Сущность и виды управленческого консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования данной работы очень актуальна, так как специфика управленческого консультирования находится на неизученном до конца этапе.
В работе необходимо раскрыть понятия управленческого консультирования как вида консультационной деятельности, основные понятия консалтинга, научные принципы и модели консультирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ. 4
1. 1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, КАК ВИД КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.2. НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 9
1.3. КАЧЕСТВО КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ: НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД. 15
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО КОНСАЛТИНГА 18
2.1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СУЩЕСТВУЮЩИХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 18
2.2. ОТРАСЛЕВОЙ СПРОС НА КОНСАЛТИНГ 20
2.3. РЕЙТИНГ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ НА ЮГЕ РОССИИ 22
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ КОНСАЛТИНГЕ 31
3.1 ЦИФРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ КОНСАЛТИНГЕ 31
3.5. СЕРТИФИКАЦИЯ В КОНСАЛТИНГЕ. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

консалтинг курсовая черновик.docx

— 95.51 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АСТРАХАНСТКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Экономика и управление предприятием»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Консалтинг в  управлении качеством»

на тему:

«Сущность и виды управленческого консультирования»

 

 

Выполнил:

Студентка гр. ДФУ-51

Даулеткереева А. И.

 

Проверил:

Доц. Липатова О. В.

 

 

 

 

 

Астрахань 2012 год

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Управленческое консультирование: понятие и принципы. 4

1. 1. Управленческое  консультирование, как вид консультационной  деятельности 4

1.2. Научные  принципы и современные модели  консультирования 9

1.3. Качество  консультационных услуг: научно  – методический подход. 15

Глава 2. Характеристики состояния Российского консалтинга 18

2.1. Основные  виды консультационных организаций,  существующих на современном  этапе. 18

2.2. Отраслевой  спрос на консалтинг 20

2.3. Рейтинг  консалтинговых компаний на юге  России 22

Глава 3. Современные  проблемы и инновации в управленческом консалтинге 31

3.1 Цифры,  характеризующие проблемы в управленческом  консалтинге 31

3.5. Сертификация  в консалтинге. 35

Заключение. 40

Список литературы 42

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 43

 

Введение

 

Консалтинг - это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании  перспектив развития и использования  научно-технических и организационно-экономических  инноваций с учетом предметной области  и проблем клиента. Буквальный перевод этого слова с английского языка означает «оказание помощи», «советование», и даже «лечение». Таким образом, тот, кто называет себя консультантом, является помощником, а также заинтересованным попутчиком лидеров на пути непрерывной работы по усовершенствованию их предприятий и организаций.

Рынок консалтинговых услуг емкий  и разносторонний, и было бы неправильно  говорить, что он окончательно сформировался. Растущая сложность и увеличивающийся  темп общих экономических изменений, условий ведения бизнеса порождают  специфические проблемы, при решении  которых все чаще и чаще российские предприниматели испытывают необходимость  в помощи консультантов.

Цель исследования данной работы очень  актуальна, так как специфика  управленческого консультирования находится на неизученном до конца  этапе.

В работе необходимо раскрыть понятия  управленческого консультирования как вида консультационной деятельности, основные понятия консалтинга, научные  принципы и модели консультирования. 

Глава 1. Управленческое консультирование: понятие и принципы.

1. 1. Управленческое консультирование, как вид консультационной деятельности

 

Деловые услуги – новая  отрасль знаний, формируемая с  началом развития рынка и рыночных услуг. Они создают необходимые  условия для обслуживания различных  сфер народного хозяйства и способствуют формированию и тесному взаимодействию всех элементов инфрастуктуры. Деловые услуги представляют собой вид деятельности, осуществляющий макро- и микроэкономическое регулирование и поддержание оптимальных пропорций экономики. Спрос на деловые услуги появляется по мере развития различных сфер экономики в том или ином государстве.

Основные функции деловых услуг следующие:

- формирование компонентов системы управления: цели, функций, кадры, структура, информация, техника, решения;

- осуществление текущего обслуживания процессов управления;

- оказание услуг по управленческому консультированию и внедрению управленческих нововведений.

Роль деловых услуг  в социально-экономическом развитии определяется тем, что эффективное  управление создает основы для роста  экономического благосостояния и социальной удовлетворенности населения.

Виды и содержание консалтинговых услуг

Основные направления  деятельности в сфере деловых  услуг, сложившиеся несколько десятилетий  назад и активно развивающихся  в настоящее время, следующие:

  1. Аудит – независимая проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента с целью установления ее достоверности и соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству и т. д.
  2. Бухгалтерское обслуживание – ведение, восстановление и постановка бухгалтерского учета; выработка учетной политики; составление учетной документации и анализ финансового состояния; консультирование по вопросам ведения бухучета и т. д.
  3. Юридическое обслуживание – проверка соответствия внутренних документов требованиям законодательства, подготовка договоров, ведение претензионной работы; консультации по правовым вопросам, возникающим в ходе деятельности клиента.
  4. Управленческое консультирование – предоставление независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем, возможностей.
  5. Деловая информация – это предоставление юридической, экономической, технической и другой информации по заказу клиента; публикация справочников, пособий, предоставление информации в электронном виде и т.д.
  6. Реклама и отношения с общественностью – это создание в общественном сознании положительного и специфического образа (имиджа) фирмы или товара: объявления, интервью, презентации, конференции, выставки и т. д.
  7. Тренинг – передача знаний и опыта: курсы, конференции, семинары, направленные на повышение квалификации управленческой команды.
  8. Рекрутмент – подбор и оценка управленческих кадров, планирование их карьеры, анализ рынка труда и трудоустройство, кадровое консультирование.
  9. Информационные технологии – разработка и использование компьютерных программ, создание баз знаний, консультирование по внедрению и эксплуатации информационных технологий.
  10. Инвестиционное обслуживание – консультирование в сфере рынка ценных бумаг, по вопросам общего и финансового управления.

Понятие консультационной деятельности

Исходя из того, что консультация – это совет, определенная рекомендация, сложилось понимание оказания деловых  услуг именно как формирование чисто  деловых услуг и консультационных. Консультационные услуги – часть  деловых услуг, а управленческое консультирование выступает как  один из видов консультационных услуг. В качестве обобщенного определения  можно принять следующее: консультирование – деятельность, осуществляемая профессиональными  консультантами и направленная на обслуживание потребностей деятельности коммерческих и некоммерческих организаций (независимо от размера, отраслевой принадлежности, организационно-правовой формы), физических лиц в консультациях, обучении, исследовательских  работах по проблемам функционирования и развития организаций.

Консультированию, как виду деятельности, присущи следующие  черты:

  • перечень клиентных организаций не имеет ограничений;
  • основные функции консультирования как виды деятельности – консультации, обучение, исследования;
  • консультант – это профессия, учитывающая наработанные практикой критерии его профессионализма;
  • осуществляться консультирование может в двух формах: в режиме "вопрос-ответ" как разовые, они непродолжительны по времени из-за отсутствия необходимости диагностических исследований;
  • в режиме консультационных проектов, если необходим анализ для проведения целенаправленных изменений в клиентной организации.

Управленческое консультирование как один из видов консультационной деятельности

Имеется множество подходов к определению того, как применить  консультирование к управлению, наиболее часто используются два подхода:

Первый подход – широкий  фундаментальный взгляд на консультирование, когда под процессом управленческого  консультирования понимается любая  форма оказания помощи в отношении  содержания, процесса или структуры задачи.

Второй подход рассматривает  консультирование как особую профессиональную службу, работающую по контракту и  оказывающую услуги организациям с  помощью специально подготовленных лиц.

Два подхода дополняют  друг друга, и можно управленческое консультирование рассматривать либо как профессиональную службу, либо как метод обеспечения практических советов и помощи.

Консультационные услуги – особенности и виды

Продуктом консультационной деятельности является услуга, оказываемая клиенту. Услуга, как и любой другой продукт, имеет свой жизненный цикл, в котором выделяются этапы: исследований, разработки, апробации, выхода на рынок, роста, зрелости, насыщения, спада. Исходя из этого, появляются услуги с различной перспективой, им дают название шутливое. Одни услуги относятся к звездным (информационные технологии, финансовое управление, организационное развитие, реструктуризация); к диким кошкам или трудным детям (стратегическое планирование, логистика и т. д.); дойным коровам (оценочная деятельность, маркетинг, налогообложение и др.); к собакам (расшивка платежей). У услуг разные расходы на освоение, разные темпы осуществления. Покупая услугу, клиент должен знать и учитывать ее особенности, ибо ценность их сразу оценить невозможно:

а) любую услугу клиент может получить впрок, т. е. сегодня получить, а воспользоваться в будущем: многовариантные стратегии, прогнозы и т. д.;

б) особенностью консультационной услуги является ее относительно низкая капиталоёмкость, даже с учетом внедрения информационных технологий;

в) качественные параметры услуг продолжают улучшаться, формироваться и после реализации проекта.

Виды консультационных услуг

Жизненный цикл услуг имеет  и временное измерение: одни услуги устаревают, другие появляются. Классификация  услуг необходима для идентификации  новых, для выбора видов услуг  клиентной организацией. В Европейском справочнике – указателе консультационных услуг, выделяются их 84 вида, объединенных в 8 групп: общее управление, администрирование, финансовое управление, менеджмент персонала, маркетинг, производство, информационные технологии, специализированные услуги.

Наиболее распространенные виды консалтинговых услуг в России в настоящее время:

  • услуги в области стратегического планирования и организационного развития;
  • услуги в области финансового управления;
  • налоговый консалтинг;
  • консалтинг в области управления персоналом;
  • консалтинг в области производства товаров и услуг;
  • консалтинг в области маркетинга;
  • информационные технологии – управленческий консалтинг;
  • информационные технологии – системная интеграция;
  • юридический консалтинг;
  • оценочная деятельность.

1.2. Научные принципы и современные  модели консультирования

Принципы организации отношений  между клиентом и консультантом

Процесс консультирования включает двух партнеров, консультанта и клиента, значит между ними надо выстроить  эффективные взаимоотношения. Что  они предусматривают:

а) совместную формулировку проблемы

б) согласование того, что надо достичь и как измерять достигнутое

в) участие сторон в выполнении задания: кто, что, когда и как будет делать

г) выполнение «золотого правила» консультирования – создание истинного отношения сотрудничества.

Активное сотрудничество необходимо: а) для получения объективной  и полной информации по проблеме; б) для выявления и использования  творческих способностей клиентов; в) клиент должен «заболеть» проблемой; г) при сотрудничестве клиент обучается  решению проблем; д) сотрудничество проясняет, кто обладает реальной властью  принятия решений, кто наиболее заинтересован  в успехе или неудаче.

Общепринятые принципы организации  отношений:

а) независимость и объективность по отношению к клиенту;

б) конфиденциальность получаемой от клиента информации;

в) согласование гонорара до начала работы.

Десять заповедей клиента:

  1. Узнайте о консультировании и консультантах все.
  2. Определите свою проблему.
  3. Определите свою цель.
  4. Выберите наиболее подходящего консультанта.
  5. Разработайте совместную программу.
  6. Активно участвуйте в проекте.
  7. Привлекайте консультанта к внедрению его предложений.
  8. Следите за ходом выполнения задания.
  9. Оценивайте полученные результаты и работу консультанта.
  10. Остерегайтесь попасть в зависимость от консультанта.

Модели консультирования и управление изменениями.

В практике консультационной деятельности сложилось несколько  моделей организации клиент –  консультационных отношений, отражающих их поведенческие роли: экспертное, проектное и процессное. Экспертное консультирование отвечает на вопрос – что делать? Проектное и процессное - какие проблемы и как разрешать?

Модели консультирования

Модели

 

Этапы

Экспертное

Проектное

Процессное

Нормативное

Доктор-пациент

Сотрудничество

Клиент-консультант

Клиент-консультант

команда

Определение проблемы

+-

-+

+

Разработка рекомендаций

-+

-+

+

Организация внедрения рекомендаций

+-

+-

+


Таблица 1

Выбор модели осуществляется с учетом характера решаемых проблем, специфики клиентной организации, профессиональных качеств консультантов.

Функции клиента в разных моделях  консультирования

Информация о работе Сущность и виды управленческого консультирования