Управление качеством на основе стандартов серии ИСО 9000

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:09, контрольная работа

Описание работы

Национальные стандарты в области систем качества впервые были установлены в Великобритании в 1983 г. Целью проводимой кампании было введение на фирмах систем качества и создание методик сертификации таких систем. За Великобританией последовали и другие страны Европы. Однако настоящий бум по внедрению систем качества в работу предприятий произошел после издания в 1987 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО; The International Organisation for Standardization, ISO) группы стандартов ИСО 9000 по управлению качеством и обеспечению качества. Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Управление качеством и суть стандартов семейства ИСО 9000……………………………..4
Принципы менеджмента качества……………………………………………………………..6
Назначение стандартов ИСО серии 9000…………………………………………………….10
Назначение стандарта ИСО 9000: 2005 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь"…………………………………………………………………………..11
Назначение стандарта ИСО 9001: 2008 "Системы менеджмента качества. Требования"..................................................................................................................................12
Назначение стандарта ИСО 9004: 2009 "Менеджмент для обеспечения устойчивого успеха организации. Подход к менеджменту качества"……..............................................................14
Заключение…………………………………………………………………………………..….16
Cписок литературы……………………………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

упр.качеством.docx

— 37.75 Кб (Скачать файл)

Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем:

· Происходит оптимизация затрат и ресурсов;

· Появляется заинтересованность обоих сторон (организации и ее поставщика) в адекватных совместных действиях в случае изменения ситуации на рынке;

· Повышается ценность взаимного партнерства между организацией и ее поставщиком.

От того, насколько хорошо руководители и сотрудники организации понимают принципы менеджмента качества, будет зависеть работа всей системы качества.

Построение системы качества по стандартам ИСО серии 9000 позволяет организации внедрить принципы менеджмента качества в практику своей работы. Каждый из указанных выше принципов отражен в стандарте ИСО 9001 набором требований. Поэтому, когда организация разрабатывает и внедряет методы реализации этих требований в своей работе, она тем самым внедряет принципы менеджмента качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назначение стандартов ИСО  серии 9000

 

Серия стандартов в диапазоне номеров 9000 - 11000 была определена Международной организацией по стандартизации для стандартов по системам управления качеством. Стандарты  этой серии определяют требования именно к системе управления, а не к  продукции или услугам, предоставляемым  организациями и предприятиями. В состав стандартов серии входят стандарты непосредственно представляющие требования, стандарты, представляющие справочную информацию и руководящие указания, а также стандарты обеспечивающие (разъясняющие) частные вопросы систем менеджмента качества.

Изначально, в  состав стандартов ИСО серии 9000 входило  несколько стандартов, представляющих системы менеджмента качества (модели системы качества по ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003). В дальнейшем, в серии  осталась только одна модель системы  качества ИСО 9001. Кроме того, в последнее  время появились стандарты, относящиеся  к системам управления качеством, но имеющие номера выходящие за пределы серии.

Наиболее часто  применяемыми стандартами серии  являются стандарты ИСО 9000: 2005 (ранее  ИСО 9000: 2000), ИСО 9001: 2008 (ранее ИСО 9001: 2000), ИСО 9004: 2009 (ранее ИСО 9004: 2000). Первый из указанных представляет собой  стандарт на терминологию систем качества, второй - содержит требования к системе  качества, третий - является стандартом, представляющим руководящие указания по развитию системы качества. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назначение стандарта  ИСО 9000: 2005 "Системы менеджмента  качества. Основные положения и словарь" 

Стандарт ИСО 9000: 2005 предназначен для установления единого понимания терминов и  понятий используемых в стандартах ИСО серии 9000. Он определяет основные положения систем менеджмента качества и принципы, используемые при построении систем качества.

Система менеджмента  качества на современном уровне развития представляет собой идеологию управления организацией, а не просто организационно техническую систему или набор  взаимосвязанных управленческих методов  и технологий. В основе любой идеологии  лежат постулаты или принципы, от которых эта идеология отталкивается. Именно на основе таких принципов  строится вся теоретическая и  практическая база. Стандарты ИСО  серии 9000 являются практической базой  идеологии менеджмента качества. Поэтому в стандарте ИСО 9000: 2005 кроме терминов и определений  даются основные принципы менеджмента  качества, на основе которых построены  требования системы качества и методы реализации этих требований.

Стандарт ИСО 9000: 2005 состоит из следующих разделов:

Раздел 1 Область применения - определяет заинтересованных лиц, которым могут понадобиться положения стандарта.

Раздел 2 Основные положения системы менеджмента качества - приводятся пояснения по обоснованию необходимости построения системы качества, дается объяснение процессного подхода, используемого в стандартах ИСО серии 9000, определяется назначение политики и целей в области качества, документации системы качества, роль статистических методов и пр.

Раздел 3 Термины и определения - приводится пояснение терминов, используемых в стандартах ИСО серии 9000.

Приложение А - приводится методология, использованная при разработке стандарта.

Приложение B - содержит алфавитный указатель терминов.

Приложение С Библиография - список стандартов, использованных при разработке стандарта ИСО 9000: 2005.

По сравнению  с предыдущим изданием стандарта (ИСО 9000: 2000), в версии 2005 года в стандарт было добавлено несколько определений, а также введены поясняющие замечания, позволяющие принять во внимание более поздние документы этой серии и выстроить их в один ряд с ИСО 9000.

Назначение стандарта  ИСО 9001: 2008 "Системы менеджмента  качества. Требования"

 

Стандарт  ИСО 9001: 2008 (предыдущая редакция - ИСО 9001: 2000) предназначен для разработки и  внедрения систем менеджмента качества предприятий с целью последующей  сертификации или для заключения контрактов с другими предприятиями, которые предъявляют требования к стабильности и надежности выполнения контрактных обязательств.

Требования, содержащиеся в стандарте ИСО 9001: 2008 являются общими и предназначены  для применения ко всем организациям независимо от вида деятельности, размера  организации и поставляемой продукции (услуг). Стандарт определяет, что необходимо делать для внедрения системы  качества, но не определяет как это делать. Именно за счет такого подхода требования стандарта являются универсальными и применимыми к любой организации. Методы, как реализовать то или иное требование стандарта предприятие выбирает само, исходя из своих потребностей и возможностей.

Стандарт  ИСО 9001: 2008 состоит из следующих разделов:

Раздел 1 Область применения - описывает общие положения стандарта и его применение в организациях. Также определяет те случаи, когда предприятие, разрабатывающее и внедряющее систему качества, может сделать исключение из реализации требований стандарта.

Раздел 2 Нормативные ссылки - даются ссылки на стандарты серии ИСО 9000.

Раздел 3 Термины и определения - приводятся термины и определения, используемые в стандарте.

Раздел 4 Система менеджмента качества - определяет общие требования к системе менеджмента качества, управлению документаций и записями по качеству.

Раздел 5 Ответственность руководства - определяет требования к административному управлению построением, внедрением и функционированием системы менеджмента качества. Требования данного раздела предъявляются к высшему руководству организации и к системе административного управления.

Раздел 6 Менеджмент ресурсов - определяет требования к ресурсам, необходимым для разработки, внедрения и функционирования системы качества. К таким ресурсам стандарт относит человеческие ресурсы, материальные ресурсы, инфраструктуру и производственную среду.

Раздел 7 Процессы жизненного цикла - определяет требования к основным и обеспечивающим процессам предприятия. В этом разделе представлены, наиболее объемные требования, которые предъявляются к основной деятельности предприятия по управлению процессами производства продукции или предоставления услуг.

Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение - определяет требования к проведению и организации анализа, измерений и улучшений системы менеджмента качества, процессов и выпускаемой продукции (оказываемым услугам).

Приложение А - приводится соответствие между разделами стандарта ИСО 9001: 2008 и ИСО 14001: 2004 (Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению). Взаимосвязь этих стандартов приводится для того, чтобы организации могли строить интегрированные системы менеджмента качества и экологического менеджмента.

Приложение B - приводятся изменения в тексте стандарта ИСО 9001: 2008 по сравнению с текстом предыдущей редакции данного стандарта ИСО 9001: 2000.

Приложение С - Библиография. Список стандартов, использованных при разработке стандарта ИСО 9001: 2008. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назначение  стандарта ИСО 9004: 2009 "Менеджмент для обеспечения устойчивого  успеха организации. Подход к менеджменту  качества"

 

ISO 9004: 2009 дает ориентиры на постоянное  повышение общей эффективности  организации, и эффективности  на основе процессного подхода. Он фокусируется на удовлетворении потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон, в долгосрочной перспективе, и в сбалансированной форме.

По  сравнению со стандартом ISO 9001: 2008, который обеспечивает управление качеством товаров и услуг и повышение удовлетворенности потребителей, ISO 9004: 2009 предоставляет более широкие перспективы управления качеством, особенно для повышения производительности. Он будет полезен для организаций, руководство которых хотело бы выйти за рамки ISO 9001 в стремлении к постоянному совершенствованию, через удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.

ISO 9004: 2009 позволяет организациям повысить  качество товаров и услуг для  своих потребителей путем поощрения  самооценки, как важного инструмента,  позволяющего организациям:

· Benchmark (Теста производительности) от уровня зрелости, охватывающего руководство, стратегии, систем управления ресурсами и процессами

· Определить свои сильные и слабые стороны

· Определение возможностей для улучшений, инноваций.

Самооценка может стать ключевым элементом процессов стратегического планирования в любой организации.

Jose Dominguez, лидер ISO 9001, говорит: "Цель на удовлетворенность потребителей качеством продукции распространяются в ИСО 9004: 2009 включая удовлетворенность заинтересованных сторон и деятельность организации. Комбинация из ИСО 9001 и ИСО 9004 позволит Вам получить максимальную выгоду от СМК вашей организации".

ISO 9004: 2009 заменяет ISO 9004: 2000. В нем произошли существенные изменения в структуре и содержании в сравнении с предыдущим изданием на основе опыта восьми лет реализации стандарта во всем мире. Примером важного изменения (может быть и самое важное) в структуре ИСО 9004 является то, что "содержание" стандарта начинается с главы дающей указания о том, как управлять организацией, направленной на устойчивое развитие, а не с советов как построить СМК.

Хотя  стандарты ISO 9004: 2009 и ISO 9001: 2008 дополняют  друг друга, ISO 9004: 2009 также может  быть использован самостоятельно. Он не предназначен для сертификации третьей стороной, нормативного или договорного использования, ни в качестве руководства по сертификации в соответствии стандарта ИСО 9001: 2008.

Стандарт  ИСО 9004: 2009 состоит из следующих разделов:

Раздел 1 Область применения - в данном разделе представляется для каких целей может применяться стандарт.

Раздел 2 Нормативные ссылки - приводятся названия стандартов, на которые даны ссылки в тексте стандарта ИСО 9004: 2000.

Раздел 3 Термины и определения - приводятся определения, используемые в стандарте.

Раздел 4 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации - приводятся рекомендации по менеджменту систем и процессов, а также по использованию принципов менеджмента качества.

Раздел 5 Стратегия и политика - здесь приводятся требования по выработке политики и стратегии, процессы и практические методы.

Раздел 6 Менеджмент ресурсов - данный раздел дополнен требованиями по вовлечению работников, управлению информацией, управлению поставщиками и партнерами, управлению природными ресурсами, а также финансами.

Раздел 7 Менеджмент процессов.

Раздел 8 Мониторинг, измерение, анализ и изменение.

Раздел 9 Улучшения, инновации и обучение.

Приложение А - даются рекомендации по проведению самооценки организации с перечнем вопросов для самооценки.

Приложение B - приводятся общие подходы к процессу постоянного улучшения.

Приложение C - Библиография. Соответствие между ИСО 9004: 2009 и ИСО 9001: 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Единственным  бесспорным подтверждением качества продукции  или услуг компании является независимая  оценка на соответствие требованиям  к качеству выполняемых процессов, регламентированных стандартами серии ISO 9000. Ведь это подтверждение носит  не локальный сиюминутный характер, а поддерживается и подтверждается многолетним опытом работы компаний, сертифицированных по стандартам серии ISO 9000. Сертификат ISO 9000 остается во всем мире проверенным способом подтвердить  высокий статус, серьезный имидж, надежность и респектабельность  компании, заручившись поддержкой авторитетной международной организации ISO.

Стандарты серии ISO 9000, принятые более чем 90 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их численности, объема выпуска и сферы деятельности.

Различие  между подходами систем менеджмента  качества семейства ИСО 9000 и моделями совершенства заключается в их областях применения. Стандарты семейства  ИСО 9000 содержат требования к системам менеджмента качества и рекомендации по улучшению деятельности; оценивание систем менеджмента качества устанавливает  выполнение этих требований. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить  сравнительную оценку деятельности организации, и это применимо  ко всем видам деятельности и ко всем заинтересованным сторонам. Критерии оценки в моделях совершенства обеспечивают организации основу для сравнения  ее деятельности с деятельностью  других организаций.

Семейство стандартов ИСО 9000 было разработано  для того, чтобы помочь организациям, всех видов и размеров, внедрить и обеспечить функционирование эффективных  систем менеджмента качества.

ИСО 9000 описывает основные положения  систем менеджмента качества и устанавливает  терминологию для систем менеджмента  качества.

ИСО 9001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех  случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность  предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям, и направлен  на повышение удовлетворенности  потребителей.

Информация о работе Управление качеством на основе стандартов серии ИСО 9000