Практика управления персоналом: европейская модель
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 11:50, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования – рассмотреть европейскую модель управления персоналом. Задачи исследования: Провести обзор европейской, американской и японской модели управления персоналом.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3 Глава 1 Основные модели управления персоналом………………………..…...5 1.1 Обзор европейской, американской и японской модели управления персоналом………………………………………………………………………...5 1.2 Системы мотивации персонала в европейской модели менеджмента…...10 Глава 2 Практика управления персоналом: европейская модель……….........13 2.1 Практика управления персоналом предприятия в странах ЕС…………...13 2.2 Сравнительный анализ политики управления персоналом в европейских странах и в России………………………………………………………...……..19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24 Список использованной литературы…………………………………….…......26
Каждая страна, так же как и
в вопросах найма, имеет собственную систему
карьерного роста персонала, которая исходит
из культурных различий.
В связи с глобализацией бизнеса
большую ценность для компании представляют
работники, способные ориентироваться
в международной среде. Организация не
всегда может привлечь менеджеров, обладающих
такими навыками, извне. Поэтому в большинстве
западных компаний огромное внимание
уделяется различным тренинговым программам,
которые направлены на то, чтобы обучить
персонал фирмы. Европейские исследования
показали, что средний возраст, при котором
происходят наибольшие инвестиции в обучение,
составляет от 36 до 46 лет. Очень многим
людям после этой возрастной границы трудно
адаптироваться к меняющейся среде (например,
50-летнему человеку выучить иностранный
язык).Восприятие информации после 40 лет
значительно изменяется. Человеку сложнее
принять новую информацию, запомнить ее
и сопоставить с уже полученной информацией.
В российской практике можно найти немного
организаций, которые согласны вкладывать
финансовые и временные усилия в сотрудников
старшего возраста, т. е. организовывать
для них обучение и составлять тренинговые
программы. Многие руководители российских
предприятий считают, что легче найти
молодого специалиста, даже несмотря на
то, что затраты на его привлечение могут
превышать затраты на обучение сотрудников
старшего возраста. Во многих западных
фирмах существуют программы защиты такой
категории сотрудников, которая не позволяет
в случае устаревания знаний просто их
увольнять, а в некоторых организациях
используются специальные программы обучения
пожилых сотрудников. Наряду с этим, если
принимается решение об увольнении такого
сотрудника, во многих западных организациях
существуют специальные программы раннего
отправления на пенсию. К сожалению, в
российской практике подобные программы,
как правило, отсутствуют. В зрелом возрасте
люди должны больше полагаться на профессиональную
компетентность, нежели на обучаемость.
Проблема заключается в том, что большинство
организационных программ направлены
на тренинг молодых специалистов, которые
легко воспринимают изменения и адаптируют
свои знания к глобальной среде. Конечно,
позволение молодым, более динамичным
работникам «перепрыгнуть» через своих
старших коллег в определенном смысле
принесет выгоды организации, но вопрос
о том, принесет ли это удовлетворение
персоналу, остается открытым. Таким образом,
чрезвычайно важным вопросом для менеджмента
организаций является принятие решения
о внутреннем или внешнем найме.
Исследования выявили четыре
типа фирм, которые придерживаются различных
критериев продвижения:
«клуб» (внутренний наем, основанный
на группе) — как правило, придерживаются
политики найма внутри компании, ориентируясь
на кандидата с общими знаниями и навыками,
которому свойственны ранний карьерный
рост и большая надежность;
«академия» (внутренний наем,
основанный на деятельности) — внутренний
наем, возможность роста кандидата, высокий
потенциал, ранняя карьера, специфические
знания в той или иной области, возможность
увольнения за плохую работу;
«крепость» (внешний наем, основанный
на групповом взаимодействии) — внешний
наем, кандидат с некоторыми специфическими
навыками, больше пассивен, чем активен,
свойственны частые увольнения;
«баскетбольная команда» (внешний
наем, основанный на деятельности) — внешний
наем, сосредоточение знаний на определенной
работе, не свойственны формальные тренинги,
слабое планирование карьерного роста,
возможность горизонтальной карьеры —
перехода с позиции на позицию.
Как и во многих западных организациях,
в российских компаниях при принятии решения
о продвижении по служебной лестнице того
или иного кандидата главными факторами
являются прошлый опыт, прошлая деятельность
сотрудника, его профессиональные результаты.
В российской практике присутствуют как
внешняя вербовка, так и внутренний наем.
Но в 63% компаний менеджеры предпочитают
внешнюю вербовку, так как внутренний
наем в организации, по их мнению, предполагает
возникновение конфликтных ситуаций и
политических игр, связанных с конкуренцией
между кандидатами на то или иное место.
Многие руководители считают также, что
выбор между внутренним и внешним наймом
должен прежде всего зависеть от самой
вакансии; например, на позиции с высокой
ответственностью, требующие надежности,
проверенной компетенции, лучше нанимать
человека из самой организации, поскольку
его репутация и профессионализм известны,
что может снизить риск найма на важную
организационную позицию не проверенного
на надежность человека. Кроме того, внутренняя
вербовка позволит сократить затраты
на адаптацию этого сотрудника, что для
некоторых должностей может являться
немаловажным фактором.На российских
предприятиях средний возраст сотрудников,
участвующих в программах продвижения,
составляет 30-35 лет. Именно на них во многих
организациях нацелены программы обучения.
Если говорить в общем о политике продвижения,
то 48% менеджеров российских предприятий
считают, что продвижение сотрудника в
компании возможно и необходимо, 25% предпочитают
всегда нанимать человека извне на появившуюся
вакансию, например, в среднем или высшем
звене. 27% считают, что руководство компании
должно использовать как внешнюю, так
и внутреннюю вербовку. Внешний рекрутинг
может иметь под собой скрытую задачу,
которая формулировалась 6% руководителей
российский компаний так: наем человека,
который пришел из другой компании (особенно
если это компания-конкурент), позволит
получить некоторую информацию о других
организациях.
Заключение
Корни управления персоналом
уходят глубоко в историю человеческого
общества. Еще первые представители человечества,
объединенные в родовые общины, ежедневно
решали проблемы использования собственных,
весьма ограниченных физических и интеллектуальных
ресурсов, сталкивались с вопросами разделения
труда, трудовой мотивации и дисциплины.
Понятия найма, продвижения
и увольнения персонала в европейских
странах имеют одинаковое содержание.
Различия состоят в реализации процедур
найма, продвижения и увольнения персонала.
Прежде чем приступить к сравнительному
анализу, необходимо дать определение
названным элементам управления персоналом.
Для каждой конкретной страны
характеристики, по которым принимается
решение о найме того или иного кандидата,
будут различными. Каждая страна вследствие
культурных особенностей будет по-разному
оценивать важность каждого из показателей.
Проведенные исследования найма,
продвижения и увольнения персонала показали,
что каждая страна имеет свои традиции
и ценности, которые лежат в основе политики
ведения бизнеса и которые обуславливают
выбор той или иной стратегии развития
компании во всех областях ее деятельности.Сравнительный
подход показал, что сегодня российские
компании перенимают западный опыт, адаптируя
опыт западных компаний к российской специфике.
Но в российском бизнесе все еще существуют
организации, в которых, например, отсутствует
строгая система найма, что подразумевает
отсутствие стратегического планирования
потребностей в персонале, четко сформулированных
критериев найма персонала на те или иные
позиции. Сравнительный подход к анализу
опыта различных компаний играет большую
роль для российской практики бизнеса,
так как позволяет российским менеджерам
увидеть реальные примеры построения
эффективной политики управления человеческими
ресурсами, а также попробовать внедрить
это на практике в своей организации. Знание
иностранных методов ведения бизнеса,
понимание, что лежит в основе политики
той или иной страны, умение анализировать
и адаптировать стратегии ведения бизнеса
во многом могут помочь компаниям правильно
ориентироваться в сложной международной
среде.
Вероятно, России больше подходит
европейская модель развития в широком
смысле слова. Ее главная особенность
заключается в определенном балансе интересов
государства, предприятий (и их собственников),
профсоюзов и других общественных организаций.
Кроме того, европейская модель (как американская
и японская) включает высокий уровень
заработной платы и производительности
труда. И, наконец, ей присуща эффективная
система управления в масштабе всего общества,
а не только на отдельных предприятиях.
Последний момент представляет, на наш
взгляд, особый интерес.
Формирование такой системы
означает, во-первых, что внутри предприятий
производится замена функциональных и
бюрократических организационных структур
на внутрифирменные предпринимательские
команды. Во-вторых, крупные компании осуществляют
отделение («акционирование») многих функций
и направлений, при этом одновременно
поощряется создание малых предприятий
во всех сферах экономики, в том числе
в здравоохранении и социальном обеспечении.
В-третьих, происходит автоматизация разных
контрольных и учетных функций, связей
между предприятиями (в первую очередь
в государственных, региональных и муниципальных
образованиях).
Список использованной
литературы
Базаров Т.Ю. Управление персоналом.
Практикум. – М.: Юнити-Дана, 2009 -211с.
Басаков М.И. Управление персоналом.
Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2009-247с.
Беляцкий Н.П. Управление персоналом.
– М.: Современная школа, 2010.
Валиева О.В. Управление персоналом.
Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2009-172с.
Володько В.Ф. Международный
менеджмент. – М.: Амалфея, 2012 – 328с.
Закаблуцкая Е.А. Управление
персоналом. Руководитель и HR-специалист.
– СПб.: Речь, 2011 -56с.
Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление
персоналом организации. Актуальные технологии
найма, адаптации и аттестации. – М.: КноРус,
2010.
Никифорова Н.А, Управление
персоналом. Краткий курс. – М.: Окей-книга,
2010 -89с.
Орлова О.С. Управление персоналом
современной организации. – М.: Экзамен,
2013 -306с.
Потемкин В.К. Управление персоналом.
– СПб.: Питер, 2011 -77с.
Федорова Н.В., Минченкова О.Ю.
Управление персоналом организации. –
М.: КноРус, 2013 -217с.
Чеховских И.А. Управление персоналом.
В вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2010 -114с.
1 Федорова Н.В., Минченкова О.Ю.
Управление персоналом организации. –
М.: КноРус, 2010.
2 Орлова О.С. Управление персоналом
современной организации. – М.: Экзамен,
2009.
3 Никифорова Н.А, Управление
персоналом. Краткий курс. – М.: Окей-книга,
2010-89с.
4 Чеховских И.А. Управление персоналом.
В вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2010 -114с.
5 Базаров Т.Ю. Управление персоналом.
Практикум. – М.: Юнити-Дана, 2009 -211с.
6 Володько В.Ф. Международный
менеджмент. – М.: Амалфея, 2012.-328с.