Системы управления качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является раскрытие системного подхода повышения качества продукции на предприятии.
Основные требования к качеству продукции выпускаемой на предприятии содержатся в стандартах на продукцию (работу, услугу) и в требованиях потребителей (заказчиков).
Исходя из этого, управление качеством должно обеспечивать уверенность в выполнении указанных требований, что предусматривает проведение контроля как процесса, так и результатов деятельности по качеству.

Файлы: 1 файл

курсовая!!!!!!.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

 

1. Введение

 

Целью данной курсовой является раскрытие системного подхода повышения качества продукции на предприятии.

Основные требования к качеству продукции выпускаемой на предприятии  содержатся в стандартах на продукцию (работу, услугу) и в требованиях потребителей (заказчиков).

Исходя из этого, управление качеством должно обеспечивать уверенность  в выполнении указанных требований, что предусматривает проведение контроля как процесса, так и результатов деятельности по качеству.

Качество  продукции – это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.  Улучшение качества выпускаемой продукции – важнейшая задача каждого объединения, предприятия, цеха и участка. Изделия наших объединений (предприятий) должны удовлетворять требованиям мировых образцов.

Такое емкое толкование понятия управление качеством позволяет  утверждать, что эта деятельность началась вместе с началом трудовой деятельности людей на земле.

Разумеется, формы и  способы этого управления были совершенно другими и за тысячелетия претерпели многочисленные видоизменения и переоценку ценностей.

  В Советском Союзе был разработан ряд методик системного подхода в управлении качеством продукции на предприятии. Системный подход позволяет объективно выбирать масштабы и направления управления качеством, виды продукции, формы и методы производства, обеспечивающие наибольший эффект усилий и средств, затраченных на повышение качества продукции, позволяет заложить научные основы промышленных предприятий, объединений, планирующих органов.

 

2. Задачи и функции системы

 

Задачи  системы:

  1. Определение и уточнение требований качеству выпускаемой продукции на основе систематического изучения опыта производства и эксплуатации с одновременным повышением эффективности производства;
  2. оценка и планирование уровня качества;
  3. разработка оргтехмероприятий, направленных на достижение запланированного уровня качества;
  4. разработка и внедрение стандартов предприятия, контроль за их соблюдением;
  5. сбор и анализ информации о качестве. Внедрение статистического анализа качества;
  6. контроль за внедрением мероприятий, направленных на достижение запланированного уровня качества;
  7. регистрация отклонений от заданного уровня качества. Оценка эффективности мероприятий. Принятие дополнительных мер.

Функции:

1.Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества  продукции (установление перспективного технического уровня и качества с учетом потребностей народного хозяйства), результаты прогнозирования являются исходными данными для планирования повышения качества продукции;

2.планирование повышения  качества продукции (установление  показателей работы предприятий  в области повышения качества  продукции, а также разработку планов, обеспечивающих достижение этих показателей);

3.аттестацию продукции;

4.разработку и постановку  продукции на производство (создание  конструкторской документации и опытных образцов продукции высокого технического уровня и качества, освоение выпуска этой продукции);

5.технологическую подготовку  производства;

6.метериально-технического  обеспечение производства;

7.метрологическое обеспечение  (обеспечение единства, точности  и достоверности измерения качества продукции и качества средств производства);

8.подбор, расстановку,  воспитание и обучение кадров;

9.обеспечения стабильного  уровня качества продукции (сохранение  и поддержание ритмичности производства, соблюдение заданных технологических режимов и трудовых процессов);

10.организацию хранения, транспортирования, эксплуатации  и ремонта;

11.стимулирование качества продукции (моральное и материальное стимулирование работников объединений (предприятий) с целью создания продукции высокого качества);

12.ведомственный контроль  для выявления продукции и  процессов, не отвечающих установленным требованиям;

13.государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий, состоянием средств измерений на предприятии.

 

 

3. Системы управления качеством в России.

 

Движение за улучшение  качества продукции в России существовало с периода проведения индустриализации. С течением времени становилось ясно, что устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.

Факторы, влияющие на качество продукции, укрупненно могут быть представлены тремя блоками: качество производимой продукции зависит от внутренних (внутрифирменных) обстоятельств, человеческого фактора и внешних условий.

 

ТАБЛИЦА 1

Классификация факторов, оказывающих влияние на качество продукции (по данным конца 80-х г. ХХ в.).

Факторы

ТЕХНИЧЕСКИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ

- вид изготавливаемой продукции и серийность ее производства;

- состояние технической документации;

- качество технологического оборудования, оснастки, инструмента;

- состояние испытательного оборудования;

- качество средств измерения и контроля;

- качество исходных материалов, сырья, комплектующих изделий

- обеспеченность материалами, сырьем и т.д.;

- техническое обслуживание оборудования, оснастки и т.п.;

- планомерность и ритмичность работы;

- организация работ с поставщиками;

- организация информационного обеспечения;

- научная организация  труда, культура производства;

- организация питания  и отдыха

- форма оплаты труда и величина зарплаты;

- премирование за высококачественную работу и продукцию;

- удержание за брак;

- соотношение между КП, себестоимостью и ценой;

- организация и проведение хозрасчета

- состояние воспитательной работы;

- подбор, расстановка и перемещение кадров;

- организация учебы  и повышения квалификации;

- взаимоотношения в коллективе;

- жилищно-бытовые условия;

- организация отдыха в нерабочее время


 

Проследим шаг за шагом  последовательность воплощения системного подхода к организации работ по улучшению КП в отечественной практике.

 

3.1 Система бездефектного изготовления продукции

 

В 1950-е годы получила распространение саратовская система организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления (БИП).

Цель системы –  создание условий производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений от технической документации.

Основным критерием, применяемым  для количественной оценки качества труда рабочего, явился процент сдачи  продукции с первого предъявления, который исчисляется как процентное отношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий, изготовленных рабочим и предъявленных ОТК.

От процента сдачи  продукции с первого предъявления зависело по определенной шкале материальной и моральное стимулирование исполнителя.

Внедрение системы БИП  позволило:

  • обеспечить строгое выполнение технологических операций;
  • повысить персональную ответственность рабочих за качественные результаты своего труда;
  • более эффективно использовать моральное и материальное поощрение рабочих;
  • создать предпосылки для широкого развертывания движения за повышение качества продукции.

 

Моральное стимулирование привело к появлению званий «Мастер  золотые руки», «Отличник качества»  и др. Со временем изменились функции  ОТК – контроль велся выборочно, а в основе стал самоконтроль. Именно последний выявил дефекты, не зависящие от рабочего, что привело к проведению среди руководства «Дней качества» и созданию постоянно действующих комиссий по качеству. На ряде предприятий процент сдачи с первого предъявления партий продукции был заменен процентом числа рабочих дней без брака от общего числа рабочих дней.

Вместе с тем система  БИП имела ограничительную сферу  действия, она распространялась только на рабочих цехов основного производства.

Система работала по принципу «есть дефект – нет дефекта», не учитывая многообразие недостатков и различную степень их влияния на качество выпускаемой предприятием продукции.

В принципе БИП воплотилась  в зарубежных программах «ноль дефектов»  и сохранилась во всех отечественных. Более того, когда отмечалось десятилетие  КСУКП, то она была зарегистрирована только на 30000 предприятиях, а БИП к этому времени – на 60000.

 

3.2 Система бездефектного труда

 

Львовский вариант саратовской  системы – система бездефектного труда (СБТ) впервые разработана и внедрена на Львовском заводе телеграфной аппаратуры и некоторых других предприятиях г. Львова в начале 60-х годов.

Цель системы –  обеспечить выпуск продукции отличного  качества, высокой надежности и долговечности  путем повышения ответственности  и стимулирования каждого работника предприятия и производственных коллективов за результаты их труда.

Основным критерием, характеризующим  качество труда и определяющим размер материального поощрения, является коэффициент качества труда, который  вычисляется для каждого работника  предприятия, каждого коллектива за установленный промежуток времени (неделя, месяц, квартал) путем учета количества и значимости допущенных производственных нарушений. В системе устанавливается классификатор основных видов производственных нарушений: каждому дефекту соответствует определенный коэффициент снижения. Максимальная оценка качества труда и максимальный размер премии устанавливаются тем работникам и коллективам, которые за отчетный период не имели ни одного нарушения.

Внедрение СБТ позволило:

  • количественно оценить качество труда каждого работника, каждого коллектива;
  • повысить заинтересованность и ответственность каждого работника, каждого коллектива за качество своего труда;
  • повысить трудовую и производственную дисциплину всех работников предприятия;
  • вовлекать в соревнование за повышение качества продукции всех работников предприятия;
  • сократить потери от брака и рекламации, повысить производительность труда.

 

Львовская СБТ, так же как и саратовская система  БИП, заключалась в том, что она  распространялась главным образом на стадию изготовления продукции. Известны попытки применения принципов бездефектного труда в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, однако широкое применение СБТ получила на промышленных предприятиях для оценки и стимулирования исполнительского (не творческого) труда.

 

3.3 Система КАНАРСПИ

 

Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) впервые разработана и внедрена на машиностроительных предприятиях г. Горького (Нижнего Новгорода) в 1957-1958 гг. В этой системе был сделан упор на повышение надежности изделий за счет укрепления технической подготовки работы КБ и технологов производства, на долю которых приходилось 60-85% дефектов, обнаруживаемых в эксплуатации. Создавались опытные образцы узлов, деталей, систем и изделия в целом и производились их исследовательские испытания. Значительное развитие получило опытное производство, стандартизация и унификация, общетехнические системы стандартов, такие, как Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП).

Характерным для системы  КАНАРСПИ является то, что она выходит  за рамки стадии изготовления продукции  и охватывает многие виды работ на стадии исследования и проектирования и на стадии эксплуатации. На стадии исследования и проектирования при изготовлении опытного образца большое внимание уделяется выявлению причин отказов и их устранению в допроизводственный период.

Решение этой задачи осуществляется за счет развития исследовательской  и экспериментальной базы, повышения коэффициента унификации, широкого применения методов макетирования и моделирования, ускоренных испытаний, а также конструкторско-технологической отработки изделий в процессе технологической подготовки производства. Результаты эксплуатации изделий рассматриваются в системе как обратная связь и используется для совершенствования конструкции изделия и технологии его изготовления.

Информация о работе Системы управления качеством продукции