Управленческие решение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 09:09, лекция

Описание работы

В учебном пособии изложены теоретические положения и практические приемы разработки управленческих решений. В комплексе рассмотрены функции, классификация, типология, условия и факторы качества решений, технология, моделирование процесса их разработки на основе системного подхода, методов исследования операций, а также ПЭВМ. Предложены приемы разработки и выбора решений в условиях неопределенности, риска, экстремальных ситуаций. Освещаются процедуры организации и контроля исполнения, вопросы оценки эффективности решений и ответственности за их последствия.

Файлы: 1 файл

Юкаева Управленческие решения 1999.doc

— 2.01 Мб (Скачать файл)

Основными принципами эффективного использования  данной системы являются:

- обеспечение в необходимом  объеме информацией о ситуации, требующей решения;

- оперативный поиск информации, в частности сбытовых подразделений,  постоянных потребителей;

- нахождение системы в постоянном  эволюционном развитии, причем последующая  ее версия должна качественно  сопоставляться с предыдущей;

- каждая последующая версия  должна наращивать возможности  системы за счет дополнительных  резервов по генерированию альтернативных  вариантов решений, отчетов по  принимаемым решениям, интегрированию  управленческой информации.

СППР представляют собой реализацию управленческих технологий, основанных на широком использовании возможностей современных ЭВМ. Системы должны располагать достаточно мощными базами данных для обеспечения информационной поддержки как при индивидуальном, так и коллективном принятии решений, а также в нестандартных ситуациях. В них предполагается использование опыта и знаний высококвалифицированных специалистов, чтобы обеспечить более высокое качество разрабатываемых решений, то есть предусмотрена активная роль человека.

Исходной посылкой обеспечения эффективности решений является четкое определение их целевой направленности.

Контрольные вопросы

1. Каковы основополагающие принципы  разработки решений?

2. Назовите методы подготовки  управленческих решений.

3. В чем состоят роль и функции руководителя в процедуре разработки решений.

4. Охарактеризуйте особенности  различных подходов к организации  разработки решений.

5. Единоличные, групповые (коллегиальные)  и коллективные решения. Их  достоинства и недостатки.

6. Демократические формы принятия управленческих решений: отечественный и зарубежный опыт.

7. Каковы особенности экспертных  оценок как метода разработки  решений?

8. Назовите методы организации  и проведения экспертиз.

9. Что понимается под СППР?

10. В чем состоят особенности  системного подхода к разработке решений, его отличия от традиционного?

11. Правильные решения и оптимальные  решения: в чем их  различие?

 

Глава 6

ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

6.1. Взаимосвязь целей  и решений

Выбор целевой ориентации предприятия  является весьма актуальной задачей, особенно в современной хозяйственной жизни, отличающейся высоким динамизмом.

Постоянные изменения на рынке  вызывают необходимость постановки новых целей, а следовательно, их осуществления, что отражается на характере  управленческого процесса. В связи с этим выделяются различные типы управленческого процесса, хотя строгого их соблюдения на практике может и не быть.

Тип управленческого  процесса

Роль цели

Особенности управленческих решений

Целевое управление

Определяющая на всех уровнях управления

Специфические решения  разового характера

Программное управление

Ориентирующая

Решения по сложным задачам  производства с множеством участников, обеспечение детализации заданий  и сроков их выполнения (сетевые  графики)

Ситуационное управление

Постоянство и ясность, неизменность целей

Стандартность решений

Программно-целевое управление

Основополагающая в целевых  программах

Кардинальные,основополагающие решения


Отметим некоторые особенности  целевой ориентации при разработке управленческих решений. Определение целей решения задачи вызывает трудность связанную с тем, что только простые решения, как правило, имеют одну цель. В большинстве решений их бывает несколько, причем возможны противоречия между ними. Наряду с новыми бывают цели, которые следует сохранить. Например, решая проблему увеличения объемов производства или снижения затрат, следует помнить об обеспечении качества продукции. В данном случае цель, которую требуется сохранить, выступает в качестве ограничения. От того, насколькр точно сформулирована цель зависит нередко и выбор пути ее достижения. Это обстоятельство имеет и психологический аспект: чем более корректно поставлена цель, тем увереннее действуют исполнители при ее реализации.

При определении целей следует  учитывать весь их спектр. Однако от количества целей в значительной мере зависит сложность решения задачи, количество рассматриваемых альтернатив. Целесообразно сокращать количество целей за счет их упрощения и агрегации. Достичь этого можно следующим образом:

во-первых, выявить наличие подцелей для достижения основной и исключить из перечня целей. Например, при установлении главной цели - получение прибыли, снижение себестоимости продукции является подцель, средством ее достижения;

во-вторых, определить реальность достижения поставленных целей; не отвечающие этому условию цели исключить;

в-третьих, желательно объединить цели, совпадающие по своему содержанию.

Если намечено несколько целей, то выделяется главная, относительно которой  осуществляется поиск оптимального решения. При этом устанавливаются ограничения для достижения имеющихся целей. Например, при определении основной цели -повышение качества продукции - должны быть установлены ограничения по другим целям: повышение себестоимости (т. к. невозможен беспредельный ее рост) или трудоемкости выпускаемых изделий.

В зависимости от специфики ситуаций величина ограничений варьируется. Она может

а) достигнуть определенного предела (максимального или минимального),

б) быть равной этому пределу (значению) или быть больше него,

в) быть равной этому значению или  быть меньше него,

г) лежать в определенном интервале.

При установлении целей необходимо исходить из общих интересов системы, учитывая возможную противоречивость интересов отдельных подсистем  предприятия, выраженную в частных целях. При наличии противоречивости целей такого рода их следует привести к одной шкале измерения и исходить из приоритета более общих целей. Это снимает противоречивость между частными целями и позволяет лучше оценить альтернативные варианты действий. Цель как возможное и реально достижимое состояние объекта управления или отдельных его параметров и решение имеют как сходные признаки, так и отличительные. Но несомненна и причинно-следственная связь между ними (табл.1).

Таблица 1
Взаимосвязь целей и решений

Признаки сходства целей  и решений

Признаки различий целей  и решений

Признаки взаимосвязи  целей и решений

Направленность на позитивные изменения объекта управления

Постановка цели - первооснова  организации предприятия

Цель - начальный этап выработки решения.

Ориентация на миссию предприятия

Многовариантность решения  и однозначность цели

Цель - основа контроля за исполнением решения

Постановка и принятие на всех уровнях иерархии управления

Эффективность целей -ожидаемая  в решениях ~ реальная

Цель без решений бесплодна

Ресурсное обеспечение

Риск в целях предельно  элиминирован

Решения - механизм реализации целей

Временные пределы реализации

Возможность корректировки  стратегий достижения целей выше, чем решений

Цель определяет выбор  варианта решения


Продолжение табл. 1

Признаки сходства целей  и решений

Признаки различий целей  и решений

Признаки взаимосвязи  целей и решений

Присутствие фактора  риска

Финансирование целей  ориентировочно, решений -реально

Цели определяют критерии оценки эффективности решений

Ответственность за выбор  целей и реализацию решений

Выбор цели - творческое дело человека;

выбор решения - возможен с применением человеко-машинной системы

 

 

Задействованность лиц  в реализации решения и выборе цели бывает кардинально различно

 


6.2. Альтернативы достижения цели и выбор решения

Особенности целей (по масштабности, содержанию, временному признаку, объему затрат, ресурсоемкости и др.) диктуют  и способ их достижения. Так, могут  сложиться ситуации, разрешение которых  связано с выбором одного из типов действий:

1) решение принимать или не  принимать (по принципу «делать  или не делать»),

2) решение с двумя вариантами  достижения цели,

3) решение с тремя и более  вариантами.

Цели, типы решений и методы разрешения изложены в таблице 2.

Решения типа «делать - не делать» встречаются в бизнесе достаточно часто. Например: участвовать в ярмарке или нет, принять на работу претендента или нет. В условиях, когда решение следует принять быстро: предпринимать какие-то действия или нет (вы мучаетесь, не зная, что делать), специалист по психологии принятия решений Р. Доусон рекомендует бросить монетку. Типичным для людей, живущих на разных континентах, стал ход рассуждений: если выпадет орел, делаю то-то, если решка - нет. Если вы не разделяете этого совета, можно прибегнуть к составлению проверочной анкеты. Для этого составляется перечень требований

Таблица 2

Характер целей

Типы решений

Методы реализации

Простые

Решения типа «делать - не делать»

1) подбросить монету (орел  или решка) 

2) анкетный опрос 

3) оценка количественных показателей

Умеренно сложные

Решение с двумя вариантами

1) 10-бальная рейтинговая  система 

2) таблица Б. Франклина 

3) аналитически-цифровой  метод

Сложные

Решения с тремя и  более вариантами

сопоставление вариантов  на основе оценки приоритета целей и вероятности их достижения


 

(условий) к тому или иному  решению и передается исполнителям. При отсутствии необходимых требований  решение не принимается. Например, при подборе кадров определенной  специальности анкета может содержать  такие требования:

1. Стаж работы не менее трех  лет, причем один год по данной  специальности.

2. Поездки в командировки не  менее четырех раз в год.

3. Согласие на зарплату без  претензий к администрации.

4. Хорошее физическое состояние  здоровья.

Суть метода принятия решений «по оценке количественных показателей» состоит в следующем. В правой стороне таблицы указывается группа положительных факторов принятия решений, в левой - отрицательных. Каждый из факторов оценивается в баллах от 1 до 10. По каждой из групп определяется общая сумма баллов и среднее ее значение. Далее средние величины сравниваются. Решение принимается, если среднее значение положительных факторов превосходит, либо наоборот - не принимается, если средняя величина значений отрицательных факторов оказалась выше. В табличной форме это может выглядеть следующим образом:

п/п

Положительные факторы  принятия решения

Оценка в баллах

П/П

Отрицательные факторы  принятия решения

Оценка в баллах

1.

   

1.

   

2.

   

2.

   

3.

   

3.

   

4.

         

Итого баллов

(сумма строк)

стр. 5

5

Итого баллов

(сумма строк)

стр. 5

6.

Среднее значение

стр. 5

4

6.

Среднее значение

стр. 5

3


 

Аналогичную работу можно выполнять  на двух чистых листах бумаги, отдельно по каждой группе факторов, а затем  сравнить их. Преобладание положительных факторов определит принятие данного решения, и наоборот - перевес отрицательных факторов снимет необходимость дальнейших действий.

При решении с двумя альтернативами, (они не столь распространены) следует глубоко изучить проблему и, возможно, Йвести ее к ситуации «делать - не делать», а далее использовать Вышеуказанные методы выбора. Но могут применяться и другие cпособы, например, рейтинговая система. Это особенно удобно при недостатке информации. Суть ее заключается в том, что используется тест с десятибалльной системой оценок. Наивысшим баллом (10) оценивается самое положительное отношение, низкая оценка (единица) присваивается, соответственно, отрицательному ответу. К примеру, для решения об открытии магазина в данном пункте может быть поставлен вопрос для оценки покупателями: «Как вы относитесь к открытию магазина ... в данном месте (оценить баллом от 1 до 10)? Почему вы оцениваете таким образом?» Аналогично может звучать вопрос о качестве обслуживания, предлагаемых товарах и др. Полученные оценки являются основанием для анализа и принятия соответствующего решения. [11]

Существует метод выбора решений, предложенный Бенд-жамином Франклином. Он характеризуется тем, что на листе бумаги, разделенной пополам, слева пишется «за» (принятие решения), справа - «против». В течение трех-четырех дней в результате обдумывания решения заносятся доводы соответственно в левую или правую части. По окончании данного срока анализируются записи. Если одному доводу «за» соответствуют два аргумента «против», предложение и аргументы «против» исключаются. Точно также, если двум доводам «за» соответствуют три «против», все пять исключаются. Таким образом, остается количество сбалансированных аргументов. Если в дополнительные один - два дня никаких суждений не появляется, решение принимается.

Информация о работе Управленческие решение