Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:54, доклад
Стандарт – это нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы, обязательные к исполнению. Это также основные единицы измерения или физические константы (например, метр, вольт, ампер, абсолютный нуль по Кельвину и т.д.). К стандартам относятся все предметы для физического сравнения: государственные первичные эталоны единицы длинны, массы, силы и т.д.
Введение………………………………………………………………………………….3
Краткое содержание доклада…………………………………………………………...5
Разработка стандартов на системы качества…………………………………..……..11
Структура и содержание ИСО 9000…………..………………………………………13
Стандарты ИСО 9000…………………….…………………………………………….16
Международные стандарты ИСО 14000……...………………………….…………...19
Взаимосвязь ИСО 9000 и ИСО 14000………………………………………………...21
Приложение…………………………………………………………………………….25
Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта управления качеством продукции………………………………………………………………………………27
Российский опыт управления качеством…………………………………………….27
Зарубежный опыт управления качеством……………………………………………29
Выводы………………………………………………………………………………...31
Литература…………………………………………………………………………….32
Государственная стандартизация – форма развития и проведения стандартизации, осуществляемая под руководством государственных органов по единым государственным планам стандартизации.
Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления Российской Федерации, взаимодействие с органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет Госстандарт России.
Госстандарт России формирует и
реализует государственную
Для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции и технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной (региональной) стандартизации создают технические комитеты (ТК) по стандартизации.
К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представители заинтересованных предприятий и организаций, заказчиков (потребителей), разработчиков, изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии и сертификации, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ. К работе в технических комитетах должны привлекаться ведущие ученые и специалисты.
ТК создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся по определенным видам продукции и технологий или видам деятельности и обладающих в данной области наиболее высоким научно-техническим потенциалом, в том числе, на базе организаций Госстандарта России или Госстроя России.
Технические комитеты по стандартизации организуются решениями Госстандарта России или Госстроя России, по предложениям заинтересованных предприятий и органов управления и регистрируются Госстандартом России.
К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации в случаях, порядке и на условиях, установленных Законом Российской Федерации "О стандартизации", относятся:
- государственные стандарты
- стандарты отраслей; стандарты
предприятий; стандарты научно-
Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств, учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательства Российской Федерации.
Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.
Требования, устанавливаемые
Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения.
Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Ответственность за соответствие требований стандартов отраслей обязательным требованиям государственных стандартов несут принявшие их государственные органы управления.
Стандарты предприятий могут
Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.
В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:
- стандарты основополагающие;
- стандарты на продукцию,
- стандарты на работы (процессы);
- стандарты на методы контроля
(испытаний, измерений,
Основополагающие стандарты
3. Менеджмент систем качества. Учеб. пособие/М. Г. Круглов и др., М., 1997.
Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).
Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.
Стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.
Построение, изложение, оформление и содержание государственных стандартов Российской Федерации, стандартов отраслей, стандартов предприятий, стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений - по ГОСТ Р1.5.
Нормативные документы по стандартизации применяют государственные органы управления, субъекты хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий, каталожных листов на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).
Для обеспечения доступности для пользователей, в том числе зарубежных, информация о разрабатываемых и принятых государственных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, а также самих этих документов Госстандарт России организует публикацию официальной информации об этих документах, о международных, региональных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств, о международных договорах в области стандартизации и правилах их применения; создает и ведет федеральный фонд государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации, а также международных, региональных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран. Создание и пользование этим фондом осуществляется в установленном порядке.4
4. Международные и региональные организации по стандартизации и качеству продукции. М., 1990.
Международные стандарты ИСО серии 9000 появились в конце 80-х годов, как логическое продолжение истории развития подходов к управлению качеством продукции.
В условиях жесткой конкурентной борьбы, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, главной целью предприятий становится обеспечение высокого уровня качества продукции.
Создание единообразного подхода к решению вопросов обеспечения качества, устранение различий и гармонизация требований на международном уровне было возложено на международную организацию по стандартизации ИСО. Применение стандартов на системы качества, разработанные в рамках комитета, впоследствии, стало одним из наиболее эффективных путей решения проблемы обеспечения качества продукции на всех видах транспорта (водный, воздушный, автомобильный и т.д.). 5
В 1985 году специалистами ИСО были представлены проекты пяти международных стандартов на системы качества. Уже в 1987 г. стандарты ввели в действие. В России три стандарта, а именно ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003. Модели обеспечения качества, установленные в вышеперечисленных стандартах, представляют собой три четко различимые формы требований к системе качества, пригодные для демонстрации поставщиком своих возможностей и оценки этих возможностей внешними сторонами.
Главной целевой установкой международных стандартов является построение систем качества, обеспечивающих изготовление продукции, соответствующей требованиям заказчиков и соответственно ориентированных на предоставление доказательств заказчику способности предприятия стабильно выпускать продукцию определенного уровня качества.
Следовательно, стандарты являются
средством регулирования
Рисунок 1. Взаимосвязь интересов производителей, потребителей и общества.
5. Гличев Ал. В. Основы управления качеством продукции. М., АМИ, 1998 354 с.
6. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов/2-ое изд. доп. и перераб. М., 1998.
Стандарты ИСО серии 9000 определяют задачи систем качества, которые необходимо выполнить, однако они не описывают способа их достижения и предоставляют такой выбор руководству предприятия. Стандарты являются общими и не зависят от какой-либо конкретной отрасли или сектора экономики. В стандартах дается различие между требованиями к системе качества и требованиями к продукции. На основе этого стандарты ИСО применяются к организациям, обеспечивающим продукцией, относящейся ко всем общим категориям продукции, и ко всем характеристикам качества продукции. 7
Требования к системе качества являются дополнительными по сравнению с техническими требованиями к продукции.
Технические условия на продукцию и технические условия на процессы различны и отличаются от применяемых требований или методических указаний ИСО 9000.
В настоящее время осуществляется второй этап пересмотра комплекса стандартов ИСО 9000 ("Фаза 2"), с целью актуализации. 8
7. Зорин Ю. В. Стандартизация, метрология и сертификация продукции, процессов и услуг: Метод. пособие 1996
8. Крылова Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Изд-во стандартов, 1992. - 140 с.
На сегодняшний день основополагающими стандартами из большого комплекса стандартов ИСО являются - ИСО (9000-1, 9001, 9002, 9003, 9004-1, 8402).
Структура МС ИСО серии 9000 приведена на рис. 2.
Рисунок 2. Структура стандартов ИСО серии 9000
Кратко раскроем содержание МС ИСО серии 9000. 9
МС ИСО 9000 -1: 94 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению".
Стандарт имеет вводную часть, определяет ключевые термины, а также дает толкование договорных и не договорных условий и типов стандартов. Стандарт ИСО 9000 содержит основные принципы реализации политики руководства и обеспечения качества. Он разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества и определяет правила использования трех моделей, приведенных в ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003. 10
9. ИСО 8402-91 " Общее руководство качеством и обеспечение качества. Словарь нет
10. Лифиц И. М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Учебник - М.:Юрайт, 1999. - 285 с.
Основными целями организации в области обеспечения качества являются:
Таблица 1. Заинтересованные лица
Заинтересованные лица |
Типичные требования или запросы |
Потребители |
Качество продукции |
Работники |
Карьера и удовлетворение работой |
Владельцы |
Показатели инвестирования |
Субподрядчики |
Возможность непрерывного предпринимательства |
Общество |
Ответственное управление |