Примерный перечень затрат
на качество приведен ниже. [19]
1. Затраты на предупредительные
мероприятия:
- управление качеством: затраты на планирование СМК, затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технические характеристики материала, процесса, продукта;
- управление процессом: затраты на установление средств управления процессом, затраты на изучение возможностей процесса, затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении (осуществлении) и поддержании процедур и планов по качеству;
- планирование качества другими подразделениями: затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся Управляющему по качеству;
- контрольное и измерительное оборудование: затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов), затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов), затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции;
- обеспечение качества поставок: затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки, затраты, связанные технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов, затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь в достижении ими требуемого качества;
- аудит СМК: затраты на внутренний аудит СМК, затраты на аудит СМК потребителем, затраты на аудит СМК третьей стороной (сертификация);
- программа улучшения качества: затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество;
- обучение вопросам качества: затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества;
- затраты, не учтенные где-либо еще: заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т.п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями;
2. Затраты на контроль:
- проверки и испытания: оплата работ инспекторов и испытательного персонала, при плановых проверках производственных операций, повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т.д. не включается;
- проверки и испытания поставляемых материалов: оплата работ инспекторов и испытательного персонала, связанных с закупленными у поставщиков материалов, включая инспекторов и служащих различного уровня, затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов, затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика;
- материалы для тестирования и проверок: стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях, стоимость материалов, образцов и т.п., подвергнутых разрушающему контролю, стоимость испытательного оборудования не включается;
- контроль процесса: оплата труда персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству, выполняющего контроль и испытания на производственных линиях;
- прием продукции заказчика: затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой, затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи;
- проверка сырья и запасных частей: затраты на контроль и испытания сырья, запасных частей и т.п., связанные с изменениями технических требований проекта, чрезмерным временем хранения или неуверенностью, вызванной другими проблемами;
- аудит продукта: затраты на проведение аудита качества технологических операций либо в процессе производства, либо по конечному продукту, затраты на все испытания на надежность, проводимых на произведенных изделиях, затраты на подтверждение качества продукта внешними органами, такими как страховые компании, правительственные агенты и т.д.;
3. Внутренние затраты на дефект:
- отходы: стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества и затраты на их утилизацию и вывоз, ликвидационная стоимость отходов производства не включается, не учитывается стоимость отходов, вызванных перепроизводством, моральным устареванием продукции или изменением конструкции по требованию заказчика;
- переделки и ремонт: затраты, возникшие при восстановлении изделий (материалов) до соответствия требованиям по качеству по средствам либо переделки, либо ремонта, либо и тем и другим, затраты ан повторное тестирование и инспекции после переделок или ремонта;
- анализ потерь: затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству;
- взаимные уступки: затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям;
- снижение сорта: затраты, возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным техническим требованиям;
- отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков: затраты, понесенные в том случае, когда после получения от поставщика обнаружилось, что поставленные материалы оказались негодными;
4. Внешние затраты на дефект:
- продукция, не принятая потребителем: затраты на выявление причин отказа заказчика принять продукцию, затраты на переделки. Ремонт или замену непринятой продукции;
- гарантийные обязательства: затраты на замену неудовлетворительной продукции в течение гарантийного периода, затраты на вовлечение в сервисные службы для коррекции продукции и восстановления удовлетворенности потребителя;
- отзыв и модернизация продукции: затраты на проверку, модификацию или замену уже поставленной потребителю продукции, когда имеется подозрение или уверенность в существовании ошибки проектирования или изготовления;
- жалобы: затраты, вовлеченные в исследование причин возникновения жалоб потребителей на качество продукции, затраты, привлеченные для восстановления удовлетворенности потребителя, затраты на юридические споры и выплаты компенсаций.
1.2.2 Методология
сбора данных по затратам на
качество
Сбор и обработка информации
по затратам на обеспечение качества
осуществляется в нижеследующем порядке. [13]
Отдел управления качеством
или служба предприятия, выполняющая
эти функции, определяет вид (модель) продукции,
по которой производится расчет затрат
на обеспечение качества и основные цехи,
производящие эту продукцию.
Используя указанный подход,
рассчитываются расходы на содержание
машин и оборудования. Затраты на возмещение
износа инструментов и приспособлений,
расходы на прочие затраты.
Сбор информации, необходимой
для расчета затрат на обеспечение
качества по данному виду продукции
осуществляется ежеквартально следующими
подразделениями предприятия:
- бухгалтерия;
- отдел труда и заработной платы;
- отделы заводоуправления, основные и вспомогательные цехи.
Бухгалтерия предоставляет:
- исходные данные, содержащиеся на балансовых счетах по основным цехам;
- исходные данные по браку, содержащиеся на балансовых счетах;
- калькуляция себестоимости данного вида продукции.
Отдел труда и заработной
платы предоставляет:
- процент дополнительной заработной платы;
- процент начислений на заработную плату;
- численность работников предприятия по выделенным категориям работников;
- среднесписочная численность промышленно-производственного персонала;
- среднемесячная заработная плата работников предприятия;
- фонд рабочего времени.
Отделы заводоуправления,
основные и вспомогательные цеха
предоставляют:
- перечень выполненных мероприятий по обеспечению качества и трудоемкость их выполнения по выделенным категориям работников.
Подразделения предприятия
передают информацию по установленной
форме в отдел управления качеством
для последующей обработки и
анализа, и отдел управления качеством
осуществляет расчет затрат на обеспечение
качества.
Анализ затрат на обеспечение
качества проводится отделом управления
качеством в целях разработки механизма
снижения затрат на обеспечение качества.
Механизм снижения затрат
включает в себя: [23]
- организацию учета и оценки суммарных затрат на обеспечение качества;
- выявление возможностей для их пос<span class="L