Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:54, доклад
Стандарт – это нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы, обязательные к исполнению. Это также основные единицы измерения или физические константы (например, метр, вольт, ампер, абсолютный нуль по Кельвину и т.д.). К стандартам относятся все предметы для физического сравнения: государственные первичные эталоны единицы длинны, массы, силы и т.д.
Введение………………………………………………………………………………….3
Краткое содержание доклада…………………………………………………………...5
Разработка стандартов на системы качества…………………………………..……..11
Структура и содержание ИСО 9000…………..………………………………………13
Стандарты ИСО 9000…………………….…………………………………………….16
Международные стандарты ИСО 14000……...………………………….…………...19
Взаимосвязь ИСО 9000 и ИСО 14000………………………………………………...21
Приложение…………………………………………………………………………….25
Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта управления качеством продукции………………………………………………………………………………27
Российский опыт управления качеством…………………………………………….27
Зарубежный опыт управления качеством……………………………………………29
Выводы………………………………………………………………………………...31
Литература…………………………………………………………………………….32
В стандарте установлено, что система менеджмента окружающей среды - является частью общей системы управления и включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, внедрению, процедуры управления процессами и ресурсами для разработки, внедрения, достижения целей, оценки достигнутого в рамках реализации экологической политики.
Этапы внедрения системы менеджмента качества окружающей среды во многом сходны с внедрением системы менеджмента качества предприятия.20
Система менеджмента окружающей среды должна соответствовать следующим принципам:
Внедренная система менеджмента окружающей среды должна быть сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ИСО 14001. 21
20. Управление качеством продукции на основе ИСО 9000. Уч. пособие/Вакулич Е. А., Лапидус В.А. и др., Самара 1998
21. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 497 с.
Система экологического управления, являясь частью общей системы административного управления предприятия, имеет много общего с системой управления качеством. Это определяет сходство методологий управления, что отражается в сходстве стандартов ИСО серии 14000 и 9000. Различие систем заключается в том, что в управлении качеством окружающей среды заинтересовано все общество, а в стандартах ИСО серии 9000 определены отношения производителей и потребителей продукции и услуг.
Многие элементы системы качества
окружающей среды совпадают с
элементами системы качества, установленными
ИСО 9001. Прямая связь между отдельными
разделами и параграфами станда
Таблица 3. Взаимосвязь стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001
Элемент ИСО 9001 |
Наименование элемента ИСО 9001 |
Требования ИСО 14001 |
4.1 |
Ответственность руководства |
|
4.2 |
Система качества |
|
4.3 |
Анализ контракта |
Анализ контракта с позиций охраны окружающей среды |
4.5 |
Управление документами и |
Управление всеми документам и данными предприятия, относящимися к качеству окружающей среды |
4.8 |
Идентификация продукции и прослеживаем ость |
Идентификация и прослеживаемость деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на окружающую среду |
4.9 |
Управление процессами |
Управление процессами, непосредственно влияющими на окружающую среду |
4.10 |
Контроль и испытания |
Контроль операций и деятельности,
которые связаны с |
4.11 |
Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием |
Калибровка оборудования для мониторинга
и регулярного измерения |
4.13 |
Управление несоответствующей продукцией |
Управление продукцией, представляющей экологическую опасность (химические вещества, жидкие и твердые отходы и др.) |
4.14 |
Корректирующие и |
Корректирующие и превентивные действия по устранению или уменьшению вредных воздействий на окружающую среду |
4.16 |
Управление регистрацией данных о качестве |
Идентификация, обслуживание и размещение (хранение) протоколов (записей) о деятельности по охране окружающей среды |
4.17 |
Внутренние проверки качества |
Аудит системы менеджмента качества |
4.18 |
Подготовка персонала |
Обучение и повышение |
Таблица 4. Взаимосвязь ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 14001 (продолжение)
Код эл-та 9001 |
Наименование элемента ИСО 9001 |
Требования ИСО 9001 |
Требования 14001 ИСО |
4.1 |
Ответственность руководства |
|
|
4.2 |
Система качества |
|
|
4.3 |
Анализ контракта |
Разработка и поддержание в рабочем состоянии процедур, необходимых для проведения периодического контроля и анализа контрактов, а также для координации этой работы как внутри предприятия - поставщика, так и с заказчиком. |
Анализ контракта с позиции ООС |
4.5 |
Управление документами и |
Действующая документация должна быть
вовремя предоставлена, рассмотрена
и принята полномочным |
Управление всеми документами и данными предприятия |
4.8 |
Идентификация продукции и прослеживаемость |
Обозначение изделия и возможность определения его пути во время производственного процесса и/или оказания услуг |
Идентификация и прослеживаемость деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на ОС |
4.9 |
Управление процессами |
Процессы работы и предоставления услуг должны управляться, контролироваться и документироваться в соответствии с действующими методиками |
Управление процессами, непосредственно влияющими на ОС |
4.10 |
Контроль и испытания |
|
|
4.11 |
Управление контрольным |
Организация должна обеспечить, чтобы все средства измерений и оборудование, применяемые при проведении испытаний, калибровки и т. д. были обозначены, аттестованы (поверены) и замаркированы в установленном порядке. |
Калибровка оборудования и мониторинга
и регулярного измерения |
4.13 |
Управление несоответствующей продукцией |
Любые продукция, работы или услуги, оказываемые клиентам с нарушением установленного порядка и несоответствующие требованиям нормативов, должны быть выявлены. При необходимости отделены от соответствующих нарушений и проанализированы таким образом, чтобы можно было определить целесообразные средства исправления или изъятия. |
Управление продукцией, представляющей экологическую опасность (химические вещества, жидкие и твердые отходы и т. д.). |
4.14 |
Корректирующие и |
Система качества должна содержать методики направленные на прогрессивное улучшение качества продукции, работ и услуг посредством сбора информации о нарушениях и их анализа |
Корректирующие и превентивные действия по устранению или уменьшению вредных воздействий на ОС. |
4.16 |
Управление регистрацией данных о качестве |
Должна создаваться система учета и хранения зарегистрированных данных о качестве. |
Идентификация, обслуживание и размещение (хранение) протоколов (записей) о деятельности по охране ОС. |
4.17 |
Внутренние проверки качества |
Аудит качества включает проверку всех элементов качества и их оценки с учетом состояния и важности проверяемой деятельности. |
Аудит системы менеджмента качества. |
4.18 |
Подготовка персонала |
Подготовка и переподготовка всего персонала, влияющего на качество. |
Обучение и повышение |
Значительное сходство систем экологического управления и систем качества свидетельствует о возможности распространения накопленного опыта и инструментария в области управления систем качества продукции на сравнительно новую предметную область - экологическое управление.22
22. Пашков Е. В. Международные стандарты ИСО 14000. Основы экологического менеджмента. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.-464 с.
В результате, разрабатываемые к объектам стандартизации нормы, требования, правила и характеристики оформляются в виде нормативного документа.
В Законе "О стандартизации" определен перечень основных нормативных документов (НД) по стандартизации. К ним относятся:
К нормативным документам отнесены
также применяемые в
Международные стандарты применяются в двух случаях:
Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации, содержат требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.
Перечень нормативных документов может быть изменен только в соответствии с Законом РФ. Иные документы по стандартизации, применяемые государственными органами и предприятиями, не могут относиться к нормативным документам. Другие документы, устанавливающие обязательные требования к продукции и др. объектам, не являются документами по стандартизации. 23
"Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работу и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству РФ". ( статья 7 п.1 Закона)
Государственные стандарты должны содержать:
23. Швец В. Е. О проблемах терминологии, менеджменте качества и эффективности внедрения ИСО серии 9000//Стандарты и качество. 1996, № 3, с. 27—28.
Основное значение гос. стандарта как юридического нормативного акта заключается в том, что он определяет обязательные требования к качеству продукции. Однако не все требования, содержащиеся в ГОСТ, носят обязательный характер.
Обязательными являются требования к продукции, работам и услугам, устанавливаемые гос. стандартом для обеспечения безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. Полный перечень требований, обязательных для выполнения всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности, указан в п.2 ст. 7 Закона. Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам не являются обязательными.
Соответствие продукции и