Управление качеством. Ярославская система НОРМ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.
Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и понятие качества продукции
2. Принципы обеспечения и управления качеством продукции
3. Создание систем качества на предприятиях, этапы работ и краткая характеристика
4. Ярославская система НОРМ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

УК.docx

— 32.24 Кб (Скачать файл)

 

                              Содержание

 

Введение

1. Сущность и понятие качества  продукции

2. Принципы обеспечения и управления  качеством продукции

3. Создание систем качества на  предприятиях, этапы работ и краткая  характеристика

4. Ярославская система НОРМ

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 
Проблема качества является важнейшим  фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее  эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация  производства, маркетинг и др.

Важнейшей составляющей всей системы  качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки  понятия качество.

Улучшение качества продукции - важнейшее  направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством  продукции и эффективностью производства.

Системы управления качеством, действующие  на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и  практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и  принципы, которые могут применяться  в каждой из них.

Целью моей работы является обзор  научных данных по управлению качеством продукции по Ярославской системе НОРМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность  и понятие качества продукции

 

Проблема обеспечения качества является очень важной для любого промышленного предприятия. Поэтому  в современных условиях предприятия  уделяют особое внимание обеспечению  высокого качества продукции путем  разработки и осуществления системы  управления качеством продукции.

Обеспечение качества предусматривает  разработку стандартов качества, распределения  ответственности за качество и контроль качества работ.

Интерес к качеству продукции и  способам управления им возник давно, что и обусловливает наличие  множества подходов к определению  понятия качества.

Качество - это философская категория. Считается, что она впервые была подвергнута анализу Аристотелем  еще в III в. до н. э., который под качеством понимал различие между предметами по признаку "хороший — плохой".

Существует, например, философское  определение качества, данное Гегелем - Качество есть в первую очередь  тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно  теряет свое качество.

Известный японский ученый К. Исикава под качеством понимал свойство, реально удовлетворяющее потребителей.

ГОСТ 15467—П9 трактовал качество продукции  как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В 1986 г. Международной организацией по стандартизации (ISO) были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. Качество — совокупность свойств и характеристик  продукции или услуги, которые  придают им способность удовлетворять  обусловленные или предполагаемые потребности.

В 1994 г. терминология была уточнена. Стандартизировано  следующее определение качества: качество - совокупность характеристик  объекта, относящихся к его способности  удовлетворять установленным и  предполагаемым потребностям.

В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понятиях качества лежит между  его пониманием в условиях командно-административной и рыночной экономики. Так, в командно-административной экономике качество трактуется с  позиции производителя, в то время  как в рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.

Вместе с тем нельзя рассматривать  качество изолированно с позиций  производителя и потребителя. Качество объекта, как правило, не сводится к  отдельным его свойствам, а связано  с объектом как целое, охватывая  его полностью, и неотделимо от него. Качество продукции имеет внутренние и внешние компоненты. Внутренние компоненты качества - это характеристики, внутренне присущие выпускаемому изделию: срок службы, отсутствие дефектов, технические  характеристики, дизайн. Внешние компоненты - соответствие изделия вкусам потребителя, конкурентоспособность.

В последнее время широкое распространение  получили рекламные термины качества, связанные с понятием "хорошо - плохо", "лучше - хуже", "выше - ниже". Как правило, для выражения  превосходной степени и количественных характеристик при проведении технических  оценок термин качество не используется изолированно. Чтобы выразить эти  значения, должно применяться качественное прилагательное или обобщенная мера потребительской стоимости. Например, могут использоваться следующие термины: "относительное качество" и "уровень качества".

Современный менеджмент качества базируется на результатах исследований, выполненных  крупными зарубежными корпорациями по программам консультантов по управлению качеством. В результате в центре внимания оказались следующие направления улучшения работы в области качества: заинтересованность руководства высшего звена; образование совета по улучшению качества работы; вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения работы; обеспечение коллективного участия; обеспечение индивидуального участия; создание групп по совершенствованию систем (групп регулирования процессов); более полное вовлечение поставщиков; обеспечение качества функционирования систем управления; разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии улучшения работы; создание системы признания заслуг.

Несмотря на то, что движение за улучшение качества продукции к  России существовало с периода проведения индустриализации, однако с течением времени становилось ясно, что  устойчивого совершенствования  качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и  даже крупных, но разрозненных мероприятий.

Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного существования технических, организационных, экономических и  социальных мероприятий на научной  основе можно быстро и устойчиво  совершенствовать качество продукции.

Современное управление качеством  исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может  быть эффективной после того, как  продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая  предшествует процессу производства.

"Качество определяется действием  многих случайных, местных и  субъективных факторов. Для предупреждения  влияния этих факторов на уровень  качества необходима система  управления качеством. При этом  нужны не отдельные разрозненные  и эпизодические усилия, а совокупность  мер постоянного воздействия  на процесс создания продукта  с целью поддержания соответствующего  уровня качества."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Создание систем качества на предприятиях, этапы работ и краткая характеристика

 
По мере развития экономических  реформ в России все большее внимание уделяется качеству. В настоящее  время одной из серьезных проблем  для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей  обеспечить производство конкурентоспособной  продукции.

Под системой качества понимается совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых  для осуществления общего руководства  качеством (административного управления качеством).

Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие  у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим  органом.

Система качества должна учитывать  особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции, и её внедрение.

Создание эффективной системы  качества невозможно без знания этапов формирования системного подхода к  управлению качеством продукции, как  в отечественной практике, так  и за рубежом.

"Системный подход предполагает  изучение того или иного объекта  как системы целостного комплекса  взаимосвязанных элементов в  единстве со средой, в которой  они находятся. Каждая система  должна иметь целевое назначение, которое определяет характер  взаимодействия и взаимосвязей  всех элементов и подсистем  системы."

В ней в первую очередь необходимо выделять объект управления (управляемую  подсистему) и субъект управления (управляющую систему). Между которыми, должны осуществляться связи по прямому (от субъекта к объекту управления - информация и воздействия) и обратному (от объекта к субъекту - информация о состоянии объекта управления) канала связи. Каждая из систем должна быть открытой и иметь вход, выход, прямые и обратные связи с внешней средой, системами более высокого и низкого порядка.

Наиболее характерными представителями  системной организации работ  по праву считаются:

- Саратовская система бездефектного  изготовления продукции и сдачи  ее ОТК и заказчику с первого  предъявления (БИП);

- Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), разработанная  рядом проектно-конструкторских  организаций Горьковской области;

- Ярославская система НОРМ (научная  организация работ по увеличению  мотто-ресурса;

- Львовская комплексная система  управления качеством продукции  (КС УКП) и др.

На предприятиях Советского Союза  системный подход начал применяться  в 1940—1950-х гг., т. е. через 20 лет после  организации отделов технического контроля продукции (ОТК).

В процессе работы ОТК стало ясно, что в условиях относительно высокой  технической оснащенности производственных подразделений, роста производительности труда и недостаточной ответственности  за качество рабочих-изготовителей, вследствие слабой оснащенности средствами контроля качества продукции ОТК из активных органов предупреждения и профилактики брака превратились в отделы элементарных "разбраковщиков" выпускаемой продукции.

Далее возникла необходимость перехода на децентрализованную систему контроля качества изготавливаемой продукции, что заставило трудовые коллективы осуществлять поиск новых методов  обеспечения качества.

В 1950-е гг. получила распространение  Саратовская система организации  бездефектного изготовления продукции  и сдачи ее с первого предъявления (БИП).

Цель системы — создание условий  производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений  от технической документации. Таким  образом, был найден механизм активизации  участников производственного процесса, стимулирующий их к выявлению  и устранению не дефектов, а причин дефектов.

Принцип системы организации бездефектного  изготовления продукции лег в  основу системы бездефектного труда (СБТ).

Система бездефектного труда впервые  была разработана и внедрена на Львовском  заводе телеграфной аппаратуры в начале 1960-х гг.

Основной целью системы бездефектного  труда являлось обеспечение выпуска  продукции отличного качества, высокой  надежности и долговечною, ста путем  повышения ответственности и  стимулирования каждого работника  предприятия и производственных коллективов за результаты их труда.

"Основным критерием, характеризующим  качество труда и определяющим  размер материального поощрения,  являлся коэффициент качества  труда, который вычислялся для  каждого работника предприятия  за установленный промежуток  времени путем учета количества  и значимости допущенных производственных  нарушений."

В 1957—1958 гг. на машиностроительных предприятиях г. Горького (Нижнего Новгорода) впервые была разработана и внедрена система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). Данная система предусматривает широкое, устойчивое и постоянное взаимодействие между опытно-конструкторским бюро и заводом, осуществляющим серийное производство.

Одной из основных задач применения системы КАНАРСПИ было выявление  и устранение возможных причин дефектов на до-производственной стадии и в процессе подготовки производства новых изделий. В связи с этим значительное развитие получило опытное производство, стандартизация и унификация, а также общетехнические системы стандартов, такие как Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП).

Таким образом, основным положительным  моментом, характерным для системы  КАНАРСПИ, является то, что она выходит  за рамки стадии изготовления продукции  и охватывает многие виды работ на стадии исследования и проектирования и на стадии эксплуатации.

В середине 1960-х гг. на Ярославском  моторном заводе "Автодизель" была внедрена система НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурсов), основной целью которой, являлось увеличение надежности и долговечности выпускаемых двигателей.

В основу системы НОРМ положен принцип  последовательного и систематического контроля уровня моторесурса и периодического его увеличения на базе повышения надежности и долговечности деталей. Особое внимание уделялось разработке конструкции и технологии, обеспечивалось повышение технического уровня и качества двигателя.

В 1990-е гг. при переходе к рыночным условиям директивные методы управления стали терять свою силу, появилась  конкуренция товаропроизводителей, которые напрямую ощутили требования мирового сообщества к качеству продукции.

Вместе с тем появились законодательные  акты, регулирующие вопросу безопасности продукции. Таким образом, главным  достижением этого этапа формирования системного подхода управления качеством  стало внедрение стандартов ISO 14000 и OS-9000.

Информация о работе Управление качеством. Ярославская система НОРМ