Управление проектамми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Изучение прогнозов. В связи с тем, что на начальной (прединвестиционной) фазе определяется эффективность проекта, ее проработке уделяют значительное внимание; анализ проектов стал самостоятельной, динамично развивающейся областью знаний.

Содержание работы

1. Прединвестиционные исследования…………………………………………...…..3
2. Проектный анализ……………………………………………………….…………10
3. Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта……………..16
Список литературы……………………………………….……………………...……19

Файлы: 1 файл

кр управление проектами сытник.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Результат за любой год

Прирост объема продукции проекта

Цена единицы продукции проекта

Затраты за любой год

Прирост объема ресурсов на производство

Стоимость единицы продукции


 

Показатели и система методов оценки эффективности инвестиций с учетом стоимости денег во времени приведены в гл. 12.

Структура проектного анализа. Принято различать следующие виды проектного анализа:

  • технический;
  • финансовый; - коммерческий; - экологический;
  • организационный (институциональный);
  • социальный;
  • экономический (рассмотрен в гл. 12).

До принятия решения об осуществлении проекта необходимо рассмотреть все его аспекты на протяжении всего проектного цикла.

Этот перечень в какой-то степени отражает последовательность выполнения специальных видов анализа (разумеется, это не означает возможности совмещения во времени работ по их выполнению).

В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают:

  • технико-технологические альтернативы;
  • варианты местоположения;
  • размер (масштаб, объем) проекта;
  • сроки реализации проекта в целом и его фаз;
  • доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и других потребных ресурсов;
  • емкость рынка для продукции проекта;
  • затраты на проект с учетом непредвиденных факторов;
  • график проекта.

Эти задачи решаются (с возрастающей точностью) на стадиях предынвестиционных исследований, ТЭО (проекта) строительства и разработки рабочей документации.

В процессе поэтапно проводимого технического анализа уточняются смета и бюджет проекта. При этом уточняются физические и ценовые непредвиденные факторы, которые приводят к непредвиденным расходам.

В ряде стран делаются попытки установить уровни этих непредвиденных расходов. Так, в США этот уровень колеблется от 5% (для простых, стандартных проектов) до 15% (для сложных, уникальных).

Задача коммерческого анализа— оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом.

В общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем:

  • маркетинг;
  • источники и условия получения ресурсов;
  • условия производства и сбыта.

В результате коммерческого анализа надлежит ответить на такие вопросы, как:

    • где будет продаваться продукция?
    • имеет ли рынок достаточную емкость, чтобы поглотить всю выпускаемую продукцию без влияния на ее цену?
    • - если вероятно подобное влияние на цену, то каково оно?
    • останется ли проект жизнеспособным, с финансовой точки зрения, при новой цене?
    • какую долю общей емкости рынка может обеспечить предлагаемый проект?
    • предназначена ли выпускаемая продукция для местного потребления или идет на экспорт?
    • какие финансовые мероприятия потребуются для продвижения продукции на рынок и какие резервы надлежит предусмотреть в проекте для финансирования маркетинга?
    • способны ли существующие методы поставок гарантировать своевременность поставок и устранить перебои?
    • - практикуются ли конкурсные торги для установления справедливых цен?
    • -кто разрабатывает спецификации на необходимые закупки?

Экологический анализ занимает особое место в проектном анализе, т. к. взаимоотношения между деятельностью человека и окружающей средой недостаточно изучены, и, что самое главное, несовершенные с этой точки зрения решения приводят к необратимым изменениям в окружающей среде.

Задача экологического анализа инвестиционного проекта — установление потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также определение мер, необходимых для смягчения или предотвращения этого эффекта. Иначе говоря, следует находить такие средства достижения целей проекта, которые не уменьшают «емкость экосистемы.

Поэтому в план проекта должны включаться соответствующие руководящие стандарты, а также меры обеспечения соблюдения этих стандартов. По данным Всемирного банка, расходы на необходимые меры по защите окружающей среды составляют не более 3% общих затрат на проект.

Существенно больших — до 10% — затрат требуют те проекты, которые нуждаются во включении защитных мер после завершения их разработки.

Проведение стандартного анализа экономической эффективности экологических проектов часто не представляется возможным, т. к. экологические затраты и результаты нередко очень трудно рассчитать. В этих случаях прибегают к т.н. качественному анализу (влияния, например, какого-то загрязняющего вещества на зрение, обоняние, вкусовые ощущения человека; на животных, растения; на коррозию). Тем не менее качественный анализ, как и количественный, должен показать разницу между ситуациями «с проектом и «без проекта».

Требования к оценке воздействия хозяйственной деятельности предприятия на отдельные компоненты окружающей среды изложены во «Временной инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности в предпроектных и проектных материалах».

Цель организационного анализа — оценить организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться и эксплуатироваться, а также выработать необходимые рекомендации в части:

  • менеджмента;
  • организационной структуры;
  • планирования;
  • комплектования и обучения персонала;
  • финансовой деятельности;
  • координации деятельности; - общей политики.

Основные задачи организационного анализа:

  • определение задач участников проекта применительно к действующему законодательству и
  • подзаконным актам (инструкциям, регламентам и пр.);
  • оценка сильных и слабых сторон участников проекта с точки зрения материально-технической базы, квалификации, структур, финансового положения;
  • оценка возможного влияния законов, политики и инструкций на судьбу проекта — особенно в части защиты окружающей среды, заработной платы, цен, государственной поддержки, внешнеэкономических связей;
  • разработки мер по устранению слабых сторон участников проекта, выявленных в процессе анализа, а также снижению отрицательного воздействия окружения проекта (законы, политика, инструкции);
  • разработка предложений по совершенствованию вышеупомянутых организационных факторов, влияющих на эффективность проекта.

Цель социального анализа — определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей. Результаты социального анализа должны обеспечить возможность стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями, которая располагала бы поддержкой населения и способствовала достижению целей проекта.

Социальный анализ сосредотачивает внимание на 4 основных областях:

  • -социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом
  • (количественные характеристики и социальная структура);
  • - организация населения в районе действия проекта, включая структуру семьи, наличие рабочей
  • силы, доступ к контролю за ресурсами;
  • -приемлемость проекта для местной культуры;
  • -стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся результатами проекта.

Следует отметить: социальный анализ весьма сложен — прежде всего, по причине затруднительности применения формальных методов и отсутствия стандартных методик и процедур.

Вместе с тем, успешное его проведение способствует улучшению плана проекта, а также эффективности проекта в целом.

Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках определения экономической эффективности.

Основные виды социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности:

  • изменение количества рабочих мест в регионе;
  • улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
  • изменение условий труда работников;
  • изменение структуры производственного персонала;
  • изменение надежности снабжения населения отдельными видами товаров;
  • изменение уровня здоровья работников и населения;
  • экономия свободного времени населения.

Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры — обязательные условия его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе результатов проекта не подлежат.

 

3. ОЦЕНКА ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ  И ФИНАНСОВОЙ

РЕАЛИЗУЕМОСТИ ПРОЕКТА

Для оценки жизнеспособности проекта сравнивают варианты проекта с точки зрения их стоимости, сроков реализации и прибыльности. В результате такой оценки инвестор (заказчик) должен быть уверен, что на продукцию, являющуюся результатом проекта, в течение всего жизненного цикла будет держаться стабильный спрос, достаточный для назначения такой цены, которая обеспечивала бы покрытие расходов на эксплуатацию и обслуживание объектов проекта, выплату задолженностей и удовлетворительную окупаемость капиталовложений.

Эта задача решается в рамках Обоснования инвестиций (см. выше) и выполняется группой заказчика или независимой консультационной фирмой.

Оценка жизнеспособности проекта призвана ответить на следующие вопросы:

  • возможность обеспечить требуемую динамику инвестиций
  • способность проекта генерировать потоки доходов, достаточных для компенсации его инвесторам
  • вложенных ими ресурсов и взятого на себя риска.

В качестве базы сравнения как при наличии ряда альтернативных вариантов, так и единственного варианта, принимается т. н. ситуация «без проекта». Это означает, что в случае, например, проекта реконструкции предприятия следует сравнивать показатели проекта с показателями действующего предприятия, а при намерении строить новое предприятие — с ситуацией «без строительства нового предприятия».

Работа по оценке жизнеспособности проекта обычно проводится в 2 этапа:

1) из альтернативных вариантов  проекта выбирается наиболее  жизнеспособный;

2) для выбранного варианта  проекта подбираются методы финансирования  и структура инвестиций, обеспечивающие максимальную жизнеспособность проекта.

Жизнеспособность проекта оценивают с помощью методов анализа эффективности вариантов проекта, приведенных в гл. 12.

Финансовая реализуемость - показатель (принимающий два значения — «да или «нет»), характеризующий наличие финансовых возможностей осуществления проекта. Требование финансовой реализуемости определяет необходимый объем финансирования ИП. При выявлении финансовой нереализуемости схема финансирования и, возможно, отдельные элементы организационно-экономического механизма проекта должны быть скорректированы.

Финансовая реализуемость проверяется для совокупного капитала всех участников проекта, исключая общество (но включая государство и всех коммерческих участников, в том числе и кредиторов). Денежные потоки, поступающие от каждого участника в проект, являются в этом случае притоками (и берутся со знаком «плюс»), а потоки, поступающие к каждому участнику из проекта, — оттоками (со знаком «минус»). Помимо этого, рассматривается денежный поток самого проекта (в данном случае сумма потоков от выручки и прочих доходов — это притоки, записывающиеся со знаком «плюс», плюс инвестиционные и производственные затраты, не считая налогов, — оттоки, записывающиеся со знаком «минус»).

Итак, проект финансово реализуем, если на каждом шаге расчета алгебраическая (с учетом знаков) сумма притоков и оттоков всех участников и денежного потока проекта является неотрицательной.

Пример. Рассмотрим проект, который осуществляется тремя фирмами и двумя банками. Финансовое участие государства сводится к получению налогов. Пусть на некотором шаге денежные потоки описываются в табл. 1.

 

 

 

 

 

 

     Таблица 1.

ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ

№ п/п

Наименование элемента денежного потока

Значение

1.

Выручка от реализации (с НДС, акцизами и пошлинами)

+ 2100 единиц 

2.

Производственные затраты (с НДС за материальные затраты)

- 600 единиц 

3.

Налоги, получаемые государством

- 500 единиц 

4.

Поток фирмы № 1 (фирма получает деньги на этом шаге)

- 600 единиц 

5.

Поток фирмы № 2 (фирма получает деньги па этом шаге)

- 700 единиц 

6.

Поток фирмы № 3 (фирма вкладывает деньги на этом шаге)

+ 200 единиц 

7.

Поток банка № 1 (получение банком процентов)

- 100 единиц 

8.

Поток банка № 2 (выдача банком займа)

+ 300 единиц 

Информация о работе Управление проектамми