Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:04, реферат
Одним из основных факторов успешной деятельности любой организации, в том числе образовательной, является качество результатов ее деятельности. Достичь необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных сторон, можно с помощью созданной, внедренной и сертифицированной третьей стороной системы менеджмента качества (СМК). В 2001г принята новая версия международных стандартов ISO серии 9000 (российский вариант ГОСТ Р ИСО серии 9000). Хотя данные стандарты длительное время находили применение в основном в промышленности, а позже и в сфере услуг, их требования могут быть приложены и к образованию.
Введение
Одним из основных факторов успешной деятельности любой организации, в том числе образовательной, является качество результатов ее деятельности. Достичь необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных сторон, можно с помощью созданной, внедренной и сертифицированной третьей стороной системы менеджмента качества (СМК). В 2001г принята новая версия международных стандартов ISO серии 9000 (российский вариант ГОСТ Р ИСО серии 9000). Хотя данные стандарты длительное время находили применение в основном в промышленности, а позже и в сфере услуг, их требования могут быть приложены и к образованию. В последнее время заметно активизировалась деятельность ведущих вузов России по внедрению стандартов ИСО серии 9000 и методов TQM в образование.
Система менеджмента качества –
это скоординированная
Система менеджмента качества призвана обеспечить качество предоставляемых услуг и ориентировать это качество на требования и ожидания потребителей. При этом главная задача СМК - не контроль результата «на выходе», а создание модели управления, которая позволит предотвращать появление ошибок, приводящих к снижению качества образовательных услуг.
Причиной ошибок всегда являются неправильные действия. Для того, чтобы избежать ошибок, необходимо описать (формализовать) правильные действия и разработать инструкции по выполнению правильных действий и их контролю.
Образование является
важнейшей сферой социальной жизни.
Именно образование формирует
В Российской Федерации существуют следующие образовательные цензы:
- основное общее образование;
- среднее общее образование;
- начальное профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование;
- послевузовское профессиональное образование.
Содержание
образования и его
Образовательные программы подразделяются на группы и подгруппы:
Государственные
образовательные стандарты
Образовательные учреждения, осуществляющие образовательный процесс, могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.
Учреждения образования представляют собой массовую систему, воздействующую на экономическую ситуацию в стране и ее регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.
Качество образования
определяется, прежде всего, качеством
носителя знаний (учителей, профессорско-
- пройти конкурсный
отбор при устройстве на
- более успешно осваивать учебные дисциплины, базирующиеся на знании базовых дисциплин, изученных на предыдущих стадиях образовательного процесса
Востребованность знаний проявляется в процессе деятельности (научной, практической и др.) получателя знаний.
Научно-технический прогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новых производственных и информационных технологий. Поэтому требуется непрерывное образование с целью получения новых знаний и их применения в деятельности потребителя. В современных условиях реальной необходимостью является непрерывное образование.
Система менеджмента качества в образовании строится на следующих принципах:
- понимание
и выполнение требований к
образованию с учетом
- ориентация
на потребителя, жесткая
- постоянное совершенствование
образовательного процесса с
учетом результатов
Жизнедеятельность образовательных структур состоит из трех взаимосвязанных процессов:
При реализации процессного
Управление системой
образования осуществляется на
федеральном, региональном, муниципальном
уровнях применительно к
Субъекты Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и финансирования образовательных учреждений, оказывают помощь в выделении субвенций местным бюджетам; разрабатывают и реализуют республиканские и региональные программы развития образования, вводят национально-региональные компоненты государственных образовательных программ.
Органы местного самоуправления отвечают за формирование местных бюджетов в части расходов на образование, реализацию права граждан на получение основного образования.
Следует отметить, что и общество участвует в управлении образованием. Создаются региональные и межрегиональные экономические советы, определяющие региональную потребность в выпускниках, попечительские советы, которые способствуют привлечению дополнительных ресурсов, контролируют их использование, а также осуществляют контроль за деятельностью администрации; создаются фонды поддержки образования и образовательных учреждений.
Достижения теории и практики менеджмента качества с полным основанием могут применяться при создании системы менеджмента качества в образовательных структурах.
Идея применения менеджмента качества в вузах была высказана В.Качаловым на страницах журнала «Стандарты и качество».
Несмотря на то, что ГОСТ Р ИСО 9001-2001, созданный на основе стандартов ИСО 9000, не содержит конкретных требований к системам менеджмента в образовании, многие его требования могут быть использованы при формировании системы менеджмента качества в высших учебных заведениях. Система менеджмента качества строится с учетом общих требований и типа учебного заведения.
Статус вуза зависит от характера его деятельности, уровня и реализуемых образовательных программ.
Менеджмент вуза как организации социальной сферы наряду с другими аспектами управления включает и систему менеджмента качества. Вуз ориентируется на потребителей образовательных услуг, поэтому система менеджмента качества должна:
- способствовать повышению качества образовательных услуг;
- определять последовательность и взаимодействие процессов оказания образовательных услуг;
- обеспечивать результативность процессов;
- осуществлять мониторинг образовательных процессов;
Для системы менеджмента качества применимы следующие принципы:
- ориентация на потребителя;
- учет ситуации на рынке образовательных услуг;
- процессный подход к менеджменту;
- системный подход к менеджменту;
- постоянное улучшение деятельности вуза.
Задачи вуза – удовлетворять
потребности государства и
При этом следует учитывать, что вуз представляет собой сложную образовательную систему.
Полная система
Операционная система состоит из подсистем.
Для полного описания системы
нужно знать состояние
Перерабатывающая подсистема выполняет работу, непосредственно связанную с учебным процессом и превращением входных величин (обучаемых) в выходные результаты (бакалавров, магистров, дипломированных специалистов, кадры высшей квалификации).
Подсистема обеспечения выполняет функции обеспечения перерабатывающей подсистемы.
Совокупность элементов системы подразделяется на управляемые и управляющие объекты, т.е. управляемую и управляющую подсистемы.
Управлять системой означает обеспечивать ее целенаправленное поведение в изменяющихся условиях, что достигается надлежащей организацией и развитием. Системы различаются своими целями.
Планирование представляет собой постановку проблемы, прогнозирование, определение целей, разработку стратегии, определение условий и средств достижения цели. Функционирование системы обеспечивается благодаря регулированию, которое включает учет и контроль. В процессе планирования принимаются решения, затем создаются условия для его выполнения, и система начинает функционировать. Однако под влиянием внутренних и внешних факторов могут возникать отклонения от намеченных целей. Регулирование направлено на нейтрализацию причин отклонений и обеспечение желаемого хода развития системы.
Процесс образования состоит из операций, связанных с подготовкой и реализацией занятий по соответствующим образовательным программам.
Управление процессом включает: составление календарных планов, установление норм удельной трудоемкости на выполнение элементов учебной работы (чтение лекций, руководство курсовыми и дипломными работами и т.п.), контроль качества преподавания и др.
Подсистема планирования и контроля получает информацию о состоянии системы. Информация может поступать из внутренней и внешней среды организации. Например, информация о спросе на выпускников по соответствующей специальности поступает путем проведения маркетинговых исследований, из правительственных источников.
Деятельность вуза представляет собой сложную систему, состоящую из сети подчиненных подсистем (рис.1).
Рис.1. Концепция подготовки и реализации образовательного процесса
Однако деятельность вуза не исчерпывается оказанием образовательных услуг. В составе вуза, как правило, существуют научно-исследовательские подразделения, выполняющие в контакте с кафедрами научные исследования и разработки, результатом которых могут быть научная продукция (монографии, статьи и т.п.), учебная литература, технологические и управленческие инновации. Результаты деятельности научно-исследовательских учреждений используются для создания новых образовательных технологий.
При формировании системы менеджмента качества нужно учитывать появление новых нетрадиционных технологий обучения, которые применяются в так называемом открытом образовании.
Подводя итог, еще
раз обобщим указанные
- Образовательные услуги не вещественны.
- Потребитель услуги должен обладать определенными дополнительными, в отличие от других потребителей, качествами (например: уровень знаний, уровень базового образования и т.д.).
- Образовательные услуги производятся и потребляются одновременно.
- Качество образовательной услуги зависит не только от профессиональной квалификации преподавателя, но и от его личных качеств.
- В производстве образовательной услуги обязательно участие ее потребителя.
- Обязателен государственный или общественно-государственный контроль за качеством производства и потребления образовательной услуги.
Информация о работе Система менеджмента качества в образовании