в каком  возрасте руководителю все-таки следует оставить свое кресло, существуют ли какие-то возрастные нормативы руководства. Однозначного ответа на эти вопросы нет. [5, c.172]

Другая  биографическая характеристика личности руководителя — пол. Как и возраст, она подвержена сильному влиянию  социальных факторов и связана с реализацией человеком ролевых стандартов поведения (мужская и женская роль).

Опираясь  на результаты эмпирических исследований, существует одно различие между мужчинами  и женщинами-руководителями, а именно, большой интерес женщин к отношениям между людьми. А это следовало  бы рассматривать как плюс с точки зрения эффективности руководства. Женщины превосходят мужчин в «мягкости», демократичности руководства, а, следовательно, и в степени ориентации на собственно человеческие отношения. Поэтому, пока что трудно сказать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина.

Социально-экономический  статус и образование чрезвычайно  важны для руководителей. Эффективный  руководитель должен обладать разнообразными знаниями в области управления и  бизнеса, специальных наук, связанных  с деятельностью организации. В настоящее время руководители в нашей стране стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и экономическими и юридическими, повысился интерес хозяйственных руководителей к психологическим вопросам управления. Социально-экономический статус человека способен оказать влияние на развитие карьеры.

Эффективность руководства зависит  также от способностей, которые делятся  на общие (интеллект) и специфические (знания, умение и т.п.). Американский индустриальный психолог Е.Гизели сделал вывод, проводя исследования, что наиболее эффективными оказываются руководители не с очень высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие средние показатели. Японский специалист Т.Коно заметил, что студенты-отличники редко становятся руководителями высокого ранга. Для руководителя чрезвычайно важен ум практический. [5, c.174]

При планировании резерва портрет руководителя складывается из трех составляющих: общих характеристик  руководителя, характеристик эффективного руководителя данной организации и  качеств, необходимых для работы в конкретней должности.

В последнее  время были опубликованы результаты многих исследований в области характеристик успешных руководителей.

Эффективный руководитель должен обладать следующими личностными чертами: способностью влиять на людей, эмоциональной уравновешенностью, стрессоустойчивостью, уверенностью в себе, способностью к творческому подходу, стремлением к достижению цели, предприимчивостью, ответственностью и коммуникативными способностями, независимостью.

Способность влиять на людей чрезвычайно  необходима руководителю для эффективного управления. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных  полномочиях, но и на психолого-педагогических особенностях общения.

Эмоциональная уравновешенность должна проявляться  в контроле со стороны руководителя со своими эмоциональными проявлениями, отношения независимо от личной симпатии и собственного настроения должны быть ровные, деловые. Эмоциональная уравновешенность сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных. Нельзя забывать и о том, что эмоциональная неуравновешенность может подрывать имидж руководителя в глазах деловых партнеров.

Ясно, что наряду с эмоциональной  уравновешенностью будущий руководитель должен обладать и стрессоустойчивостью. Уверенность в себе у руководителя напрямую отражается на подчиненных, которые в этом случае ощущают спокойствие, надежность, уверенность в завтрашнем дне.   Неуверенный в себе руководитель не может вызвать доверие и уважение к себе со стороны руководителей более высокого или равного ранга.

Творческое решение стоящих  задач также является залогом  эффективного руководства. Важно и то, способен ли будущий руководитель научить творчески подходить к делу и своих подчиненных.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Планирование и подготовка резерва руководителей