Понятие стандартов и стандартизации, система стандартов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является качество продукции. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

Содержание работы

Введение
Понятие качества продукции
Показатели качества продукции
Конкурентоспособность продукции, оценка качества.
Управление качеством продукции, работ, услуг. Система качества.
Понятие стандартов и стандартизации, система стандартов в РФ.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

экономика организации.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Модель обеспечения качества – это стандартизированный или избранный набор требований системы качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации.

С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне Технический комитет международной организации по стандартизации (ИСО) разработал стандарты 9000, которые приняты к применению на территории РФ.

Стандарты содержат требования к системе качества, которые можно использовать для внешнего обеспечения качества. Модели обеспечения качества, установленные в стандартах, представляют три четко различимые формы требований к системе качества. Требования стандартов к системе качества являются дополнительными по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию. Стандарты устанавливают требования, определяющие элементы, необходимые для включения в систему качества. Стандарты являются общими и не зависят от конкретной отрасли промышленности или сектора экономики.

«Петля качества» («спираль качества») – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать вес стадии «петли качества», или жизненного цикла продукции:

  1. маркетинг, поиски и изучение рынка;
  2. проектирование и/или разработка технических требований, разработка продукции;
  3. материально – техническое снабжение;
  4. подготовка и разработка производственных процессов;
  5. производство;
  6. контроль, проведение испытаний и обследований;
  7. упаковка и хранение;
  8. реализация и распределение продукции;
  9. монтаж и эксплуатация;
  10. техническая помощь и обслуживание;
  11. послепродажная деятельность;
  12. утилизация после использования изделия.

По характеру воздействия на этапы «петли качества» в системе качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества.

Обеспечение качества – вес планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также дополнительные виды (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования, предъявляемые к качеству.

Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований по качеству. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах «петли качества» для достижения экономической эффективности.

Улучшение качества – мероприятия, проводимые для повышения эффективности и результативности деятельности и процессов с целью получения выгоды, как для организации, так и ее потребителей.

Структуру системы качества отражают следующие документы: руководство по качеству для всей фирмы, включающее, кроме описанного выше, организационную структуру производства; методические документы общего характера; рабочие инструкции; справочники и др.

Система качества должна обеспечить:

- управление качеством на всех  участках «петли качества»;

- участие всех работников в  управлении качеством;

- неразрывную связь деятельности  по повышению качества с деятельностью  по снижению затрат;

- проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов;

- обязательность выявления дефектов  и устранения их  в производстве.

Система качества также должна устанавливать: ответственность руководителей; подряд проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы; порядок документального оформления всех процедур системы.

 

 

 

  1. Понятие стандартов и стандартизации, система стандартов в РФ

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение упорядочения в определённой области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утверждённый признанным органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определённых объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определённой области.

Объектом стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной.

Закон Российской Федерации «О стандартизации» устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными для всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан-предпринимателей) независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также общественных объединений.

Органом государственного управления стандартизацией, метрологией, сертификацией в РФ является Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

В области стандартизации Госстандарт осуществляет следующие функции:

- формирует государственную политику в области стандартизации;

- осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

- участвуют в работах по международной (региональной) стандартизации;

- организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации;

- устанавливает правила применения международных (региональный) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории РФ.

В РФ сформирована Государственная система стандартизации (ГСС РФ). Она построена на единых для всей страны организационно-технических правилах проведения работ по стандартизации в любых сферах деятельности и на всех уровнях управления, а также форм и методов взаимодействия при этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами управления.

Объектами стандартизации являются продукция, работа (процесс), услуги, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, правилу, процедуре, методу или деятельности.

Перечень нормативных документов по стандартизации, допускаемых к применению на территории России, и общие требования к ним закреплены Законом Российской Федерации «О стандартизации».

Нормативный документ по стандартизации – документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики объектов стандартизации, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей (пользователей).

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России относятся:

- государственные стандарты РФ (ГОСТ);

- отраслевые стандарты (ОСТ);

- технические условия (ТУ);

- стандарты предприятий и объединений, ассоциаций и других общественных  организаций;

- стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Государственная система стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в РФ и включает пять основополагающих стандартов:

- ГОСТ Р 1.0-92 ГСС РФ. Основные положения.

- ГОСТ Р 1.2-92 ГСС РФ. Порядок разработки  государственных стандартов;

- ГОСТ 1.3-92 ГСС РФ. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических  условий;

- ГОСТ Р 1.4-92 ГСС РФ. Стандарты  предприятия. Общие положения;

- ГОСТ Р 1.5-92. ГСС РФ. Общие требования  к построению, изложению, оформлению  и содержанию стандартов.

Соблюдение обязательных требований стандартов подлежит контролю и надзору со стороны Госстандарта России и его территориальных органов, а также других органов государственного управления (комитеты, федеральные службы, инспекции в области экологии, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, атомной энергетики и т.п.).

Важным направлением повышения качества продукции и конкурентоспособности отечественных производителей является применение международных стандартов (МС ИСО), гармонизация национальных стандартов и методов испытаний на международном уровне. В современных условиях это обеспечивается на основе участия России в деятельности международных организаций по стандартизации и метрологии, что способствует разработке межгосударственных стандартов, проведению конкретных работ в областях  межгосударственной стандартизации, метрологии и сертификации и развитию на этой основе международной торговли и международного сотрудничества.

 

 

 

Заключение

Решение любой крупной проблемы невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение всего внимания и сил на основном направлении. Весь опыт и потенциал науки, техники, промышленности, вес знания и умения работающего населения следует направить на решение самой неотложной проблемы – повышение качества, удовлетворяющего потребителей, и соответственно создание конкурентоспособной продукции и услуг.

 Следует отметить, что повышение  качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Управление качеством должно осуществляться системно, т. е. на предприятии должна функционировать система управления качеством, представляющая собой организационную структуру, чётко определяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. Улучшение системы качества является объективной необходимостью в условиях рыночной экономики. Если это требование рыночных отношений в условиях рыночной отношений оставить без внимания, то возникнет опасность наступления негативных последствий для всех наших предприятий, экономики и материального благополучия каждого человека.

Важным элементом в системе управления качеством изделий является стандартизация. Главная задача стандартизации – создание системы нормативно – технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, а также контроль за правильностью использования этой документации.

 Конечная оценка качества изготовления продукции осуществляется с помощью сертификации, которая означает испытание продукции, выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции (знак соответствия) и контроль за состоянием последующего производства с помощью контрольных испытаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Скляренко В. К., Прудников А. М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.-528 с. – (Высшее образование).
  2. Н. А. Сафронова. Экономика предприятия: Учебник – М.: Юристь, 2003. – 608 с.
  3. А.Е. Карлик, М.Л. Шухгальтер, «экономика предприятия», М: ИНФРА-М, 2001. – 540 с.
  4. «Экономические и правовые реформы в РФ. Проблемы и перспективы», сборник научных работ, Москва, 2000 г., стр. 152.
  5. Фомин В.Н. Качество продукции и маркетинг. Стандарты и качество, учеб. пособ., перераб  и доп., М.: ЮНИТИ ДИАНА, 2005 г. – 256 с.

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Понятие стандартов и стандартизации, система стандартов в РФ