Управление качеством продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 15:38, реферат

Описание работы

Понятие «качество» определено стандартом ИСО 8402-94 как «совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, относящихся к его способности выполнять установленные и предполагаемые потребности». Качество формируется с помощью техники на основе соответствующего образа мышления. Такой подход ведет к понятию качества в философии всеобщего управления качеством. Другая формулировка понятия «качество» базируется на нескольких различных точках зрения, с помощью которых можно отразить всю многоаспектность этого понятия.

Файлы: 1 файл

лекции по упр. кач..doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

1. Качество продукции. Значение повышения качества

Понятие «качество» определено стандартом ИСО 8402-94 как «совокупность  свойств и характеристик изделия или услуги, относящихся к его способности выполнять установленные и предполагаемые потребности». Качество формируется с помощью техники на основе соответствующего образа мышления. Такой подход ведет к понятию качества в философии всеобщего управления качеством. Другая формулировка понятия «качество» базируется на нескольких различных точках зрения, с помощью которых можно отразить всю многоаспектность этого понятия.

1. С точки зрения  объективной оценки свойств продукта  качество может быть точно  измерено. Различия в качестве могут быть количественно отражены с помощью определенных характеристик продукта.

2. С точки зрения  покупателя качество продукта  определяется в большей мере  субъективной оценкой потребителя и в меньшей мере — характеристиками самого продукта. Отдельные покупатели имеют различные потребности, причем те товары, которые удовлетворяют эти потребности наилучшим образом, рассматриваются как обладающие наивысшим качеством.

3. С точки зрения  производственного процесса качество  — это соблюдение спецификаций, и каждое отклонение от них  ведет к снижению качества. Наивысшее качество предполагает хорошо проделанную работу, результат которой полностью отвечает предъявляемым требованиям.

4. С точки зрения  соотношения цены и полезности  качество выражается посредством  затрат и цен. Качественный  продукт выполняет определенную функцию по приемлемой цене, а также в соответствии со спецификацией по приемлемым издержкам.

Выделяют следующие  основные причины, почему проблема обеспечения  качества так актуальна в современном производстве:

• качество — главный  критерий для совершения покупки для наиболее значимых покупателей. Потерять заказ из-за недостаточного уровня качества намного хуже, чем из-за слишком высокой цены: так можно потерять клиента навсегда;

• качество всеохватывающе. Предприятие реализует множество  отдельных мероприятий, чтобы противостоять конкуренции. Качество и системы управления качеством предлагают комплекс мероприятий, охватывающий все стадии производственного процесса — продуктовую политику, планирование, маркетинг, сбыт, персонал, инновации и технологию — для того, чтобы предприятие успешно действовало на рынке;

• качество — главный  инструмент снижения издержек. Всегда дешевле делать правильно с первого раза, чем впоследствии исправлять ошибку;

• качество ведет к  упрочению позиций фирмы на рынке. В условиях открытых и либерализованных рынков товары и услуги становятся все более взаимозаменяемыми. Уровень качества товаров становится решающим.

Понятие «качество» можно  рассматривать как двухуровневое. Качество первого уровня - так называемое техническое качество формируется на стадиях исследований, разработок и производства. Управление качеством на этой стадии включает мероприятия по соблюдению необходимого минимума качественных и количественных требований к продукту. Качество второго уровня — коммуникативное качество формируется на стадиях пред- и послепродажного обслуживания. Для обеспечения качества на этих стадиях осуществляются мероприятия, направленные на всестороннее удовлетворение запросов клиентов.

 

2. Система показателей качества продукции

Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Оценивать качество продукции следует только по совокупности показателей, имеющих к нему непосредственное отношение и установленных в соответствии с назначением продукции. Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку установленные и предполагаемые потребности могут со временем меняться: то, что вчера удовлетворяло потребителя, сегодня может оказаться неприемлемым. Регламентация принципов выбора системы показателей отражается в нормативно-справочной документации, количественные методы оценки качества составляют самостоятельный раздел в управлении качеством — квалиметрию.

В зависимости от числа  характеризуемых свойств показатели делятся на единичные и комплексные. Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство изделия. Комплексные показатели принято разделять на обобщенные (характеризуют наиболее существенную совокупность свойств, по которой принято оценивать качество), интегральные (отражают соотношение суммарного полезного эффекта и суммарных затрат эксплуатации) и индексные (отражают соотношение качества разнородной продукции).

По применению показатели разделяются на абсолютные (выражаются в натуральных и стоимостных единицах) и относительные (характеризуют свойства по сравнению с базовым, эталонным или конкурирующим образцом).

По характеризуемым  свойствам показатели качества делятся следующие группы. Показатели назначения характеризуют сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению (например, полезная работа, производительность, мощность). Показатели надежности отражают способность изделия с течением времени выполнять требуемые функции в заданном режиме. Это показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохраняемости. Показатели безопасности оценивают степень безопасности при эксплуатации (потреблении). Примерами могут служить время срабатывания защитных установок, степень изоляции.

Показатели технологичности описывают оптимальное распределение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции (например, материалоемкость, трудоемкость, себестоимость, фондоемкость). Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортировке без ее использования и потребления. Примером может служить продолжительность подготовки к транспортировке. Показатели стандартизации и унификации отражают степень использования стандартных, унифицированных и оригинальных частей в составе изделия. Пример — отношение стандартных частей к общему числу составляющих. Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции.

Эргономические показатели отражают удобство и комфорт эксплуатации (потребления). В эту группу входят подгруппы гигиенических (уровень освещенности, запыленности, шума и др.), антропометрических (обеспечивающих рациональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т. д.), физиологических и психофизиологических (показатели соответствия продукции слуховым, скоростным, энергетическим возможностям человека), а также психологических показателей (соответствие изделия навыкам человека, его возможностям восприятия и переработки информации). Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое воздействие на человека. Здесь выделяют показатели художественной выразительности, рациональности форм, целостности композиции, совершенства производственного исполнения.

Экологические показатели отражают уровень вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации (потреблении) продукции. Они определяют уровень опасных и вредных химических выбросов в окружающую среду, уровень акустических воздействий, уровень электромагнитных, радиационных и других излучений и др. Экономические показатели характеризуют уровень затрат на эксплуатацию (потребление). Примерами могут служить уровень потребления энер гии, затраты на расходные материалы.

По элементам бизнес-процесса показатели качества делятся на следующие  группы:

• информационные (связаны с получением, переработкой и передачей информации);

• материальные (включают обеспечение проведения входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов);

• технико-технологические (связаны с обслуживанием оборудования и его состоянием);

• трудовые (показывают квалификацию персонала, уровень подготовки персонала в области качества);

• организационные (отражают применение прогрессивных методов организации производства).

 

3. Управление качеством

Управление любыми процессами является круговым циклом: планирование (plan, P) — осуществление (do, D) — контроль (check, С) - управляющее воздействие (action, А). Процесс управления качеством также можно представить как последовательность прохождения этих этапов. Цикл РОСА обеспечивает постоянное отслеживание и повышение уровня качества производства. Управление следует организовывать на основе семи комплексов мероприятий (рис. 1):

 

Рис. 1. Цикл управления качеством продукции

1) идентификация проблемы;

2) сбор и анализ  данных;

3) анализ причин;

4) планирование и осуществление  решения проблемы;

5) оценка результатов;

6) стандартизация;

7) подведение итогов  и переход к следующей проблеме.

Повышение требований рынка  к потребляемой продукции, а также усложнение процессов, происходящих на производстве, вынудили предприятия изменить подход к проблеме качества. Недостаточным стало контролировать качество конечного продукта и отдельных составляющих производственного процесса. Необходимым условием выживания в конкурентной борьбе стало создание системы качества, охватывающей все стадии производства, которые оказывают влияние на качество готового изделия; от заключения контракта с поставщиками материалов до сбыта готовой продукции.

Управление качеством  продукции должно осуществляться системно, т. е. на предприятии должна функциoниpoвaть система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством.

Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя так называемую «петлю качества». «Петля качества» — модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях — от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества» (рис. 2):

• маркетинг, поиск и  изучение рынка;

• проектирование и/или  разработка технических требований к продукции;

• материально-техническое  снабжение;

• подготовка и разработка производственных процессов;

• производство;

• контроль и испытания;

• упаковка и хранение;

• реализация и распределение  продукции;

• монтаж и эксплуатация;

• техническая помощь в обслуживании;

• утилизация после использование  изделия.

Система качества должна обеспечивать управление качеством на всех участках «петли качества», участие всех работников в обеспечении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по повышению качества с деятельностью по снижению затрат, обязательность выявления дефектов и устранения вызвавших эти дефекты причин.

 

Рис. 2. «Петля качества» на предприятии

 

В условиях, когда рынок  требует повышения или, по крайней  мере, не снижения уровня качества производимой продукции, была разработана стратегия всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Эта стратегия может быть достигнута в результате вовлечения в процесс управления качеством всего предприятия и всеобщей направленности на цели политики качества.

Всеобщее управление качеством — это долгосрочный интегрированный подход к руководству организацией, гарантирующий в срок и с минимальными затратами обеспечение и повышение качества выпускаемого товара (услуги) на всех стадиях производственного процесса, предполагающий усилия всех сотрудников фирмы по оптимальному удовлетворению потребностей покупателей. Система TQM направлена на процессы между поставщиками и покупателями, а составляют ее следующие элементы:

1) «жесткие» составляющие (персонал, системность, инструментарий);

2) «мягкие» составляющие (вовлеченность, культура, коммуникации).

Процессы «поставщики—покупатели». Основная идея состоит в том, чтобы оптимизировать и обеспечивать высочайшее качество процесса производства. Исходя из потребностей клиентов, устанавливаются и выполняются требования к текущим стадиям процесса по принципу обратного движения (от сбыта до обеспечения сырьем и материалами). Вместе с тем сотрудники и отделы внутри предприятия рассматриваются одновременно и как поставщики, и как потребители.

«Жесткие» составляющие TQM. Невозможно, чтобы только один человек или один отдел мог бы гарантировать эталон качества, хотя ответственность за это возлагается на руководителя предприятия. Качество — в руках персонала и может быть достигнуто только в команде. Улучшение качества происходит в группах, состоящих из сотрудников разных отделов.

Системность, т. е. систематически протекаемые процессы планирования, деятельности, контроля, анализа и корректировки, - одно из основополагающих требований процесса TQM. Системной основой для TQM являются составление планов по качеству и бюджетов, документирование и улучшение хода процессов и распределения ответственности, проведение ревизий и проверок. Минимальные требования к составляющим и документации системы качества отражены в международных стандартах ИСО серии 9000.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии