Сущность, цели и этапы адаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 01:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования объясняется, прежде всего, тем, что процедура адаптации персонала призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Профессиональная адаптация выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать покрытию потребностей организации в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Адаптация персонала как важнейший компонент в системе управления персоналом.............................................................................................................4
1.1 Сущность адаптации………………………………………………………...4
1.2 Виды адаптации……………………………………………………………...5
1.3 Этапы адаптации……………………………………………………………..6
2. Управление адаптацией персонала…………………………………………..8
2.1 Цели и задачи системы управления персоналом…………………………..8
2.2 Программа адаптации……………………………………………………….10
3. Система адаптации и развития персонала в компании "Эрнст энд Янг …………………………………………………………………………………….11
3.1 Анализ компании…………………………………………………………….11
3.2 Анализ системы адаптации………………………………………………….12
3.3 Оценка состояния работы по адаптации…………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников………………….......................................20

Файлы: 1 файл

курсовая УП.docx

— 69.21 Кб (Скачать файл)

На каждом из перечисленных этапов необходима продуманная система управления адаптацией.

Анализируя  выше изложенные параграфы, мы можем  говорить о том, что адаптация  и ее процесс является главным  этапом для профессионального становления  работников. Адаптация способствует установлению контактов на рабочем  месте, что в дальнейшем ведет  к более продуктивному взаимодействию, что непосредственно сказывается на результатах труда.

 

  1. Управление адаптацией персонала.

 

2.1 Цели и  задачи системы управления адаптацией  персонала.

 

Управление  процессом адаптации -- это «активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т. п.»

Разработка  мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как субъективных характеристик рабочего (пол, возраст, его психофизиологические характеристики, а также образование, стаж и др), так и факторов производственной среды, характера их влияния (прямое или косвенное) на показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия (в части условий труда, гибкого рабочего времени, организации труда и т. д.) и ограничений в изменении рабочего (в развитии тех или иных способностей, в освобождении от отрицательных привычек и т. п), необходимо также учитывать различия на новом и на прежнем месте работы, особенности новой и прежней профессий, ибо они могут быть существенными, что послужит серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения кадровой политики предприятия.

Вопросами адаптации  занимаются отдельные работники  из разных подразделений. Это инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллеги по работе. Их главная цель - сделать процесс адаптации, приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным. Отметим, что проведение процессов как первичной, так и вторичной адаптации не отличается большими особенностями, т.е. все мероприятия похожи друг на друга и выглядят следующим образом. Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с предприятием, отделом или цехом, где предстоит работать новичку. Затем он провожает нового работника на его рабочее место и представляет непосредственному руководителю. А тот, в свою очередь, проводит знакомство с коллективом, с коллегами по работе, с рабочим местом. По своему усмотрению руководитель может прикрепить к новичку наставника из числа более опытных и старших работников. Как правило, еще в течение месяца руководитель проводит периодические беседы с новым работником, интересуясь трудностями, которые у того возникают, его успехами, и дает систематическую оценку работы. Контроль за ходом процесса адаптации со стороны отдела кадров не проводится. В некоторых организациях выдаются специальные брошюры с описанием того или иного вида производства, рабочего места, профессии или должности.

Для достижения этих целей в организациях целесообразно  иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом специалистов или самостоятельное подразделение по управлению профориентацией и адаптацией кадров. Штат такого подразделения должен состоять как минимум из двух человек: профконсультанта (профессиональная ориентация) и менеджера по персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников). В осуществлении процесса адаптации непосредственное участие принимают линейные руководители.

Функции этого  подразделения должны быть ориентированы  на работников, которым нужна помощь в профессиональной ориентации и  переориентации, а также выпускников  подшефных школ, которые стоят  перед выбором своей дальнейшей профессии, и на новых работников, пришедших в организацию или  поменявших место работы внутри нее.

Подразделение по управлению адаптацией должно выполнять  следующие функции:

  • изучать и прогнозировать конъюнктуру рынка труда, проводить мероприятия по адаптации к нему, осуществлять соответствующую переструктуризацию кадрового потенциала;
  • участвовать в найме и отборе персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, организовывать тестирование и интервьюирование работников в целях их лучшей профориентации;
  • участвовать в расстановке кадров по подразделениям, участкам, рабочим местам, проведении ротации и внутрипроизводственных перемещений кадров, формировании стабильного трудового коллектива;
  • участвовать в отборе лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора;
  • организовывать взаимодействие с региональной системой управления адаптацией на взаимовыгодных условиях.

 

В обязанности  менеджера по персоналу входят:

1. Организация  ознакомления с организацией: характеристика; условия найма; оплата труда;

2. Представление  работника руководителю, непосредственному  начальнику, инструктору по обучению;

3. Организация  экскурсии по рабочим местам;

4. Разъяснение  условий работы, ознакомление с  функциями (совместно с руководителем);

5. Организация  обучения (совместно с отделом  обучения);

6. Введение  в коллектив, представление сотрудников  (совместно с руководителем).

Для новых  работников организуется специальный  курс обучения и воспитания, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать их к стилю и методам работы в организации или в подразделении. Формами адаптации могут быть лекционные и семинарские занятия непосредственно в организации: выездные занятия на специальной учебной базе с приглашением специалистов и экспертов; выездной групповой тренинг.

 

    1. Программа адаптации.

 

    В работе по проведению адаптации новых работников менеджер по персоналу должен использовать специально разработанную программу. Программа адаптации делится на общую и специализированную. Общая программа адаптации касается в целом всей организации и затрагивает следующие вопросы.

1. Общее представление об организации приветственная речь, тенденции развития, цели, приоритеты, проблемы предприятия, традиции, нормы, продукция и ее потребители, виды деятельности, организация, структура, связи, информация о высшем руководстве, внутренние отношения.

2. Оплата  труда в организации.

3. Дополнительные  льготы, виды страхования, выходные  пособия; пособия по болезни,  болезням в семье, пособия по  материнству; размер пенсии; возможности обучения на работе.

4. Охрана  труда и техника безопасности: меры предосторожности; правила  противопожарной безопасности и  контроля; правила поведения при  несчастных случаях; здравоохранение и места оказания первой медицинской помощи.

5. Отношения  работников с профсоюзами; сроки  и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; права и обязанности работника; выполнение постановлений профсоюзов; дисциплина и взыскания.

6. Служба  быта: питание; комнаты отдыха; другие  службы быта.

После реализации общей программы адаптации проводится специализированная программа адаптации. Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом. Обычно эту программу проводят линейные руководители или наставники. Эта программа включает в себя следующие вопросы:

 

  1. Функции подразделения: цели и приоритеты; организация, структура и

  функции; взаимоотношения с другими подразделениями.

2. Обязанности  и ответственность; детальное  описание текущей работы и 

ожидаемых результатов; разъяснение, почему эта конкретная работа важна, как она соотносится  с другими видами работ в подразделении  и на предприятии в целом; длительность рабочего дня и расписание; требования к качеству выполняемой работы.

3. Правила-предписания:  правила, характерные только для  данного вида работы или данного подразделения; правила техники безопасности; отношения с работниками других подразделений; питание, курение на рабочем месте; телефонные переговоры личного характера в рабочее время.

4. Осмотр  подразделения: местоположение кнопки  пожарной тревоги, входы и выходы; места для курения; места оказания  первой помощи.

5. Представление  сотрудникам подразделения.

Данную программу  можно использовать как для первичной, так и для вторичной адаптации. Так как адаптация молодых работников, которые еще не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, в программу адаптации обязательно должно входить обучение. Особые потребности в адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Они также нуждаются в обучении и их потребности в чем-то схожи с потребностями молодых работников, но им зачастую труднее вписаться в коллектив. Свои особенности имеет адаптация женщин, возвратившихся на работу после отпуска по уходу за детьми, инвалидов, сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных курсов. Все это нельзя оставлять без внимания и необходимо учитывать при составлении программ по адаптации.

Исходя из данной главы, мы делаем вывод, что процесс  управления адаптацией является важным элементом для успешной деятельности персонала и всей организации в целом. Большим плюсом для предприятия является наличие специалистов по проведению адаптационных мероприятий, с использованием соответствующих программ, с учетом личностных особенностей новых работников.

 

  1. Система адаптации и развития персонала в компании "Эрнст энд Янг".

 

3.1 Анализ компании.

 

   Компания «Эрнст энд Янг» входит в «большую пятерку» компаний по оказанию профессиональных услуг в области аудита, налогов, управленческого и финансового менеджмента наряду с фирмами «Артур Андерсен», «Делойт энд Туш», «Прайс Уотерхаус энд Куперс», KPMG.

На территории СНГ расположено несколько отделений  «Эрнст энд Янг»: в Москве (центральный  офис), Санкт-Петербурге, Киеве, Алма-Ате, Тбилиси,

 

Ташкенте и Баку, где работают как иностранные, так и местные специалисты.

Все отделы «Эрнст энд Янг» можно разделить  на две категории: отделы, работающие непосредственно с клиентами и отдел поддержки. К первой

категории относятся  отдел аудита, налоговый отдел, отдел  корпоративных финансов. Ко второй группе относятся финансовый и маркетинговый  отделы, отдел информационных технологий, отдел кадров и профессиональной подготовки, а также отдел по управлению интеллектуальными ресурсами.

Для группы отделов, работающих непосредственно с клиентами существует жесткая иерархическая структура. Выглядит она следующим образом:

Партнер (partner),

Менеджер(manager),

Старший специалист (senior),

Консультант или эксперт (advanced staff),

Младший консультант  или эксперт (staff).

Эта структура  характерна для всех офисов «Эрнст энд Янг», в какой бы стране мира он не находился.

 

3.2 Анализ системы адаптации.

 

    Поскольку программа адаптации очень тесно взаимосвязана с процессом поиска и набора сотрудников в компанию, прежде всего необходимо охарактеризовать политику компании в этой области. Компания ориентируется на развитие и выращивание собственных кадров. Набор новых сотрудников производится только на начальные позиции . Для этого привлекаются выпускники финансовых вузов, таких как МГУ, ГAУ, Финансовая Академия с определенным объемом специальных знаний и высоким уровнем английского языка. Мы не рассчитываем на людей с опытом, а стремимся привить им необходимые для работы в «Эрнст энд Янг» навыки в процессе работы и обучения.

Набор выпускников  вузов осуществляется дважды в год: первый набор происходит в декабре-январе, когда принять участие в конкурсе приглашаются студенты 4-5 курсов. До этого в течение осеннего семестра в ведущих московских экономических вузах сотрудники «Эрнст энд Янг» читают курс лекций по западному бухгалтерскому учету, параллельно с этим компания принимает участие во всевозможных днях карьеры, открытых дверей, работает «горячая линия» в Internet. Мы стараемся сотрудничать с различными студенческими организациями, у нас давно налажено взаимодействие с руководителями студенческой ассоциации AISEC. Таковы источники поиска кандидатов на работу в компании.

Все резюме просматриваются, лучшим кандидатам и  выпускникам тех курсов, которые читаются нашими сотрудниками в вузах, предлагают в офисе компании сдать письменный экзамен по российскому и западному бухгалтерскому учету и английскому языку. Для сдачи экзамена и собеседования с сотрудниками кадровой службы приглашаются около 30

 

студентов. В течение интервью оцениваются  навыки работы в команде,

соответствие  корпоративной культуре компании. Основной метод оценки –

предложение кандидату рабочих или жизненных  ситуаций, на которые он так или иначе должен отреагировать, объяснить свое возможное поведение. Психологическое тестирование в Эрнст энд Янг не используется. По итогам

экзамена  и собеседования выбираются лучшие и приглашаются на встречу с менеджерами, наиболее успешные по результатам этих интервью кандидаты проходят интервью с партнерами.

Таковы этапы  отбора на практику в Эрнст энд Янг. На практику в московский офис ежегодно приглашаются 5-6 человек, и по 1-2 человека в офисы по СНГ. Их работа нужна компании, поскольку практика происходит в самый разгар бизнес - сезона и компании необходима рабочая сила. Студентам, в свою очередь, нужно пройти практику для завершения обучения в институте. Продолжительность работы в качестве практиканта - три месяца, после чего они уходят на защиту диплома. Тем студентам, кого компания хочет видеть в дальнейшем в качестве своих сотрудников, делается предложение выйти на постоянную работу с начала нового бизнес- сезона, пройдя до этого времени обучение по адаптационной программе "Эрнст энд Янг".

Информация о работе Сущность, цели и этапы адаптации