Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:08, курсовая работа
Проектно-ориентированный подход, долгое время осуществляемый в инженерном деле и технике, перенесенный на организационные, экономические, социальные и другие проекты в нетрадиционных сферах, предполагает поразительные успехи. Абсолютно всевозможные идеи, мероприятия, нестандартные планы в этих «неинженерных сферах» также можно характризовать как проекты и осуществлять к ним проектно-ориентированную систему: конкретно выражать цель, итоги, структуру работ, определять связи и задействование на проект окружающей среды и различных его участников, рассчитывать эти влияния в варианте конкретных рисков, рассматривать их и формировать обоснованные на расчетах планы осуществления.
Введение……………………………………………………………………..…….2
1. Проектный подход как инструмент эффективного управления……….……3
2. Управление проектом по созданию системы менеджмента качества …...…6
3. Сущность проектного подхода в менеджменте качества……….………….10
4. Внедрение СМК ………………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………….…………………29
Список использованной литературы
Однако поскольку создание результативной системы менеджмента качества требует вовлечения в проект сотрудников из различных подразделений, определяющее значение имеет организация эффективных коммуникаций в проекте. Для решения данной задачи в компании были запланированы и использованы различные методы: проведение регулярных совещаний, использование электронной почты, средств наглядной агитации и другие. Наглядным примером планирования управления коммуникациями может служить следующий фрагмент Плана управления проектом:
Таблица 2 – План управления проектом
Вид совещания |
Организация совещания |
Участники совещания |
Документ, фиксирующий результаты совещания |
Совещания команды управления проектом. |
Организует проведение совещания руководитель проекта путем согласования времени встречи по электронной почте. Совещания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. |
Члены команды управления проектом. При необходимости на совещание приглашаются члены рабочих групп. |
Протокол заседания команды управления проектом рассылается руководителем проекта участникам на следующий день после совещания. |
Совещание рабочей группы. |
Совещания проводятся по мере необходимости. Инициирует совещания руководитель рабочей группы или консультант-эксперт. Протокол совещания ведет сотрудник, назначенный руководителем рабочей группы. |
Члены рабочей группы. |
Протокол совещания рабочей группы (по мере необходимости). Рассылается автором участникам рабочей группы и руководителю проекта. |
Наряду с лидерством высшего руководства и эффективными внутренними коммуникациями, важнейшим инструментом вовлечения персонала является проведение обучения и консультаций для сотрудников. Первоначально руководство и ключевые специалисты изучили основные положения стандарта ISO 9001:2000, что обеспечило формирование единого понимания его требований. Кроме того, были проведены консультации для разработчиков документации СМК.
После разработки документов персонал подразделений получил всю информацию о требованиях стандарта, своих полномочиях и ответственности в системе менеджмента качества. Обучение на данном этапе проводилось в форме групповых и индивидуальных консультаций на примерах конкретных документов, относящихся к тем или иным подразделениям компании.
Практика осуществления проекта говорит, что обучение и консультации должны проводить не менее трети сотрудников всех отделов от руководителей до специалистов. Именно это помогает формированию той «критической массы», которая создает инновации необратимыми.
Особенности проектирования систем управления качеством продукции
Для отдельной организации качество продукции характеризуется главным критерием увеличения конкурентоспособности. Такой аспект помогает организации кардинально переформировать внутрипроизводственные процедуры, имеющие отношение к обеспечению качества товаров и услуг.
Чтобы получить оптимальной эффективности мероприятий по качеству, нужно их утверждать между собой и контролировать. Необходимым средством для этого можно назвать формирование и проектирование системы менеджмента качества, соединяющий все процессы, через которые проходит товар в соответствии со своим жизненным циклом.
Рассмотрим принципы формирования системы качества:
1) Формирование необходимо рассматривать с организацией проекта, формулировка цели, разработка организационной структуры, составления календарных и рабочих планов.
5) Система менеджмента качества должна быть гибкой, чтобы всегда можно фиксировать отклонения, исследовать их причины и разработать способы по уменьшению и ликвидации.
6) Внедрение системы качества должно всегда завершаться организацией экспертизы и сертификацией нейтральной службой.
Непременной предпосылкой для формирования и развития системы можно назвать вовлечение в эту деятельность управляющего персонала организации, которое должно в последствии мотивировать сотрудников организации к активному участию в формировании и развитии системы.
Как показал опыт многих организаций, хороший результата при применении системы качества был увиден в том виде, когда сотрудники, ответственные за кадры, сбыт и технический контроль работали в качестве руководителей проекта. Как и при другом проекте, при внедрении системы качества должен быть сформирован и утвержден календарный план, в котором указаны все необходимые этапы работ.
Календарный график может содержать конкретные задачи по конкретному подразделению-исполнителю с информацией о сроках решения задач и степени ответственности. При этом последнее является незаменимым элементом системы менеджмента качества. Для осуществления этого требования должен быть сформирован дополнительный документ - "Матрица ответственности". Такой документ по вертикали включает список видов указанной модели качества, а по горизонтали все подразделения, задействованные в деятельности по осуществлению проекта формирования системы качества. Степень ответственности в матрице фиксируется буквами: О - ответственен; К - координация; С - соучастие. Данная матрица используется для управления ходом работ по проектированию и внедрению системы качества.
Этапы работ по проектированию системы менеджмента качества представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Характеристика этапов проектирования системы качества
Наименование этапа |
Характеристика работ |
Результат этапа |
Стартфаза |
Идентификация проблемы, определение целей обеспечения качества; оценка степени понимания руководством предприятия новой парадигмы качества и содержания элементов выбранной модели (ИСО 9001,2,3); определение степени охвата производственных проблем, выделение объектов сертификации; выбор модуля для доказательства соответствия и создание проектной группы; планирование работ и организация обучения персонала, связанного с проектированием. |
Составление, обоснование проекта и календарного плана работ |
Анализ фактического состояния дел на предприятии |
Сбор и анализ действующей информации по качеству: СТП, должностные инструкции, приказы, распоряжения, отчеты по качеству, планы мероприятий и т.д.; анализ оргструктуры и функциональной структуры, изучение процессов обеспечения качества. |
Принятие решения о возможности использования действующей документации по качеству |
Анализ слабых мест |
Описание: составление слабых мест, оценка эффективности мероприятий по совершенствованию; пересмотр внедренных мероприятий. Оценка: выявление последствий по отклонениям; изучение действующих инструкций и их пересмотр. Анализ: проводится с помощью метода "Круг Деминга",позволяющего разложить проблему по степени влияния факторов и выбрать три наиболее значимых, по которым будут разработаны мероприятия по совершенствованию. |
Составление плана: "отклонение-цель - меро--приятие" |
Составление mкаталога мероприятий |
Это конкретный план, который имеет следующую структуру:
Закрепление мероприятий плана за исполнителями. Оценка средств для выполнения мероприятий. |
Внутренний аудитэффективности мероприятий |
Разработка и внедрениесистемы |
Этот этап называется "собственно проектирование системы": - составление документации по качеству; - описание процедур по обеспечению с помощью рабочих и контрольных инструкций; - разработка концепции системы качества. Порядок внедрения системы определяет руководитель предприятия (на основе матрицы ответственности). |
Составление справочника по системе качества |
Контрольный аудит |
Это внутренний (консультационный) аудит, осуществляемый третьей стороной. Аудит имеет две цели: - установление соответствия документации требованиям стандарта серии ИСО; соответствие фактической деятельности требованиям рабочих и контрольных инструкций. - Разрабатываются мероприятия по ликвидации выявленных отклонений и выводу каждого элемента в "зеленую зону" (75% соответствия) |
Составление справки-матрицы, с указанием степени (процента) соответствия по каждому элементу системы |
Сертификация |
Проведение экспертизы системы
качества нейтральной службой по
выявлению соответствия всех составляющих
системы требованиям стандарта
ИСО. Это первый шаг при оценке
эффективности системы и |
Получение сертификата-свидетельства на функционирование системы |
Последующий аудит |
Поддержка или пересмотр действующего сертификата. Регламентируется стандартом ИСО90011 |
Разрабатывается план дальнейшего развития системы |
Соответственно, итогом деятельности по семи стадиям можно назвать формирование и внедрение системы менеджмента качества. Причем можно заметить, что система считается внедренной, если сформирован и подписан "Справочник по качеству", который характеризуется целостным документом и содержит ссылки на все методологические, контрольные и рабочие инструкции, описывающие конкретные действия по обеспечению качества на рабочих местах.
Заключение
В системе менеджмента любой организации всегда в реальности действуют все эти варианты управления деятельностью людей: и в виде административных поручений, и в виде функционального управления, и в виде процессного управления. А некоторые действия всегда осуществляются только в виде проектов, даже если они так и не характеризуются. В большинстве случаев это бывают различного варианта инвестиционные проекты, проекты конкретных прорывных улучшений, разработка новых продуктов, внедрение новых технологий и т. п. Формирование и внедрение СМК, например, тоже стоит предусматривать и проводить в виде проекта. Тогда именно индивидуальное сочетание всех этих видов управления для различных вариантов деятельности и будет характеризовать организацию.
Во время жесткой конкуренции, конкурентоспособность организация напрямую зависит от качества производимых продуктов и/или оказываемых услуг, и от его возможности удовлетворить запросы потребителей. Устойчивого успеха можно добиться за счет результативного менеджмента организации, путем осознания организацией среды, в которой она существует, а также за счет извлечения уроков и должного применения улучшений и/или инноваций.
Для того чтобы успешно руководить организацией и обеспечивать ее функционирование, необходим соответствующий элемент. Одним из таких элементов можно назвать система менеджмента качества (СМК).
Иначе, если понимать качество так, как его рассматривают стандарты ИСО серии 9000, - именно как степень удовлетворения требований всех заинтересованных сторон, - то очевидно, что качество - основной предмет (проблема, тема) экономики. В свою очередь, менеджмент качества - сердцевина (ядро, квинтэссенция) экономики.
Отсюда следует, что проект, цель которого - отличное качество как высокая степень удовлетворения требований всех заинтересованных сторон, является основным (единственным изначальным) проектом любой организации - и производственного предприятия, и медицинского, и образовательного учреждения, и городской администрации, и государства.
Список использованной литературы
1. Безбогин Г.А. Проектирование систем управления качеством объектов индустриального домостроения. - М.: Стройиздат, 2010. - 112с.
2. Лункевич Н.М., Безбогин А.К. Организационно - экономические основы формирования системы обеспечения нормативного (планируемого) уровня качества готового объекта. - М.: Стройиздат, 2011. - 166с.
3. ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования» - М.: ВНИИС, 2011. - 20с.
4. ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» - М.: ВНИИС, 2010. - 30с.
5. Лукманова И.Г. Менеджмент качества. - М.: МГСУ, 2011. - 263с.
6. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов. - М.: МГУ, 2009. - 252с.
7. Бряхин А.М. Управление качеством продукции. - М.: Стройиздат, 2010. - 134с.
8. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. - М.: МАИ, 2009. - 215с.
9. Монфред Ю.Б. Организация систем управления качеством. Учебное пособие. - М.: МИСИ, 2010. - 76с.
10. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению организацией. - М.: Все о качестве. Отечественные разработки. Вып 18, 2012.
11. Управление качеством: Учебник для вузов /С.Д.Ильенкова, В.С.Мхитарян и др.; Под ред. С.Д.Ильенковой.-М.: ЮНИТИ, 2009.-199с.
12. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов, 2-е изд., доп. и перераб.- М.: ОАО "Изд-во Экономика", 2009. - 639 с.
13. Каблашова И.В. Всеобщий менеджмент качества (TQM). Перспективы, проблемы, решения. Воронеж: Изд.-во ВГТУ, 2011. 153с. TQM - тотальное управление качеством // ЛОГИНФО, 2011.-№12.-С.52-55.
14. Корольков В..Ф., Братин В.В. Процессы управления организацией/ Рецензенты Ю.И.Мхитарян, Е.А.Голубицкая, Г.Г.Брусенцев. - Ярославль: Ред Из - центр Яртелекома, 2009.- 416с.
15. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М.:ИНФРА - М, 2010. - 212с.
1 ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования» - М.: ВНИИС, 2011. - 20с.
2 Лукманова И.Г. Менеджмент качества. - М.: МГСУ, 2011. - 263с.
3 Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. - М.: МАИ, 2009. - 215с.
4 Управление качеством: Учебник для вузов /С.Д.Ильенкова, В.С.Мхитарян и др.; Под ред. С.Д.Ильенковой.-М.: ЮНИТИ, 2009.-199с.
Информация о работе Проектный подход как инструмент эффективного управления