Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 15:53, курсовая работа
НТП порождает новые отрасли промышленности и углубляет специализацию производства. Это обуславливает возникновение новых профессий и специальностей и в то же время ведет к исчезновению профессий, связанных с отмирающим видом производства и труда. Интенсификация с использованием роботов, автоматизированных систем машин, электронной и микропроцессорной техники меняет функциональное содержание труда.
Введение 3
1.Теоретические основы обучения и повышения
квалификации работников и система Российского образования. 5
1.1 Организация и методика производственного обучения 5
1.2 Управление профессиональным обучением кадров 11
2. Организация видов профессионального обучения рабочих. 13
2.1.Подготовка и переподготовка рабочих 13
2.2. Обучение рабочих вторым профессиям 16
2.3. Повышение квалификации рабочих 17
3. Повышение квалификации руководителей специалистов и служащих. 21
3.1 Самообразование и образование управленческого персонала. 21
3.2 Развитие карьеры руководителя. 27
3.3 Планирование и подготовка резерва руководителей. 30
3.4 Развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом. 34
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Подготовка и переподготовка кадров предприятия
Содержание
Введение 3
1.Теоретические основы обучения и повышения
квалификации работников и система Российского образования. 5
1.1 Организация и
методика производственного
1.2 Управление профессиональным обучением кадров 11
2. Организация
видов профессионального
2.1.Подготовка и переподготовка рабочих 13
2.2. Обучение рабочих вторым профессиям 16
2.3. Повышение квалификации рабочих 17
3. Повышение
квалификации руководителей
3.1 Самообразование и образование управленческого персонала. 21
3.2 Развитие карьеры руководителя. 27
3.3 Планирование
и подготовка резерва
3.4 Развитие молодых
сотрудников с лидерским
Заключение 36
Список использованной литературы 39
ВВЕДЕНИЕ
Тема «Подготовка и переподготовка кадров предприятия» выбрана мной из-за того, что в современных условиях именно этот вопрос является актуальным для любого предприятия.
Повышение квалификации
на предприятии - практически непрерывный
процесс, который может заключаться
как в новых концепциях, например
концепции «обучающегося
Квалификация рабочих в современных условиях характеризуется такими признаками, как глубокие общеобразовательные технические и профессиональные знания, мастерство и профессиональная подвижность. Уровень развития рабочей силы непосредственно связан с изменением и совершенствованием технического базиса производства. Научно-технический прогресс в современных условиях влияет на всю систему производственных сил, затрагивая в первую очередь человека как главную производительную силу общества с его способностью трудиться, создавать материальные блага, меняя содержание и условия трудовой деятельности, место человека в производстве.
НТП порождает новые
отрасли промышленности и углубляет
специализацию производства. Это
обуславливает возникновение
Также в условиях
современного производства все больше
возрастает значение психологического
фактора рабочей силы, интеллектуальной
деятельности работника, роста его
производственной и общей культуры,
умения воспринимать и обрабатывать
научную информацию. В свою очередь
рост культурно-технического уровня трудящихся
является одним из важнейших условий
обеспечивающих поступательный процесс
общества. Влияние профессиональной
подготовки рабочих на экономический
рост состоит в том, что рабочие,
обладающие необходимым объемом
знаний, умений и навыков, обеспечивают
более высокую
Еще одним важным
моментом является характерная особенность
современного производства использование
ЭВМ, что требует дальнейшего
совершенствования подготовки кадров
к овладению этой техникой. Причем
важной проблемой является необходимость
изыскания и использования
1. Теоретические
основы обучения и повышения
квалификации работников и
1.1.Организация и методика производственного обучения.
Обучающая деятельность предприятия представлена достаточно разнообразными ее видами (рис. 1.1.). Прежде всего, обращает на себя внимание, что обучение может быть организовано непосредственно на предприятии собственными силами. Во вне заводском обучение роль предприятия сводится к определению требований не только к количеству, но и к направленности обучения, закрепленных в соответствующих договорах на подготовку. Само обучение осуществляется в специально обучающих центрах, а также в системе высшего и среднего специального образования.
Система подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников на предприятии, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменение потребностей производства в рабочей силе, а с другой – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами.
Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации:
1. выработка стратегии
в формировании
2. определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;
3. правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
4. выбор программно-
5. изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.
Существует еще
одна разновидность задач
а) привитие обучающимся людям профессиональных навыков;
б) изучение наиболее рациональных рабочих приемов на основе опыта передовых производств;
в) освоение норм выработки, достижение качественных показателей;
г) усвоение правил техники безопасности и промышленной санитарии.
а) совершенствование имеющихся навыков;
б) освоение новых, более сложных работ и навыков;
в) освоение новой техники и технологии, изучение передовой организации производства;
г) Освоение новых методов и приемов труда и его организации.
Обучение невозможно без знания принципов обучения, т.е. основных положений, на которых базируется успешно организованная теория образования и обучения и успешно организованный учебно-производственный процесс.
Основные принципы обучения представлены в таблице 1.1.
По видам обучения
По формам обучения
По целевому назначению
Вне зависимости от места обучения
Рис. 1.1. Классификация обучающих функций предприятия
Таблица 1.1 - Основные принципы обучения.
Принципы |
Осуществляются |
1 |
2 |
Обучение на уровне требований передовой техники производства |
|
Обучение на основе производительного труда |
|
Наглядность обучения |
|
Систематичность и последовательность в обучении. |
|
Доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых. |
|
Прочность усвоения знаний и навыков |
|
В техническом обучении кадров на предприятии приняты следующие методы:
а) объяснение;
б) рассказ;
в) беседа;
г) лекция;
а) лабораторная работа;
б) экскурсия;
в) упражнение;
г) выполнение домашнего задания;
а) устный опрос;
б) письменная проверочная работа;
в) контрольная работа;
г) экзамен.
I стадия – анализ
производства с точки зрения
человеческого фактора (работа
творческая, благоприятный социально-
ІІ стадия – описание должностных операций;
ІІІ стадия – список знаний, умений, навыков;
IV стадия – определение
критериев профессионального
V стадия – определение учебных целей (что знать, что уметь, что делать, в какой степени нужно знать и уметь);
VI стадия – разработка учебных программ;
VII стадия – оценка процесса обучения.
1.2. Управление
профессиональным обучением
Профессиональное обучение делится на производственное и теоретическое.
Рассмотрим
структуру производственного
Этим определяется
структура производственного
В связи с этим производственное обучение делится на три периода:
При производственном обучении инструктор передает свой опыт, а обучаемый воспринимает этот опыт – учится работать. По ходу своего обучения инструктор предоставляет обучаемому все большую самостоятельность, переходя от объяснений к текущим замечаниям, напоминаниям и советам.
Производственной обучение сопровождается теоретическим обучением, при котором изучаются основы технических знаний, необходимые для сознательного выполнения производственных работ и помогающие в дальнейшем рабочему в производственном росте. Они дают обучаемому знания технологии, понимания смысла и правил выполнения работы.
Для теоретических
знаний организуются группы рабочих, обучающихся
одной или родственным
Теоретические занятия
ведут квалифицированные
Основным документом, определяющим содержание, объем и целесообразную последовательность обучения, являются учебная программа. Ей предусматривается систематическое, последовательное освоение техники и технологии, методов труда на основе достоверных теоретических данных, то есть увязка производственного и теоретического обучения.
Любой вид обучения проводится при наличии учебных программ. Право на утверждение учебной программы принадлежит только главному инженеру, или лицу, исполняющему его обязанности.
Учебные программы могут, разрабатываются как наиболее квалифицированными специалистами, преподавателями, так и сторонними лицами на договорных началах.
Заводские программы для рабочих, связанных с обслуживанием и ремонтом оборудования должны согласовываться с технадзором. Для того, чтобы обучение было для обучаемого посильным, программа в целом и каждый ее раздел, построены так, что все новое основывается на уже известном, и обучаемый постепенно переходит от простого к сложному.
Каждая программа содержит:
2. Организация
видов профессионального
2.1 Подготовка и переподготовка рабочих.
Подготовка новых рабочих – это профессиональное первоначальное обучение лиц, ранее не имевших рабочей специальности.
Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в профессионально-технических училищах, а также в учебных комбинатах и непосредственно на производстве.
Информация о работе Подготовка и переподготовка кадров предприятия