Стандартизация в системе управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:31, реферат

Описание работы

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация – деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т.е. это комплекс средств, устанавливающих соответствие стандартам. Стандартизация является одним из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции (работ, услуг).

Файлы: 1 файл

2.docx

— 86.53 Кб (Скачать файл)

осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением  обязательных требований государственных  стандартов за состоянием и применением  измерительной техники;

руководство работами по совершенствованию  систем стандартизации, метрологии и  сертификации;

участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их результатов;

издание и распространение  государственных стандартов и др. нормативной документации, необходимой  для информационного обеспечения  работ по стандартизации;

повышение качества отечественной  продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке;

нормативное обеспечение  торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации  с другими странами и участие  Российской Федерации в международном  разделении труда;

обеспечение защиты интересов  Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов.

Службы стандартизации –  специально создаваемые организации  и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, региональном, отраслевом, предприятий (организаций).

Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты  Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих  в данной области наиболее высокий  научно-технический потенциал.

Введенная в действие с 1 января 1993 г. государственная система стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. Ею предусмотрены демократизация процедур разработки стандартов и устранение монополизма в этой области.

ГСС регламентирует процессы построения, изложения и распространения  стандартов в Российской Федерации  и включает пять основополагающих стандартов:

ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;

ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов;

ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;

ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения;

ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Государственные стандарты Российской Федерации включают:

обязательные требования к качеству продукции, работ и  услуг, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники  безопасности и производственной санитарии;

обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;

обязательные требования к контролю качества продукции, работ  и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость  и взаимозаменяемость продукции;

параметрические ряды и типовое  конструирование изделий;

основные потребительские  и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а  также утилизацию продукции;

положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции  и оказании услуг, правила обеспечения  качества продукции, сохранность и  рациональное использование всех видов  ресурсов, термины, определения и  обозначения, метрологические и  другие общетехнические правила  и нормы.

Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована  с международными, региональными  и национальными системами и  обеспечивать:

защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг  и процессов, их безопасность для  жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;

повышение качества продукции  в соответствии с развитием науки  и техники, с потребностями населения  и народного хозяйства;

совместимость и взаимозаменяемость продукции;

содействие экономии людских  и материальных ресурсов, улучшение  экономических показателей производства;

создание нормативно-технической  базы социально-экономических программ и крупных проектов;

устранение технических  барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции  на мировом рынке и эффективное  участие в международном разделении труда;

безопасность народно-хозяйственных  объектов с учетом риска возникновения  природных и техногенных катастроф  и других чрезвычайных ситуаций;

содействие повышению  обороноспособности и мобилизационной  готовности.

Правильное использование  возможностей стандартизации на предприятии  позволяет повысить эффективность  его функционирования. При этом основными составляющими экономического эффекта на конкретном предприятии являются:

снижение себестоимости  производства стандартной продукции;

увеличение продажной  цены единицы изделия вследствие повышения его качества;

рост объема сбыта продукции  в результате увеличения спроса на более качественные изделия;

уменьшение количества необходимых  средств предприятия (как основных, так и оборотных) из-за сокращения длительности производственного цикла и более интенсивного использования оборудования при выпуске стандартной продукции.

Основой государственной  системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных  документов по стандартизации, имеющий  четырехуровневую систему:

I. Техническое законодательство  – правовая основа ГСС. Оно  представляет совокупность законов  РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов  исполнительной власти), применяемых  для государственного регулирования  качества продукции, работ и  услуг.

II. Государственные стандарты,  общероссийские классификаторы  технико-экономической информации, представлены государственными  стандартами РФ; межгосударственными  стандартами (ГОСТами), введенными  в действие постановлением Госстандарта  России (Госстроя России) в качестве  государственных стандартов РФ; государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями  по стандартизации; общероссийскими  классификаторами технико-экономической  и социальной информации.

Ш. Стандарты отрасли и  стандарты научно-технических и  инженерных обществ представлены стандартами, сфера применения которых ограниченна определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., категория СТО впервые введена в 1992 г.

IV .Стандарты предприятий  и технические условия представлены  НД, сфера действия которых ограничена  рамками организации (предприятия)  – стандартами предприятий (СТП)  и техническими условиями (ТУ).

Таким образом, нормативные  документы по стандартизации, действующие  в Российской Федерации, подразделяются на следующие основные категории:

государственные стандарты  Российской Федерации – ГОСТ Р; 
общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ; 
межотраслевые стандарты РФ – ГОСТ; 
отраслевые стандарты – ОСТ; 
технические условия – ТУ; 
стандарты предприятий и объединений предприятий – СТП; 
стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО.

Государственный и межотраслевой уровни обеспечиваются действием международных и государственных стандартов, разрабатываемых по всем стадиям жизненного цикла продукции. В них дается общая регламентация всех отраслей хозяйства страны по управлению качеством продукции: терминология по качеству, оценка качества, рекомендации по созданию систем управления качеством (стандарт серии ИСО 9004).

Отраслевые стандарты – ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП (ЕСКД – единая система конструкторской документации, ЕСТД – единая система технологических документации, ЕСТПП – единая система технологической подготовки производства). Управление качеством в отрасли ведется по государственным стандартам и стандартам общих технических условий, а также по отраслевым стандартам ОСТам.

На уровне предприятия  стандартизация учитывает специфику  производства: вид продукции, серийность, особенности технологических процессов  и др. Эти нормы закрепляют в стандартах предприятий.

Наиболее многочисленная группа среди нормативно-технических  документов по стандартизации – технические  условия (ТУ). ТУ – это нормативно-технический  документ, устанавливающий комплекс технической документации и требований на соответствующую продукцию. Они  регламентируют взаимоотношения изготовителей  и потребителей в вопросах о качестве изделий при их изготовлении, контроле, приёмке и поставки. ТУ разрабатываются  на продукцию, на которую стандарты  не устанавливаются. ТУ могут уточнять и детализировать требования стандартов.

По оценкам экспертов, применение стандартизации дает снижение себестоимости продукции машиностроения на 10–20%, а затраты на содержание заводской службы стандартизации составляют всего порядка 0,5% стоимости продукции.

Если работы по стандартизации на конкретном предприятии непосредственно  направлены на повышение качества продукции, то затраты на их проведение первоначально  выше ожидаемых результатов. Однако в дальнейшем на продукцию повышенного  качества растет спрос потребителей и она может быть реализована по значительно большим ценам. Таким образом, рост объемов поступлений от продаж может компенсировать не только дополнительные затраты предприятия по улучшению качества, но и обеспечить в будущем более высокую прибыль по сравнению с той, которую давала продукция, выпускавшаяся ранее.

Если проводимые на предприятии  работы по стандартизации не меняют качество выпускаемой продукции, то затраты  на их проведение непосредственно перекрываются  получаемой в рамках предприятия  экономией сырья, материалов, времени, трудовых и финансовых ресурсов.

Так, например, проведение работ  по унификации сырья и материалов обеспечивает сокращение их типоразмеров в запасах предприятия, снижение уровня самих запасов, значительное сокращение необходимых складских  площадей, улучшение материально-технического снабжения, экономию оборотных средств, ускорение их оборачиваемости и  др., что в свою очередь положительно влияет на снижение издержек производства и обеспечивает рост прибыли предприятия.

К основным задачам службы стандартизации предприятия в общем  случае относятся: 
ведение (хранение и актуализация) фонда нормативно-технической документации предприятия; 
разработка технических условий на выпускаемую продукцию; 
экспертиза и согласование проектов нормативно-технических документов, поступающих на предприятие со стороны; 
разработка необходимых стандартов предприятия.

Если служба стандартизации предприятия выполняет функции  базовой организации по стандартизации в своей подотрасли, то в круг ее первоочередных обязанностей входят также следующие:

разработка проектов стандартов на продукцию и методы ее испытаний  для своей подотрасли;

согласование проектов стандартов смежных отраслей;

экспертиза и согласование проектов технических условий, разработанных  предприятиями на продукцию, закрепленную за базовой организацией.

Если служба стандартизации предприятия выполняет функции  головной организации по стандартизации в своей отрасли, то в перечень ее обязанностей входит также координация  работ по стандартизации с директивными органами, Госстандартом России и  его организациями, другими министерствами и ведомствами, соответствующими организациями  этой отрасли.

Умелое использование  возможностей стандартизации руководителями предприятий может послужить  хорошей предпосылкой для создания на них более эффективных систем управления качеством продукции.

Система международных  стандартов

В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством  существуют с середины 70-х г. ХХ в. В первую очередь, они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших отраслях промышленности – авиации, космонавтике, производстве военной техники и т.д.

Опираясь на национальный опыт в области стандартизации и  применения систем обеспечения качества, Техническим комитет ИСО/ТК176 (ИСО  – Международная организация  по стандартизации) осуществляет методологическую и методическую работу в области  межнациональных проблем стандартизации. Членами этой организации являются национальные органы и эксперты из стран всех регионов мира, крупных  и малых, промышленных и развивающихся. ИСО разрабатывает стандарты  и руководства, которые повышают ценность организаций всех типов  и способствуют более свободной  и беспристрастной торговле между  странами, разработал и в 1987 г. опубликовал  первые пять стандартов ИСО серии 9000. Помимо этого был разработан словарь  терминов и их определений в области  обеспечения качества — МС ИСО 8402.

В настоящее время широкое  распространение получили международные  стандарты ИСО серии 9000, которые  вместе с терминологическим стандартом ИСО 8402 отражают концентрированный  мировой опыт управления качеством. Это стандарты:

·  МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»; 
·  МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»; 
·  МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»; 
·  МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»; 
·  МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания»; 
·  МС 8402 терминологический стандарт.

Информация о работе Стандартизация в системе управления качеством