Показатели качества товаров и методы их оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ понятия системы качества, ее элементов и методов их оценки качества продукции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие качества продукции………………………………………4
Глава 2. Система качества продукции, элементы системы качества……..13
продукции на предприятии
Глава 3. Показатели качества товаров и методы их оценки………………21
Заключение…………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

kurs.docx

— 190.57 Кб (Скачать файл)

должно быть обеспечено эффективное применение документированных процедур и инструкций.

           Процедуры системы качества.

           Процедура - установленный способ осуществления деятельности. В стандарте установлено, что на предприятии должны быть разработаны документированные процедуры, отвечающие требованиям МС ИСО 9001(9002, 9003) и установленной политике и применяться система качества и ее документированные процедуры. Масштаб и степень процедур, составляющих часть системы качества, зависят от сложности работы, используемых методов, необходимых навыков и подготовки персонала.

Рабочие процедуры системы качества необходимы для осуществления политики в области качества и достижения целей в области качества. Они координируют различные виды деятельности, которые обеспечивают эффективное функционирование системы качества.

          Одним из основных положений стандарта, касающихся системы качества является следующее:

           Система качества взаимоувязана со всеми видами деятельности предприятия, определяющими качество продукции. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции и процессы от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных требований.

           Типичные этапы жизненного цикла продукции показаны на рисунке 2 в виде петли качества.

Рисунок 2. "Петля качества" (представлены виды деятельности, влияющие на качество продукции)

 

Выход из каждого этапа жизненного цикла продукции служит входом для последующего; каждый этап заканчивается прежде, чем начинается следующий — в противном случае приходится работать с неполными исходными данными. На этапах жизненного цикла продукции осуществляется взаимосвязь работ по системе качества с остальными работами, выполняемыми на предприятии.

             Система качества является неотъемлемой частью (подсистемой) общей системы управления предприятием. Она разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции - "петли качества". Она представляет собой взаимодействие элементов полного цикла производства продукции (процесса, услуги), влияющих на качество.

              В соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 система качества должна: Обеспечивать управление качеством на всех участках "петли качества". Обеспечивать участие в управлении качеством всех работников предприятии. Устанавливать ответственность руководства. Обеспечивать неразрывность деятельности по качеству с деятельностью по снижению затрат. Обеспечивать проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов. Обеспечивать обязательность выявления дефектов и препятствовать их допуску в производство и к потребителю. Т. е. основное внимание в системе качества должно уделяться предотвращению проблем, а не их устранению после возникновения. Устанавливать порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы. Устанавливать и обеспечивать порядок документального оформления всех процедур системы. Система качества может быть эффективной только при условии, что она функционирует одновременно и в тесном взаимодействии со всеми видами деятельности, влияющими на качество продукции. Среди них основным выступает маркетинг, который кратко можно охарактеризовать, как поиск и изучение рынков сбыта для продвижения на них продукции фирмы.

            Если рассмотреть "петлю качества", то первым и последним этапом, завершающим один ее виток и начинающим следующий, является маркетинг. Маркетинг считается средством обеспечения конкурентоспособности продукции. Его главная формула - производить только то, что продается.

           Таким образом, вся деятельность на предприятии (организации) в системе качества ориентирована на требования потребителя к качеству продукции. Использование этого принципа в системе направлено на постоянное улучшение качества и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных лиц.

            С уверенностью можно сказать, что не используют стандарты те компании, которые не осознали их значимости, или которым это не под силу. Для компаний не использование МС ИСО служит антирекламой, в то время как их применение наоборот. Очевидно и то, что компании внедрившие стандарты ИСО сразу же после их выхода оказались в стратегически выгодном положении. Игнорирование нового подхода к обеспечению качества и замедленные действия по внедрению стандартов привели к снижению конкурентоспособности их продукции.

             На нынешнем этапе развития российской экономики необходимость и потребность в применении МС ИСО 9000 диктуется в первую очередь требованиями рынка. При переходе Европы к общему европейскому рынку в 90 % контрактных отношений потребитель требует от предприятия поставщика подтверждения о наличии системы обеспечения качества, соответствующей стандартам ИСО 9000. Способны ли российские предприятия "прорваться" и закрепиться на общеевропейском рынке в условиях затяжного экономического кризиса? Мировой опыт показывает, что прогресс экономики многих стран и отдельных предприятий связан с осознанием чувства кризиса и применением эффективных систем обеспечения качества, как средства выхода из этого кризиса. Таким образом для российских предприятий и организаций главное это как можно скорее разрабатывать и внедрять системы качества в объёме требований стандарта ИСО 9000 и "выходить" на сертификацию систем признанными органами. Понимая роль систем управления качеством, внедрение стандартов ИСО 9000 и сертификации систем качества на повышение эффективности отечественной экономики Росстандарт принял ряд решений, направленных на стимулирование применения стандартов ИСО серии 9000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Показатели качества товаров и методы их оценки

          Сегодня на рынке большое количество разнообразной продукции (товаров и марок) с самыми различными ценами на кажущиеся (покупателю) одинаковые товары и в тоже время одинаковыми ценами на товары, явно, по мнению покупателя, этим ценам не соответствующие. Каждый потребитель выбирает тот товар, который для него представляет наибольшую ценность, исходя из своего представления о качестве товара, его цене и возможных затратах на эксплуатацию. Получается, что потребительская ценность товара не является одинаковой для всех покупателей, она сугубо индивидуализирована, хотя в своей массе, согласно законам математической статистики, средневзвешенная рыночная ценность товара всегда приближается к истинной его потребительской стоимости.

           Потребительская ценность продукции зависит не только от эксплуатационных показателей качества, но и от целого ряда других потребительских ценностей, прямо или косвенно характеризующих продукцию.

           Все потребительские ценности можно условно классифицировать по нескольким категориям, отличающимся друг от друга временными факторами действия: базовые, постоянные, временные ценности, сопутствующие, привнесенные, универсальные. Все это составляет понятие показатели качества.

            Таким образом, можно сделать вывод, что показатели качества, являющиеся основной категорией потребительских ценностей, создают базу (основу) для формирования цены, себестоимости продукции в зависимости от ее первоначального качества. На основе базовых ценностей (показателей качества) формируются все последующие ценности, входящие в состав потребительской ценности продукции.

             Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

            Высокое качество изделий предопределяется различными факторами, основными из которых являются:

факторы технического характера (конструктивные, технологические, метрологические и т.д.);

факторы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.);

факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).

            Совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам:

по количеству характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные показатели);

по отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.);

по стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные показатели);

по методу определения (расчетные, статистические, экспериментальные, экспертные показатели);

по характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные показатели);

по способу выражения (размерные показатели и показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например, баллами, процентами).

           Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, называется единичным показателем качества продукции (например, мощность, калорийность топлива и т.д.).

           Относительный показатель качества продукции – отношение значения показателя качества продукции к соответствующему (то есть принятому за исходное) значению, выражается в безразмерных числах или процентах и вычисляется по формуле:

,

где Кi – относительный показатель качества;

- значение единичного показателя  качества оцениваемой продукции;

- значение единичного базового  показателя качества.

            При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При этом может быть использована функциональная зависимость:

К=f(n,bi,ki), i=1,2,3,......,ni,

где К – комплексный показатель качества продукции;

n – число учитываемых  показателей;

bi – коэффициент весомости i-го показателя качества;

ki – i-й показатель качества (единичный или относительный).

           Комплексный показатель качества продукции – это показатель, характеризующий несколько ее свойств. Например, КГ – коэффициент готовности

,

где Т – наработка изделия на отказ (показатель безотказности);

ТВ – среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности),

т.е. КГ характеризует два свойства изделия – безотказность и ремонтопригодность.

В свою очередь,

ТВ= ТО+ТУ,

где ТО – среднее время, затрачиваемое на отыскание отказа;

ТУ – среднее время необходимое для устранения отказа.

           Таким образом, ремонтопригодность – сложное свойство изделия по отношению к ТО и ТУ. Следовательно, относительно коэффициента готовности КГ показатель ТВ можно рассматривать как единичный, а относительно ТО и ТУ – как комплексный.

            Интегральный показатель качества продукции – отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.

где Э – суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (срок полезного использования холодильника, пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта и т.д.);

ЗС – суммарные затраты на создание продукции (разработка, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты);

ЗЭ – суммарные эксплуатационные затраты (техническое обслуживание, ремонт и другие текущие затраты);

1/И – удельные затраты  на единицу эффекта.

             Среди показателей качества имеются такие, которые невозможно выразить численными значениями (оттенки, запах, тембр и т.д.). Они определяются при помощи органов чувств (органолептически) и называются сенсорной характеристикой.

              Оценка уровня качества продукции может производиться дифференциальным или комплексным методами. При применении дифференциального метода производится сопоставление единичных показателей качества новой продукции с идентичными базовыми показателями качества, а при комплексном – фактических комплексных показателей с базовыми комплексными показателями.

             Числовые значения показателей качества устанавливаются с помощью объективных и субъективных методов. Объективные методы: измерительный, регистрационный и расчетный. Субъективные методы: органолептический, социологический и экспертный. Объективные методы базируются на применении технических измерительных средств, регистрации, подсчете событий, выполнении вычислений. Основа субъективных методов – анализ восприятия органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые группой специалистов-экспертов2.

ГОСТ 22851-77 устанавливает следующую номенклатуру основных 10 групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции:

1. Показатели назначения  характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она  предназначена, и обуславливают  область ее применения.

В эту группу входят:

а) классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);

б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);

в) конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);

г) показатели состава и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.

2. Показатели надежности  характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности  и сохраняемости.

Безотказность – свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки.

            Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.

Информация о работе Показатели качества товаров и методы их оценки