Понятие управления качеством. Основные категории управления (объекты, цели, методы).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 14:47, контрольная работа

Описание работы

Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

Файлы: 1 файл

управление персоналом.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Планирование качества продукции – установление обоснованных заданий по выпуску продукции  с требуемыми значениями показателей  качества на заданный момент времени  или в течение заданного интервала  времени.

Контроль качества продукции  – проверка соответствия показателей  качества продукции установленным  требованиям.

Надзор за качеством  продукции – контроль качества продукции, осуществляемый специальными органами.

Квалиметрия – область  науки, предметом которой являются количественные методы оценки качества продукции.

 

 

1.4. Принципы управления качеством 

 

В основу международных  стандартов ИСО серии 9000:2000 положены восемь принципов управления качеством. Ниже изложено содержание этих принципов  всеобщего управления качеством.

Принцип 1. Ориентация (или  фокус) на потребителя. В основе этого  принципа — анализ рынка и потребностей потребителей. Результаты анализа служат механизмом, запускающим производство. Выпуская продукт, уже не ограничиваются выполнением формальных требований заказчика, а пытаются предугадать его желания.

Принцип 2. Лидерство. Лидерство  – ключевой принцип системы менеджмента  качества, без которого система менеджмента  качества (СМК) скорее фикция, чем реальность. Управление предприятием, руководство проектами, создание, внедрение и эксплуатация СМК – это области деятельности, где необходимо лидерство. С представлением о лидерстве тесно связана концепция ответственности. Ответственность нельзя установить приказом. Ее можно только взять на себя добровольно. Однако ответственность необходимо подкреплять полномочиями. При этом важно постоянно соблюдать баланс между взятой на себя человеком добровольно ответственностью и данными ему полномочиями.

Принцип 3. Вовлечение персонала. Вовлечение персонала на практике означает систематическую возможность каждого сотрудника участвовать в выработке и реализации управленческих решений. Такая возможность рождает в людях чувство ответственности и сопричастности, которое усиливает мотивацию к творческому труду. Следствие такого подхода – принцип отказа от идеи наказания. Сотрудников не имеет смысла наказывать за просчеты менеджмента. Этот подход порождает инициативу и является основой корпоративной культуры.

Принцип 4. Процессный подход. Все виды деятельности в организации рассматриваются как процессы. Процессы – это логически упорядоченные последовательности шагов (работ, этапов, элементов), преобразующих входные данные в выходные данные. Такое понимание процессов близко к представлению об алгоритмах, и это дает возможность использования информационных технологий для визуализации процессов и полученных результатов для своевременного принятия управленческих решений.

Принцип 5. Системный подход. Системный подход требует координации всех аспектов деятельности, постоянного планирования и доведения планов до каждого рабочего места, с тем, чтобы можно было анализировать и корректировать их выполнение по xoдy дела. Этот принцип предполагает представление организации как системы взаимодействующих динамических процессов. С системным подходом связана и проблема оценивания результатов деятельности организации. Долгое время в этой области господствовал финансовый подход. Сейчас стало очевидно, что к финансовым показателям следует добавить показатели удовлетворенности потребителей, показатели эффективности бизнес-процессов, а также показатели потенциала роста фирмы и квалификации персонала. Система таких показателей называется сбалансированной системой показателей.

Принцип 6. Непрерывное улучшение. При систематическом улучшении процессов постепенно появляется возможность снижения потерь и соответственно цены продукции за счет растущего «зазора» между себестоимостью и ценой. Такое снижение цены ведет к расширению рыночной ниши, что, в свою очередь, приводит к снижению себестоимости за счет эффекта масштаба. Этот механизм называют цепной реакцией Деминга. Постоянное улучшение начинается с человека, с совершенствования его личных качеств, знаний, навыков и умений. Наиболее важный аспект непрерывного совершенствования – это обучение персонала.

Принцип 7. Подход к принятию решений на основе фактов. Принимать  решения на основе фактов – значит отличать достоверные факты от ложных или сомнительных. Основа этого подхода  – измерения, производимые для получения данных о процессах, и одновременно накапливание информации, которая постепенно превращается в знания.

Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип  нацелен на создание новых отношений  с поставщиками. При постоянных отношениях с поставщиками можно говорить об управлении цепочками добавленных ценностей для потребителей. Действительно, поиск поставщика и налаживание отношений с ним – дело долгое и дорогое. Всегда следует стремиться к постоянным отношениям с поставщиками.

2.Порядок проведения работ по сертификации систем качества.

Сертификация систем качества отечественных предприятий  может осуществляться в рамках обязательной сертификации продукции (если предусмотрено  схемой сертификации) и добровольной сертификации (в интересах предприятия). В России до последнего времени сертификация СК на соответствие стандартам ИСО серии 9000 осуществлялась в сфере добровольной деятельности, организациями, желающими ее проводить по заказу предприятий. За рубежом эти организации не знают и в основном их сертификаты не признают. Спрос российских предприятий на сертификацию СК в основном удовлетворяют зарубежные фирмы.

В общем случае, орган  по сертификации выбирается в зависимости  от задач сертификации, авторитетности и признания, выдаваемого органом сертификата, стоимости работ. Наиболее известными и признаваемыми в мире зарубежными органами по сертификации являются:

  • Lloyd,s Register Quality Assurance International - дочерняя компания Lloyd,s Register, аккредитованная английским правительством.
  • Норвежская фирма Det Norske Veritas.
  • Английская - Bureau Veritas Quality International.
  • TUV Sert - германская.

Из признаваемых отечественных  органов по сертификации можно выделить Всероссийский научно-исследовательский  институт сертификации (ВНИИС), Российский Морской регистр судоходства, Электростандарт, Тест-С.-Петербург (аккредитован Госстандартом России на право проведения сертификации систем качества в системе ГОСТ Р). В Приложении 6 представлен перечень органов по сертификации систем качества, зарегистрированных в Госреестре с 01.07.98 по 30.06.99

Однако сертификаты  этих органов не имеют абсолютного  признания в мире, что вынуждает  предприятия сертифицировать свои системы качества по несколько раз  в различных фирмах.

Сертификация систем качества основывается на следующих принципах:

  • добровольность;
  • бездискриминационный доступ к участию в процессах сертификации;
  • объективность оценок;
  • воспроизводимость результатов оценок;
  • конфиденциальность;
  • информативность;
  • специализация органов по сертификации;
  • проверки выполнения требований, предъявляемых к продукции в законодательно регулируемой сфере;
  • достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества нормативным требованиям.

 

 

 

2.Основными целями проведения сертификации систем качества являются:

  • подтверждение соответствия СК и ее элементов требованиям установленным в соответствующих нормативных документах;
  • подтверждение заявленных производителем возможностей стабильно выпускать продукцию запланированного качества в установленные контрактом сроки и в заданных объемах;
  • создание благоприятных условий для сертификации продукции;

В соответствии с ГОСТ Р 40.003-96 в сертификацию СК включаются организация работ (предсертификационный этап) и три этапа сертификации:

  1. Предварительная (заочная) оценка СК;
  2. Окончательная проверка и оценка СК;
  3. Инспекционный контроль за сертифицированными СК.

Предсертификационный  этап (0)

Если предприятие уверено  в своей готовности к сертификации системы качества (т. е. проведена  её внутренняя оценка и есть уверенность в том, что система качества представляет собой не просто набор документов, но и работает), оно может подавать заявку в уполномоченный орган на проведение сертификации этой системы.

Выбор органа по сертификации, как уже отмечалось, определяется задачами, которые ставит перед сертификацией предприятие. Главной задачей является подтверждение соответствия системы качества одному из стандартов ИСО (9001,9002,9003) или аутентичных российских государственных стандартов и повышения вследствие этого доверия к предприятию, т. е. его способности стабильно выпускать качественную продукцию.

Заявка от организации, претендующей на сертификацию системы  качества в Регистре, поступает в  Технический центр Регистра (ТЦР). Если заявка поступает в другое структурное  подразделение, другую организацию Госстандарта России или орган по сертификации она также направляется в Технический центр регистра.

ТЦР регистрирует заявку с учетом предложений организации (заявителя), определяет по специализации  и области аккредитации орган, способный ее реализовать, и направляет заявку в адрес этого органа.

При отсутствии аккредитованного органа по сертификации систем качества с соответствующей областью аккредитации или при большом удалении аккредитованных  органов от заявителя (во избежании  удорожания работ) ТЦР может самостоятельно или по представлению одного из органов назначить уполномоченного эксперта, направить ему заявку и поручить создание комиссии и проведения работ по сертификации системы качества в соответствии с требованиями документов Регистра. Эксперт должен иметь аттестацию по сертификации соответствующих систем качества и основания на индивидуальную трудовую деятельность.

Орган по сертификации регистрирует заявку, после чего уведомляет организацию (заявителя) о ее принятии и условиях начала работы. Условия включают сведения о порядке, продолжительности и стоимости работ по сертификации. Если требуется, то орган по сертификации проводит консультацию с организацией (заявителем). Копия уведомления поступает в ТЦР (для учетной информации).

Заявитель должен произвести оплату регистрационного взноса Техническому центру Регистра.

Технический центр Регистра регистрирует копии платежного поручения  об оплате регистрационного взноса и  поручает органу по сертификации начать работы по сертификации.

Тогда орган по сертификации передает заявителю комплект материалов, необходимый для начала работ:

  • комплект исходных форм документов для проведения предварительной оценки системы качества;
  • перечень документов, представляемых на сертификацию систем качества.

Орган по сертификации проводит предварительную оценку системы качества, экспертизу исходных материалов, собирает полную информацию о системе качества и анализирует ее. На основании этих данных осуществляется оценка целесообразности проведения последующих этапов сертификации.

В результате предсертификационного  этапа заявитель получает уведомление  либо о принятии заказа на сертификацию, либо отказе в сертификации. Отказ  в принятии заказа на сертификацию системы качества должен быть четко  обоснован органом по сертификации.

При положительном заключении оформляется договор с организацией на проведение предварительной сертификации системы качества.

В договоре предусматривается  предварительное поступление на счет органа по сертификации всей суммы  оплаты до начала работ.

После оплаты и подписания договора сторонами, формируется комиссия и назначается главный эксперт. Он производит распределение обязанностей между членами комиссии.

Предварительная проверка и оценка системы качества (1 этап)

Целью предварительной  оценки системы качества является определение готовности организации к сертификации системы качества и целесообразности дальнейшего проведения работ по сертификации.

Этот этап состоит  из анализа и оценки сформированной комиссией описания системы качества по документам проверяемой организации. При необходимости, орган по сертификации может направить своего представителя в проверяемую организацию для предварительного ознакомления на месте с системой качества или решения неясных (спорных) вопросов.

В завершении по результатам предварительной оценки системы качества составляется заключение о возможности проведения второго этапа сертификации. Заключение подписывается главным экспертом, экспертами, проводившими экспертизу, и обязательно утверждается руководством органа по сертификации.

Информация о работе Понятие управления качеством. Основные категории управления (объекты, цели, методы).