Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:14, реферат
Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.
Большинство промышленных, торговых или государственных организаций производят продукцию или услуги в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти требования обычно включаются в технические условия.
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
1.1 Сущность стандартизации
1.2 Уровни стандартизации
1.3 Виды стандартов
1.4 Цели стандартизации
1.5 Принципы международной стандартизации
1.6 Развитие международной стандартизации
2 ПРАВИЛА МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
2.1 Общие положения
2.2 Процедура разработки стандартов
3 СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ В БЕЛАРУСИ
3.1 Планы на разработку стандартов пищевых продуктов в Беларуси в 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
1.1 Сущность стандартизации
1.2 Уровни стандартизации
1.3 Виды стандартов
1.4 Цели стандартизации
1.5 Принципы международной стандартизации
1.6 Развитие международной стандартизации
2 ПРАВИЛА МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
2.1 Общие положения
2.2 Процедура разработки стандартов
3 СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ В БЕЛАРУСИ
3.1 Планы на разработку стандартов пищевых продуктов в Беларуси в 2013 г.
Введение
пищевой продукт
Качество продукции или
услуг является одним из важнейших
факторов успешной деятельности любой
организации. В настоящее время
во всем мире заметно усилились требования,
предъявляемые потребителем к качеству
продукции. Ужесточение требований
сопровождается осознанной всеми необходимостью
постоянного повышения
Большинство промышленных,
торговых или государственных
1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Эта деятельность проявляется в процессе разработки, опубликования и применения стандартов.
Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются: повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению; устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.
Признаки стандартизации:
1) упорядочение;
2) повторяемость;
3) всеобщность.
В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа.
Объект стандартизации – это объект, который подлежит стандартизации.
Для отражения понятия «объект стандартизации» в широком смысле принято выражение «продукция, процесс или услуга», которое следует понимать как относящееся в равной степени к любому изделию, материалу, системе, процедуре, функции, методу, деятельности, а также программному обеспечению.
Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов и которые направлены на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
Метод стандартизации: нахождение оптимальных путей и решение повторяющихся задач и принятие их в качестве норм и правил, применяемых в ходе решения аналогичных задач.
Как вид деятельности стандартизация занимается выработкой и применением норм и понятий в сферах повторяющихся явлений, происходящих в техносфере.
Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:
Техническое нормирование и стандартизация основываются на принципах:
1.2 Уровни стандартизации
Стандартизация может осуществляться на разных уровнях (рисунок 1).
Рисунок 1.1 - Уровни стандартизации
Уровень стандартизации – форма участия в деятельности по стандартизации с учетом географического, политического или экономического признака.
Международная стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.
Региональная стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического, политического или экономического района мира.
Национальная стандартизация – стандартизация на уровне одной конкретной страны. При этом внутри страны стандартизация может осуществляться на двух уровнях: отраслевом и предприятия.
Отраслевая стандартизация – стандартизация, которая проводится на уровне отрасли.
Стандартизация субъекта хозяйствования (предприятия) – стандартизация, которая проводится на уровне предприятия (организации).
В зависимости от особенностей объекта стандартизации и содержания устанавливаемых в нем требований стандарты подразделяются на следующие виды:
- основополагающий – имеет широкую область распространения или содержит общие положения для определенной области;
- терминов и определений – распространяется на термины, к которым даются определения, а в некоторых случаях примечания, иллюстрации, примеры и т.д.;
- на методы испытаний – устанавливает методы испытаний, иногда дополнен другими положениями, касающимися испытаний, как, например, отбор проб, использование статистических методов и порядок проведения испытаний;
- на продукцию – устанавливает требования, которым должна удовлетворять продукция или группа продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению. Стандарт на продукцию может включать кроме требования соответствия назначению непосредственно или с помощью ссылки такие аспекты, как термины и определения, отбор проб, испытания, упаковывание и этикетирование, а иногда технологические требования. Он может быть полным или неполным в зависимости от того, устанавливает ли он все или только часть необходимых требований. В этом смысле различают стандарты размеров, стандарты на материалы и стандарты правил поставки;
- на процесс – устанавливает требования, которым должен удовлетворять процесс, с тем чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению;
- на услугу – устанавливает требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению. Стандарты на услугу могут быть разработаны в таких областях, как стирка белья, гостиничное хозяйство, транспорт, автосервис, связь, страхование, банковское дело, торговля и т.д.;
- на совместимость – устанавливает требования, касающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочленения.
Цели стандартизации можно подразделить на общие и конкретные. Общие цели вытекают из определения термина «стандартизация». Конкретными целями, обеспечивающими соответствие продукции, процесса или услуги своему назначению, могут быть:
1 Соответствие назначению – способность изделия, процесса или услуги выполнять определенную функцию при заданных условиях.
2 Совместимость – пригодность продукции, процессов или услуг к совместному, но не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований.
3 Взаимозаменяемость – пригодность одного изделия, процесса или услуги для использования вместо другого изделия, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.
4 Управление многообразием (унификация) – выбор оптимального числа размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей. Управление многообразием обычно связано с сокращением многообразия.
5 Безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
6 Охрана окружающей среды – защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, процессов и услуг.
7 Защита продукции – предохранение продукции от воздействия климатических или других неблагоприятных условий при ее использовании, транспортировке или хранении.
Реализация одних целей может осуществляться одновременно с реализацией других.
1.5 Принципы международной стандартизации
Всемирной торговой организацией одобрены шесть принципов, которые подлежит соблюдать международным организациям по стандартизации:
1 Прозрачность. Вся необходимая информация о текущих рабочих программах рассмотрении отзывов на стандарты и окончательных результатах может быть доступной для всех заинтересованных сторон.
2 Открытость. Участие в деятельности международной организации по стандартизации должно быть открыто для всех на беспристрастной основе. Такого рода открытость касается политики и каждой стадии разработки стандартов: предложений и принятия новых рабочих тем, технических дискуссий по характеру предложений, передачи замечаний на проекты документов, пере-
смотра действующих стандартов, голосования и принятия стандартов, их распространения.
3 Объективность и консенсус. Все национальные органы по стандартизации должны иметь широкие возможности для содействия разработке международных стандартов, а сам процесс не может предоставлять привилегии или благоприятствовать интересам конкретного поставщика страны или региона (т. е. все равны: у каждой страны по одному голосу).
Процедуры консенсуса должны быть направлены на учет позиций всех вовлеченных сторон и согласование противоречивых аргументов.
Консенсус – общее согласие, характеризующееся отсутствием серьезных возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и достигаемое в результате процедуры, стремящейся учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. (Консенсус не обязательно предполагает полное единодушие).
Объективность включает доступ к участию в работе, передачу замечаний на проекты, рассмотрение сформулированных точек зрения, принятие решений путем консенсуса, получение информации и документов, распространение международных стандартов, назначение платы за документы, право принятия международных стандартов в качестве национальных и пересмотр международных стандартов.
4 Результативность и целесообразность. Для облегчения международной торговли и предотвращения торговых барьеров международные стандарты должны быть целенаправленными и эффективно реагировать на изменения в сферах регулирования рынка, а также на прогресс в области науки и технологии. Они не должны деформировать глобальный рынок и препятствовать честной конкуренции. В них не должно быть предпочтения характеристикам или
требованиям, выдвигаемым отдельными странами, если существуют иные потребности или интересы других стран или регионов. По возможности в основе международных стандартов должны лежать эксплуатационные, а не конструктивные или относительные характеристики.
5 Согласованность. Во избежание разработки противоречивых международных стандартов необходимо, чтобы международные организации по стандартизации не допускали дублирования или перекрытия работ, выполняемых другими международными организациями. Для этого следует проводить координацию и кооперацию с этими организациями. Также и сами международные