4.1.2 Система внутреннего менеджмента
На предприятии проводится
подробный анализ методов и процедур,
а также результатов оценки качества готовой
продукции.
По результатам анализа
сформулированы основные направления
изменения идеологии внутреннего
аудита, введены единые условия оценки
качества автомобиля при выходном контроле производства
и инспекционном контроле соответствующей
службы ДпК. Изменена роль инспекции: реализуется
переход от оценки среднего уровня дефектности
за месяц к статистическому приемочному
контролю партий автомобилей, поставляемых
потребителю с гарантированным уровнем
качества (обеспечивается нормативный
уровень соответствия заданному уровню
качества), переход от констатации наличия
несоответствий к формированию управляющих
действий и допуску автомобилей в реализацию.
Для решения этих задач обеспечивается:
- переход от определения среднего коэффициента несоответствий за период
к обеспечению качества автомобиля в баллах
не хуже заданного уровня при условии
отсутствия значительных и критических
дефектов;
- замена понятия "коэффициент дефектности" автомобиля в баллах понятием "коэффициент качества"; введение понятия "нормативный уровень качества" (NQL);
- статистический анализ воспроизводимости результатов инспекционного контроля;
- автоматизация процесса внешнего осмотра готового автомобиля;
- документирование единой методики приемки готового автомобиля;
- переход от инспекции качества готовой продукции к аудиту техпроцессов и систем качества.
Разрабатывается методика
ранжирования несоответствий при оценке
качества готового автомобиля на основании
процедуры FMEA. Критерий представлен как
затраты на восстановление качества, умноженные
на вероятность
- нарушения условий безопасности, токсичности, шума, внешнего вида и других выходных характеристик автомобиля;
- не обнаружения несоответствий в процессе контроля и производства;
- проявления дефектов при покупке и в процессе эксплуатации.
4.1.3 Система внешнего аудита
Реорганизована служба
внешнего аудита ДпК. Наряду с экономическими
подразделениями ей переподчинена
служба испытаний продукции ДпК.
Это позволило перейти к использованию результатов
испытаний не только для выработки корректирующих
действий и анализу их эффективности,
но и для прогнозирования затрат по гарантии.
Разработаны:
- алгоритм корректирующих действий по результатам испытаний, использующий структурирование несоответствий с построением диаграмм Парето;
- методы статистического анализа результатов гарантийной эксплуатации (в частности, использующие непараметрические критерии), позволяющие провести сравнительный анализ результатов достоверности работы различных СТО (для автомобилестроения);
- метод прогнозирования затрат в гарантийной эксплуатации по результатам испытаний продукции в ДпК при оптимизации объема испытаний (по количеству произведенной продукции);
- методы учета затрат на качество и оптимизации расходов на обеспечение и восстановление качества;
- проведено документирование разработанных процедур.
4.1.4 Информационная система
поддержки системы качества
Информационная система,
регулирующая передачу и обработку
информации по ключевым видам деятельности
службы качества, является нервной системой
предприятия, позволяющей быстро реагировать
на внутренние и внешние воздействия.
Чтобы развивать ее, предприятие нуждается
в надежном фундаменте — стабильной организационной
структуре. Поскольку изменение организационной
структуры может привести к появлению
помех в информационных потоках, то целесообразнее
информационную систему строить на более
стабильной функциональной основе.
В настоящее время
в рамках организации информационной
системы "Предприятие — Качество":
- создается интегрированная база данных ДпК, объединяющая локальные подсистемы: "Поставки", "Инспекция", "Гарантия", "Метрология";
- перерабатываются таблицы существующих подсистем с целью уменьшения их размеров для совместного пользования различными подсистемами;
- создан пакет статистической обработки и анализа результатов контроля качества, который устанавливается в виде пункта меню в каждой подсистеме;
- обеспечиваются технические возможности непрерывного обмена информацией между серверами баз данных производств, эксплуатации и ДпК для принятия более обоснованных корректирующих действий и управленческих решений;
- разработан единый облик меню всех подсистем для упрощения работы высшего управленческого персонала.
4.2 Заключение
к главе 4
Рассматривая предложенную
концепцию применительно к российской
ситуации, мы не видим ничего, что может
быть отторгнуто нашей промышленностью.
Сложностей много, но органичность тоже
видна.
Тейлоризм — система,
родная и для России, нужно добиться
лишь правильного и современного ее применения.
Система стандартов QS 9000 на базе TQM, принципы
документирования и сертификации также
достаточно ясны для России. Основная
проблема — внедрить философию Деминга.
Здесь мы видим много трудностей как в
части принципа сокращения вариаций путем
непрерывного улучшения процессов, так
и в части гуманизации менеджмента.
5. Японский опыт в управлении
качеством
Историческими
предпосылками управления качеством
явилось общегосударственное движение «за
отсутствие недостатков», которое переросло
в комплексный метод управления качеством.
Это движение оказало существенное влияние
не только на качество товаров, но и на
осознание ответственности каждым рабочим
за качество выполненной работы, развивая
в них чувство самоконтроля.
5.1 Кружки качества
Изначально
система контроля и управления
качеством основывалась на кружках качества.
По мнению основателя и теоретика управления
качеством в Японии Исикава Каору, для
организации кружков руководителям необходимо
следовать следующими принципами:
- добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде сверху;
- саморазвитие. Члены кружка должны проявлять желание учиться;
- групповая деятельность;
- применение методов управления качеством;
- взаимосвязь с рабочим местом;
- деловая активность и непрерывность функционирования;
- взаимного развития. Члены кружка должны стремиться к расширению своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков;
- атмосфера новаторства и творческого поиска;
- всеобщего участия в конечном итоге. Конечной целью кружков качества должно стать полноценное участие всех рабочих в управлении качеством;
- осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области.
Существуют также особенности
японской системы управления качеством,
отличающая ее от западной системы:
- управление качеством на уровне фирмы - участи всех звеньев в управлении качеством;
- подготовка кадров и обучение методам управления качеством;
- деятельность кружков качества;
- инспектирование деятельности по управлению качеством (премии Деминга предприятию и проверка деятельности руководства.);
- использование статистических методов;
- общенациональные программы по контролю качества.
Задачами кружков качества
в рамках общей деятельности по управлению
качеством на предприятии являются:
- содействие совершенствованию и развитию предприятия;
- создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем участке;
- всестороннее развитие способностей работников и ориентация на использование этих возможностей в интересах фирмы.
Управлением качеством
имеет многие преимущества:
- Она дает истинную гарантию качества. Качество можно закладывать на каждом этапе, в каждом процессе и добиться полностью бездефектного производства. Это достигается путем управления технологическим процессом. Недостаточно просто обнаружить дефекты и устранять их. Необходимо определить причины, которые вызывают эти дефекты. Комплексное управление качеством может помочь рабочим выявить, а затем и устранить эти причины.
- Комплексное управление качеством вскрывает каналы связи внутри фирмы, давая приток свежего воздуха. Комплексное управление качеством позволяет обнаружить отказ, прежде чем он приведет к катастрофе, поскольку все привыкли говорить откровенно, помогать друг другу.
- Комплексное управление качеством дает возможность отделу проектирования продукции и производственному отделу умело и точно следовать меняющимся вкусам и позициям заказчика, с тем чтобы выпускаемая продукция последовательно удовлетворяла их запросам.
- Комплексное управление качеством проникает в сознание людей и помогает выявить ложную информацию. Оно помогает фирмам избежать использование ошибочных данных о выпуске и реализации продукции. «Знание - сила» - вот лозунг комплексного управлением качеством.
Основные идеалы, воплощенные в QC, можно кратко охарактеризовать
так:
Естественной потребностью
каждого человека является достижения совершенства
в работе. Если на них осуществлять правильное
руководство и поощрять, он может совершенствовать
свою работу бесконечно.
Люди, выполняющие
индивидуальную работу, - настоящие
в ней специалисты. Существует множество деталей в
работе, выполняемых неправильно, и профессионалы
могут внести ценное предложение по устранению
трудностей и улучшению системы производства.
Рабочие наделены
умом и воображением. Они обладают
доскональным знанием работы и соответственно мастерством.
Они стремятся к успеху и не боятся ответственной
работы. Если их обучать непосредственной
ответственности за качество своей работы,
можно получить взрыв творческой активности
в организации.
Кружек качества -
это не механическая машина, а
непрерывный процесс. Он имеет две отличительные,
но дополняющие друг друга черты. С одной
стороны, это образовательный и познавательный
процесс. С другой стороны, это процесс,
который содействует участию рабочих
в мероприятиях, затрагивающих их повседневную
работу. Это обеспечивает основу для взаимного
сотрудничества менеджмента и рабочих.
За вклад в достижение
высоких результатов в области
управления качеством ежегодно с 1951 года в Японии вручают
премии У. Э. Деминга - основателя, как считается,
управления качеством в Японии.
В связи с постоянно
изменяющимися вкусами, потребностями
людей и появлением новых технологий от руководителей
требуется постоянная перестройка самосознания
и ориентировок, которые в самом общем
виде могут быть сформулированы так:
- Прежде всего - качество, а не кратковременные прибыли;
- Главный человек - потребитель, то есть нужно стоять на точке зрения конечного пользователя;
- Следующий этап производственного процесса - потребитель твоей продукции. Этот лозунг позволил устранить барьеры и разобщенность между отдельными стадиями жизненного цикла продукции;
- Информационное обеспечение и применение экономико-математических методов делает процесс принятия решений спокойным, эффективным и более творческим занятием.
- Человек в системе управления - вовлечение всех без исключения работников в процесс управления качеством.
Только благодаря господству
корпоративного духа японцы могли создать
в фирмах систему добровольных “кружков
качества”, которые вовлекают рабочих в деятельность за повышение качества
продукции, за ее бездефектность, за снижение
уровня производственного травматизма
и т. д. Кружки качества действуют во всех
крупных фирмах и более чем в 50% мелких
фирм. В Японии действует около 1 миллиона
кружков качества, в них участвуют около
10 миллионов человек.
Первые подобные кружки
появились в начале 60-х годов
на предприятиях “ Кобэ сэйко” и
“ Ниппон кокан”. Тогда они именовались
кружками “контроля за качеством продукции”. На первых порах они
напоминали американские группы “ за
бездефектность ”, действующие без поддержки
или даже вопреки желаниям основной массы
рабочих. Однако скоро японские кружки
контроля за качеством продукции получили
широкое признание среди рядовых работников.
Руководство фирм неустанно развивало
деятельность кружков, всячески поощряло
их участников. На предприятиях появились
лозунги: “Борись за искоренение погрешности
в 0.1 миллиметра”, “Своди к нулю погрешность
в 0.1 секунды”, “Включайся в движение
за лучшую технологию в мире” и т. д.