Управление качеством продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 15:38, реферат

Описание работы

Понятие «качество» определено стандартом ИСО 8402-94 как «совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, относящихся к его способности выполнять установленные и предполагаемые потребности». Качество формируется с помощью техники на основе соответствующего образа мышления. Такой подход ведет к понятию качества в философии всеобщего управления качеством. Другая формулировка понятия «качество» базируется на нескольких различных точках зрения, с помощью которых можно отразить всю многоаспектность этого понятия.

Файлы: 1 файл

лекции по упр. кач..doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Элемент 14. Корректирующие воздействия. Цель — поиск и устранение причин дефектов: работа с рекламациями клиентов, устранение причин появления дефектов, внесение изменений и в методики и инструкции.

Элемент 15. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка. Цель — действия по предотвращению повреждений и снижению качества в ходе логистических операций: безопасное хранение, упаковка в соответствии с надлежащими требованиями, сохранение целостности продукции в процессе транспортировки.

Элемент 16. Управление регистрацией данных о качестве. Цель - сохранение информации по обеспечению качества для ее анализа и предоставления доказательств качества потребителю: хранение данных по качеству.

Элемент 17. Внутренние проверки качества. Цель — определение эффективности системы качества и путей ее улучшения: план проведения внутренних проверок, отчеты по результатам проверок, корректирующие мероприятия по результатам проверок.

Элемент 18. Подготовка кадров. Цель — овладение всеми работниками предприятия навыками по обеспечению качества работы: описание обязанностей, требования к квалификации, потребность в повышении квалификации, план повышения квалификации.

Элемент 19. Техническое обслуживание. Цель — проведение технического обслуживания при вводе в эксплуатацию: гарантийное и послегарантийное обслуживание, послепродажное обслуживание.

Элемент 20. Статистические методы. Цель — внедрение подходящих статистических методов контроля: определение адекватных статистических методов для проверки процесса.

Соблюдение на предприятии  стандартов ИСО 9000 подтверждается сертификатом, выданным независимой организацией по результатам проведения сертификации системы качества. Такой сертификат признан во всем мире и является достаточной для покупателя гарантией качества продукции. Наличие сертификата на соответствие системы качества предприятия нормам ИСО 9000 становится значительным конкурентным преимуществом, может быть использовано в качестве инструмента маркетинга для создания имиджа предприятия. В некоторых отраслях сертификат ИСО 9000 является необходимым условием для нормального функционирования, получения заказов.

Стандарты ИСО 9000 могут  быть применены на любой фирме, функционирующей  в любой отрасли и в любой стране мира. Различным будет лишь наполнение элементов системы качества.

 

5. Основные требования системы менеджмента качества в соответствии с нормами ИСО 9001

15 августа  2001 г. Постановлением Госстандарта  России (N 333-ст) принят и введен  в действие ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ТРЕБОВАНИЯ». Стандарт представляет собой идентичный текст стандарта ИСО 9001-2000 "Системы менеджмента качества. Требования".

При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установленные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001.

Процессный  подход

Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

Для успешного  функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Применение  в организации системы процессов  наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться "процессным подходом".

Преимущество  процессного подхода состоит  в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

а) понимания  и выполнения требований;

б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;

в) достижения результатов  выполнения процессов и их результативности;

г) постоянного  улучшения процессов, основанного  на объективном измерении.

Приведенная на рисунке 3 модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований. Приведенная на рисунке 3 модель охватывает все основные требования настоящего стандарта, не детализируя их.

Примечание. Кроме  того, ко всем процессам может применяться  цикл "Plan - Do - Check - Act" (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так:

планирование (plan) - разработайте цели и процессы, необходимые  для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;

осуществление (do) - внедрите процессы;

проверка (check) - постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах;

действие (act) - предпринимайте действия по постоянному улучшению  показателей процессов.

 

               ┌──────────────────────────┐

               │   ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ   │

┌────────┐     │   СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА    │<───┐  ┌────────────┐

│ПОТРЕБИ-│     │         КАЧЕСТВА         │    │  │ПОТРЕБИТЕЛИ │

│ТЕЛИ (И │     └──────────────────────────┘    │  │(И ДРУГИЕ   │

│ДРУГИЕ  │ ┌─────────────────────────────────┐ │  │ЗАИНТЕРЕСО- │

│ЗАИНТЕ- │ │        ┌───────────────┐        │ │  │ВАННЫЕ      │

│РЕСОВАН-│<┼ - - -> │ОТВЕТСТВЕННОСТЬ│<──┐    │ │  │СТОРОНЫ)    │

│НЫЕ     │ │   ┌─── │  РУКОВОДСТВА  │   │    │ │  │           │

│СТОРОНЫ)│ │   \/   └───────────────┘   │    │ │  │            │

│        │ │┌────────────┐┌─────────────────┐│─┘  │┌──────────┐│

│        │ ││ МЕНЕДЖМЕНТ ││ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ││    ││Удовлетво-││

│        │ ││  РЕСУРСОВ  ││   И УЛУЧШЕНИЕ   │<- - >│ренность  ││

│        │ │└────────────┘└─────────────────┘│    │└──────────┘│

│        │ │ │                       /\      │    │            │

│        │ │ └─>┌────────────────┐ ───┘      │    │            │

│┌──────┐│Вход  │    ПРОЦЕССЫ    │┌─────────┐Выход│            │

││Требо-├┼─┼───>│ЖИЗНЕННОГО  ЦИКЛА├┤Продукция├┼───>│            │

││вания ││ │    │    ПРОДУКЦИИ   │└─────────┘│    │            │

│└──────┘│ │    └────────────────┘           │    │            │

└────────┘ └─────────────────────────────────┘    └────────────┘

 

    Условные обозначения:

    -----> - деятельность, добавляющая  ценность;

    - - -> - поток информации.

 

Рисунок 3. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 устанавливает требования к  системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.

Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таких как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими системами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать действующую систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта.

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе  менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

а) нуждается  в демонстрации своей способности  всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

б) ставит своей  целью повышение удовлетворенности  потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.

Примечание. В  настоящем стандарте термин "продукция" применим только к предназначаемой для потребителя или затребованной им продукции.

Требования  настоящего стандарта предназначены  для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции.

Если какое-либо требование(я) настоящего стандарта  нельзя применить ввиду специфики  организации и ее продукции, допускается его исключение.

В настоящем  стандарте применяют термины  и определения, данные в ГОСТ Р  ИСО 9000.

Приведенные ниже термины, используемые в этом издании ГОСТ Р ИСО 9001 для описания цепи поставки, были изменены для отражения применяемого в настоящее время словаря терминов.

 

           поставщик -------> организация -------> потребитель

 

Термин "организация" заменяет термин "поставщик", используемый в ГОСТ Р ИСО 9001-96, и относится к объекту, в отношении которого применяется настоящий стандарт. Кроме того, термин "поставщик" заменяет термин "субподрядчик".

В тексте настоящего стандарта термин "продукция" может означать также "услугу".

Примечание. Ниже приведены два термина, содержащиеся в ГОСТ Р ИСО 9000, эквиваленты которым  отсутствуют в русском языке.

Верификация - подтверждение  на основе представления объективных  свидетельств того, что установленные  требования были выполнены (ГОСТ Р ИСО 9000, 3.8.4).

Валидация - подтверждение  на основе представления объективных  свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены (ГОСТ Р ИСО 9000, 3.8.5).

Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Организация должна:

а) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации;

б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

в) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения  результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;

г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых  для поддержки этих процессов и их мониторинга;

д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

е) принимать  меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов  в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Если организация  решает передать сторонним организациям выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечивать со своей стороны контроль за таким процессом. Управление им должно быть определено в системе менеджмента качества.

Примечание. В процессы, необходимые  для системы менеджмента качества, о которых речь шла выше, рекомендуется включать процессы управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла продукции и измерения.

Документация системы  менеджмента качества должна включать:

а) документально оформленные  заявления о политике и целях в области качества;

б) руководство по качеству;

в) документированные процедуры, требуемые настоящим стандартом;

г) документы, необходимые  организации для обеспечения  эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;

д) записи, требуемые настоящим стандартом.

Примечания. 1. Там, где в  настоящем стандарте встречается  термин "документированная процедура", это означает, что процедура разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.

2. Степень документированности системы менеджмента качества одной организации может отличаться от другой в зависимости от:

а) размера организации  и вида деятельности;

б) сложности и взаимодействия процессов;

в) компетентности персонала.

3. Документация может  быть в любой форме и на любом носителе.

Организация должна разработать  и поддерживать в рабочем состоянии  руководство по качеству, содержащее:

а) область применения системы  менеджмента качества, включая подробности  и обоснование любых исключений;

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии