Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:09, контрольная работа
Национальные стандарты в области систем качества впервые были установлены в Великобритании в 1983 г. Целью проводимой кампании было введение на фирмах систем качества и создание методик сертификации таких систем. За Великобританией последовали и другие страны Европы. Однако настоящий бум по внедрению систем качества в работу предприятий произошел после издания в 1987 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО; The International Organisation for Standardization, ISO) группы стандартов ИСО 9000 по управлению качеством и обеспечению качества. Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Управление качеством и суть стандартов семейства ИСО 9000……………………………..4
Принципы менеджмента качества……………………………………………………………..6
Назначение стандартов ИСО серии 9000…………………………………………………….10
Назначение стандарта ИСО 9000: 2005 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь"…………………………………………………………………………..11
Назначение стандарта ИСО 9001: 2008 "Системы менеджмента качества. Требования"..................................................................................................................................12
Назначение стандарта ИСО 9004: 2009 "Менеджмент для обеспечения устойчивого успеха организации. Подход к менеджменту качества"……..............................................................14
Заключение…………………………………………………………………………………..….16
Cписок литературы……………………………………………………………………………..18
Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем:
· Происходит оптимизация затрат и ресурсов;
· Появляется заинтересованность обоих сторон (организации и ее поставщика) в адекватных совместных действиях в случае изменения ситуации на рынке;
· Повышается ценность взаимного партнерства между организацией и ее поставщиком.
От того, насколько хорошо руководители и сотрудники организации понимают принципы менеджмента качества, будет зависеть работа всей системы качества.
Построение системы качества по стандартам ИСО серии 9000 позволяет организации внедрить принципы менеджмента качества в практику своей работы. Каждый из указанных выше принципов отражен в стандарте ИСО 9001 набором требований. Поэтому, когда организация разрабатывает и внедряет методы реализации этих требований в своей работе, она тем самым внедряет принципы менеджмента качества.
Назначение стандартов ИСО серии 9000
Серия стандартов в диапазоне номеров 9000 - 11000 была определена Международной организацией по стандартизации для стандартов по системам управления качеством. Стандарты этой серии определяют требования именно к системе управления, а не к продукции или услугам, предоставляемым организациями и предприятиями. В состав стандартов серии входят стандарты непосредственно представляющие требования, стандарты, представляющие справочную информацию и руководящие указания, а также стандарты обеспечивающие (разъясняющие) частные вопросы систем менеджмента качества.
Изначально, в состав стандартов ИСО серии 9000 входило несколько стандартов, представляющих системы менеджмента качества (модели системы качества по ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003). В дальнейшем, в серии осталась только одна модель системы качества ИСО 9001. Кроме того, в последнее время появились стандарты, относящиеся к системам управления качеством, но имеющие номера выходящие за пределы серии.
Наиболее часто применяемыми стандартами серии являются стандарты ИСО 9000: 2005 (ранее ИСО 9000: 2000), ИСО 9001: 2008 (ранее ИСО 9001: 2000), ИСО 9004: 2009 (ранее ИСО 9004: 2000). Первый из указанных представляет собой стандарт на терминологию систем качества, второй - содержит требования к системе качества, третий - является стандартом, представляющим руководящие указания по развитию системы качества.
Назначение стандарта
ИСО 9000: 2005 "Системы менеджмента
качества. Основные положения и словарь"
Стандарт ИСО 9000: 2005 предназначен для установления единого понимания терминов и понятий используемых в стандартах ИСО серии 9000. Он определяет основные положения систем менеджмента качества и принципы, используемые при построении систем качества.
Система менеджмента
качества на современном уровне развития
представляет собой идеологию управления
организацией, а не просто организационно
техническую систему или набор
взаимосвязанных управленческих методов
и технологий. В основе любой идеологии
лежат постулаты или принципы,
от которых эта идеология
Стандарт ИСО 9000: 2005 состоит из следующих разделов:
Раздел 1 Область применения - определяет заинтересованных лиц, которым могут понадобиться положения стандарта.
Раздел 2 Основные положения системы менеджмента качества - приводятся пояснения по обоснованию необходимости построения системы качества, дается объяснение процессного подхода, используемого в стандартах ИСО серии 9000, определяется назначение политики и целей в области качества, документации системы качества, роль статистических методов и пр.
Раздел 3 Термины и определения - приводится пояснение терминов, используемых в стандартах ИСО серии 9000.
Приложение А - приводится методология, использованная при разработке стандарта.
Приложение B - содержит алфавитный указатель терминов.
Приложение С Библиография - список стандартов, использованных при разработке стандарта ИСО 9000: 2005.
По сравнению
с предыдущим изданием стандарта (ИСО
9000: 2000), в версии 2005 года в стандарт
было добавлено несколько
Назначение стандарта ИСО 9001: 2008 "Системы менеджмента качества. Требования"
Стандарт
ИСО 9001: 2008 (предыдущая редакция - ИСО 9001:
2000) предназначен для разработки и
внедрения систем менеджмента качества
предприятий с целью
Требования, содержащиеся в стандарте ИСО 9001: 2008 являются общими и предназначены для применения ко всем организациям независимо от вида деятельности, размера организации и поставляемой продукции (услуг). Стандарт определяет, что необходимо делать для внедрения системы качества, но не определяет как это делать. Именно за счет такого подхода требования стандарта являются универсальными и применимыми к любой организации. Методы, как реализовать то или иное требование стандарта предприятие выбирает само, исходя из своих потребностей и возможностей.
Стандарт ИСО 9001: 2008 состоит из следующих разделов:
Раздел 1 Область применения - описывает общие положения стандарта и его применение в организациях. Также определяет те случаи, когда предприятие, разрабатывающее и внедряющее систему качества, может сделать исключение из реализации требований стандарта.
Раздел 2 Нормативные ссылки - даются ссылки на стандарты серии ИСО 9000.
Раздел 3 Термины и определения - приводятся термины и определения, используемые в стандарте.
Раздел 4 Система менеджмента качества - определяет общие требования к системе менеджмента качества, управлению документаций и записями по качеству.
Раздел 5 Ответственность руководства - определяет требования к административному управлению построением, внедрением и функционированием системы менеджмента качества. Требования данного раздела предъявляются к высшему руководству организации и к системе административного управления.
Раздел 6 Менеджмент ресурсов - определяет требования к ресурсам, необходимым для разработки, внедрения и функционирования системы качества. К таким ресурсам стандарт относит человеческие ресурсы, материальные ресурсы, инфраструктуру и производственную среду.
Раздел 7 Процессы жизненного цикла - определяет требования к основным и обеспечивающим процессам предприятия. В этом разделе представлены, наиболее объемные требования, которые предъявляются к основной деятельности предприятия по управлению процессами производства продукции или предоставления услуг.
Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение - определяет требования к проведению и организации анализа, измерений и улучшений системы менеджмента качества, процессов и выпускаемой продукции (оказываемым услугам).
Приложение А - приводится соответствие между разделами стандарта ИСО 9001: 2008 и ИСО 14001: 2004 (Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению). Взаимосвязь этих стандартов приводится для того, чтобы организации могли строить интегрированные системы менеджмента качества и экологического менеджмента.
Приложение B - приводятся изменения в тексте стандарта ИСО 9001: 2008 по сравнению с текстом предыдущей редакции данного стандарта ИСО 9001: 2000.
Приложение С - Библиография. Список стандартов, использованных при разработке стандарта ИСО 9001: 2008.
Назначение стандарта ИСО 9004: 2009 "Менеджмент для обеспечения устойчивого успеха организации. Подход к менеджменту качества"
ISO 9004: 2009 дает ориентиры на постоянное повышение общей эффективности организации, и эффективности на основе процессного подхода. Он фокусируется на удовлетворении потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон, в долгосрочной перспективе, и в сбалансированной форме.
По сравнению со стандартом ISO 9001: 2008, который обеспечивает управление качеством товаров и услуг и повышение удовлетворенности потребителей, ISO 9004: 2009 предоставляет более широкие перспективы управления качеством, особенно для повышения производительности. Он будет полезен для организаций, руководство которых хотело бы выйти за рамки ISO 9001 в стремлении к постоянному совершенствованию, через удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.
ISO
9004: 2009 позволяет организациям
· Benchmark (Теста производительности) от уровня зрелости, охватывающего руководство, стратегии, систем управления ресурсами и процессами
· Определить свои сильные и слабые стороны
· Определение возможностей для улучшений, инноваций.
Самооценка может стать ключевым элементом процессов стратегического планирования в любой организации.
Jose Dominguez, лидер ISO 9001, говорит: "Цель на удовлетворенность потребителей качеством продукции распространяются в ИСО 9004: 2009 включая удовлетворенность заинтересованных сторон и деятельность организации. Комбинация из ИСО 9001 и ИСО 9004 позволит Вам получить максимальную выгоду от СМК вашей организации".
ISO 9004: 2009 заменяет ISO 9004: 2000. В нем произошли существенные изменения в структуре и содержании в сравнении с предыдущим изданием на основе опыта восьми лет реализации стандарта во всем мире. Примером важного изменения (может быть и самое важное) в структуре ИСО 9004 является то, что "содержание" стандарта начинается с главы дающей указания о том, как управлять организацией, направленной на устойчивое развитие, а не с советов как построить СМК.
Хотя стандарты ISO 9004: 2009 и ISO 9001: 2008 дополняют друг друга, ISO 9004: 2009 также может быть использован самостоятельно. Он не предназначен для сертификации третьей стороной, нормативного или договорного использования, ни в качестве руководства по сертификации в соответствии стандарта ИСО 9001: 2008.
Стандарт ИСО 9004: 2009 состоит из следующих разделов:
Раздел 1 Область применения - в данном разделе представляется для каких целей может применяться стандарт.
Раздел 2 Нормативные ссылки - приводятся названия стандартов, на которые даны ссылки в тексте стандарта ИСО 9004: 2000.
Раздел 3 Термины и определения - приводятся определения, используемые в стандарте.
Раздел 4 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации - приводятся рекомендации по менеджменту систем и процессов, а также по использованию принципов менеджмента качества.
Раздел 5 Стратегия и политика - здесь приводятся требования по выработке политики и стратегии, процессы и практические методы.
Раздел 6 Менеджмент ресурсов - данный раздел дополнен требованиями по вовлечению работников, управлению информацией, управлению поставщиками и партнерами, управлению природными ресурсами, а также финансами.
Раздел 7 Менеджмент процессов.
Раздел 8 Мониторинг, измерение, анализ и изменение.
Раздел 9 Улучшения, инновации и обучение.
Приложение А - даются рекомендации по проведению самооценки организации с перечнем вопросов для самооценки.
Приложение B - приводятся общие подходы к процессу постоянного улучшения.
Приложение C - Библиография. Соответствие между ИСО 9004: 2009 и ИСО 9001: 2008
Заключение
Единственным
бесспорным подтверждением качества продукции
или услуг компании является независимая
оценка на соответствие требованиям
к качеству выполняемых процессов,
регламентированных стандартами серии
ISO 9000. Ведь это подтверждение носит
не локальный сиюминутный
Стандарты серии ISO 9000, принятые более чем 90 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их численности, объема выпуска и сферы деятельности.
Различие между подходами систем менеджмента качества семейства ИСО 9000 и моделями совершенства заключается в их областях применения. Стандарты семейства ИСО 9000 содержат требования к системам менеджмента качества и рекомендации по улучшению деятельности; оценивание систем менеджмента качества устанавливает выполнение этих требований. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации, и это применимо ко всем видам деятельности и ко всем заинтересованным сторонам. Критерии оценки в моделях совершенства обеспечивают организации основу для сравнения ее деятельности с деятельностью других организаций.
Семейство стандартов ИСО 9000 было разработано для того, чтобы помочь организациям, всех видов и размеров, внедрить и обеспечить функционирование эффективных систем менеджмента качества.
ИСО 9000 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.
ИСО 9001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей.
Информация о работе Управление качеством на основе стандартов серии ИСО 9000