Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие и определение понятий таких как, принципы, формы и методы управления государственной собственностью.
Задачами курсовой работы являются:
1) Перспективы развития системы управления государственной собственностью.
2) Анализ и оценка эффективности управления государственной собственностью.
Введение………………………………………………………………………………3
I глава. Теоретические основы управления государственной собственностью….5
1.1 Сущность управления государственной собственностью……………………5
1.2 Формы и методы управления государственной собственностью……………..7
II глава. Анализ и оценка эффективности управления государственной собственностью……………………………………………………………………..12
2.1 Анализ управления государственной собственностью в России и за рубежом………………………………………………………………………………12
2.2 Критерии эффективного управления государственной собственностью в Российской Федерации…………………………………………………………….18
III глава. Перспективы развития системы управления государственной собственностью………………………………………………………………………21
3.1 Формирование механизма эффективного управления государственной собственностью в РФ………………………………………………………………21
3.2 Направления развития управления государственной собственностью………23
Заключение……………………………………………………………….………….26
Список использованной литературы………………
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
при Правительстве Москвы
Курсовая работа по дисциплине: Управление государственной собственностью
на тему: «Принципы, формы и методы управления государственной собственностью»
Выполнила:
Студентка 5 курса
Факультета менеджмента
Реус А.Д.
Москва 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
I глава. Теоретические основы управления государственной собственностью….5
1.1 Сущность управления государственной собственностью……………………5
1.2 Формы и методы управления государственной собственностью……………..7
II глава. Анализ и оценка эффективности управления государственной собственностью…………………………………………
2.1 Анализ управления государственной собственностью в России и за рубежом……………………………………………………………
2.2 Критерии эффективного управления государственной собственностью в Российской Федерации………………………………………………………
III глава. Перспективы развития системы управления государственной собственностью…………………………………………
3.1 Формирование механизма эффективного управления государственной собственностью в РФ………………………………………………………………21
3.2 Направления развития управления государственной собственностью………23
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….……………
Введение
Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственная собственность играет важнейшую роль в функционировании государства, обеспечении экономической стабильности и позволяет ему выполнять свои социальные функции:
государственная собственность создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала. Это становится возможным потому, что государству, как правило, принадлежат отрасли и сферы экономики, имеющие общенациональное значение, ключевые отрасли производственной инфраструктуры. Государство нередко является собственником важнейших природных ресурсов, интеллектуальных и историко-культурных ценностей. Оно финансирует фундаментальную науку, разработку и внедрение высоких технологий, ему принадлежит значительная часть информационной продукции и т.д.;
она позволяет государству быть самостоятельным элементом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом, является гарантом многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права;
государственная собственность обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, экономическая безопасность и т.д.);
государство создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства, принимая на себя долю издержек в тех сферах деятельности, которые не выгодны последнему.
государственная собственность обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ; национальную безопасность;
она позволяет сглаживать удары кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из них путем снижения налогообложения и использования государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высших технологий, национализируя собственность обанкротившихся предприятий.
Предметом работы является государственная собственность, ее принципы, формы и методы управления. Объектом же выступает непосредственно управление собственностью в пределах РФ и за рубежом.
Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе изложены теоретические основы управления государственной собственностью. Вторая глава об анализе и оценке эффективности управления государственной собственности. В третьей главе - перспективы развития системы управления государственной собственности.
Целью данной курсовой работы является раскрытие и определение понятий таких как, принципы, формы и методы управления государственной собственностью.
Задачами курсовой работы являются:
1) Перспективы развития системы управления государственной собственностью.
2) Анализ и оценка эффективности управления государственной собственностью.
I глава. Теоретические основы управления государственной собственностью
1.1 Сущность управления государственной собственностью
Государственная собственность – один из основополагающих элементов
экономической системы субъекта Федерации. Однако сама по себе государственная собственность не имеет никакого экономического смысла без формирования внятной экономической политики по управлению ею и эффективной системы управления.
Понятие «управления государственной собственностью» практически не
находит отражения в федеральных нормативно-правовых актах. В то же время
оно закрепляется на уровне законодательства субъектов Федерации. Так, в концепции управления собственностью г. Москвы предусмотрено, что «управление собственностью – это комплекс административных, экономических и законотворческих действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества».
Система управления государственной собственностью, являясь упорядоченным множеством взаимосвязанных элементов, согласованное функционирование которых направлено на достижение заданных целей, в частности включает:
а) механизм управления (цели, принципы, методы);
б) функциональную подсистему (функции и органы управления собственностью);
в) процессы управления собственностью;
г) подсистему обеспечения (учет, оценка, кадровое обеспечение, контроль эффективности) (рис.1).
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:
имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);
имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Рисунок 1.
Схема управления государственной собственностью
1.2 Формы и методы управления государственной собственностью
Управление государственной собственностью имеет несколько аспектов. С одной стороны, государство является единственным субъектом публичной власти, устанавливающим нормы хозяйственного законодательства. Эта часть управления экономикой определяется как нормативная. С другой стороны, государство является одним из субъектов рынка, объекты собственности которого функционируют в коммерческом секторе экономики, подчиняясь нормам и правилам, созданным в результате нормативного управления. Эта часть управленческих функций государства определяется как продукционная.
Реализация нормативной функции управления достигается формированием институциональных объектов, к числу которых относятся органы государственного управления, организации и некоммерческие фонды. Функционирование этой части государственной собственности обеспечивает решение различных задач, к числу которых можно отнести поддержание обороноспособности, развитие науки и культуры, здравоохранения и образования, содержание законодательной, судебной и исполнительной власти и т. д.
Одна из главных задач управления госсобственностью - обеспечить формирование предпосылок научно-технического прогресса в виде комплекса общеприменимых технологий, которые после их коммерческой адаптации могут создать стратегические конкурентные преимущества отечественным фирмам.
Продукционное управление объектами госсобственности должно быть направлено на их структурное развитие (в т. ч. через взаимодействие с негосударственными субъектами рынка) для повышения инновационной активности и повышения конкурентного потенциала путем формирования соответствующих конкурентных структур.
Традиционными формами управления государственной собственностью являются:
1) опосредованное управление ею посредством имеющегося законодательства;
2) непосредственное управление ею через:
• государственные фонды денежных средств, осуществляющие распределение и перераспределение финансовых ресурсов и доходов граждан;
• управление самим государственным основным и оборотным имуществом на основе соответствующих государственных планов и программ.
Приведенная классификация форм управления собственностью посредством законов, денежных средств и имущества есть классификация на основе видов объектов управления.
Можно классифицировать управление государственной собственностью и по характеру самих управленческих действий. В этом случае способами государственного управления могут быть:
• учетно-регистрационная деятельность государства;
• порядок учреждения, реорганизации и ликвидации юридических лиц (участников рынка);
• формы управления различными видами государственной собственности со стороны государственных организаций.
Как один из методов управления государственной собственностью, будем также рассматривать и приватизацию. Возможность приватизации государственного и муниципального имущества предусмотрена статьей 217 ГК РФ. Приватизация – передача государственного или муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством о приватизации. В принципе, законодательство РФ допускает и осуществление процедуры, обратной приватизации (это национализация или отчуждение/выкуп/изъятие частной собственности в соответствии с возникающими общественными потребностями).
Управление государственной собственностью необходимо осуществлять методом оценки его эффективности на основе критериев социальной и экономической эффективности. Критерий социальной эффективности управления государственной собственностью определяется соотношением общественных благ, получаемых обществом, и затрат на управление государственной собственностью. Экономическую эффективность управления государственной собственностью необходимо определять соотношением интегрального народнохозяйственного эффекта и затрат на управление государственной собственностью.
Управление государственной собственностью должно быть строго целевым. Такой подход предполагает выработку, постановку и оценку реализации поставленных целей перед субъектами управление государственной собственностью. Наличие системы четко поставленных целей необходимо для исключения неопределенности и безответственности в работе субъектов управление государственной собственностью на всех уровнях.
Управление государственной собственностью должно основываться на принципе прогрессивной мотивационной направленности этого процесса, который органически связан с двумя названными выше. Для реализации этого принципа важно разработать систему материальной заинтересованности в зависимости от полученных в процессе управления результатов.
Неразрывно связан с мотивационной направленностью процесса управления государственной собственностью принцип социальной и экономической ответственности субъектов управления за устойчивость расширенного воспроизводства собственности и эффективность использования объектов.
Информация о работе Принципы, формы и методы управления государственной собственностью