Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:09, контрольная работа
Целью работы является анализ специфики управления затратами на обеспечение качества продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты понятия качества и затрат;
Изучить методы учета и анализа затрат на обеспечение качества продукции;
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 Качество как экономическая категория. затраты влияющие на это качество……………………………………………………………………………5
1.1 Понятие качества продукции………………………...…………………...….5
1.2 Понятие затрат на качество продукции…………………………………….10
ГЛАВА 2 Затраты на обеспечение качества продукции и управление ими…18
2.1 Виды затрат на качество и управление ими………………………………..18
2.2 Учет и методы анализа затрат на качество продукции………..…………..22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА
1 Качество как экономическая категория.
затраты влияющие на это качество………………………………………………
1.1 Понятие
качества продукции………………………...…………………..
1.2 Понятие затрат на качество продукции…………………………………….10
ГЛАВА 2 Затраты на обеспечение качества продукции и управление ими…18
2.1 Виды затрат на качество и управление ими………………………………..18
2.2 Учет и методы анализа затрат на качество продукции………..…………..22
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
В жизни мы часто употребляем понятие «качество»: деловые качества, качество продукции, услуг, труда, качество жизни и др.
Значительное влияние на качество образа жизни оказывает материальная среда–качество товаров и услуг. Поэтому проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.
Товары, которые обладают соответствующей прибыльностью, должны находить постоянный сбыт. Покупая товары, потребитель оплачивает их стоимость не только потому, что они необходимы, но и потому, что они ему понравились. Поскольку внешний вид этих товаров, удобство в обращении, срок службы, технические характеристики, условия гарантийного обслуживания – решающие моменты при определении их цены, то потребитель оплачиваем покупку в соответствии с фактором «возлагаемых надежд» или «степенью полезности товара». Таким образом, необходимыми условиями определяющими сбыт товара, является убежденность потребителя в его гарантированном качестве и его цена.
Никакие рыночные цели организации не могут быть достигнуты, если ее продукция не пользуется спросом. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятия. Следовательно, с развитием конкуренции производителей появляется насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью, что позволяет эффективнее управлять предприятием и добиваться более высокой прибыли.
Раньше на отечественных предприятиях проблеме оценки и учета затрат на качество не уделялось должного внимания. Поскольку с переходом к рыночным отношениям информации о затратах на качество предназначается одна из ключевых ролей не только в принятии решений в области управления качеством, но и выработке всей стратегии поведения предприятия, особо важное значение приобретает ее учет и анализ.
Целью работы является анализ специфики управления затратами на обеспечение качества продукции.
Объектом исследования являются затраты на обеспечение качества продукции.
Предметом исследования – совокупность теоретических и методологических вопросов по управлению затратами на обеспечение качества продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ГЛАВА 1 КАЧЕСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ЗАТРАТЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО
1.1 Понятие качества продукции
Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер. Качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.
От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой – это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.
В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных – уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно вышло на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Новейший подход к стратегии
предпринимательства
Качество – синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов – от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.
Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Являясь продуктом труда, качество товара – категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительской стоимостью.
Потребительная стоимость
Следовательно, потребительная стоимость составляет основу качества, а последнее отражает уровень потребительной стоимости, т.е. количественное удовлетворение общественной потребности в продукции.
Существует большое разнообразие определений понятия «качество», а также его восприятий. Например, субъективное понятие и восприятие качества может представлять собой степень удовлетворения потребности. Мнение о качестве меняется со временем, оно зависит от уровня информации об объекте, от технических средств обнаружения характеристик объекта и т.д.
Понятие «качество» впервые было изучено Аристотелем в III в. до н. э. Он определял качество как различие между предметами или дифференциацию по признаку «хороший – плохой». Гегель определял качество как тождественную с бытием определенность, следовательно, нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество.
В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия «качество». Однако основное определение понятия «качество» дала международная организация по стандартизации. Она определила качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством». Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества, что дало толчок возникновению самостоятельного направление менеджмента – менеджмент качества. На сегодняшний день ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (Total Quality Management) – всеобщим менеджментом качества.
Стандарты ИСО серии 9000 – это набор требований по обеспечению управления качеством продукции и услуг. Они описывают базовые принципы построения работы предприятия, т.е. имеют отношение не к работе отдельных подразделений, отвечающих за контроль качества, а к предприятию в целом. Можно сказать что, стандарты ИСО серии 9000 представляют собой общие требования к такому построению системы учета и управления на предприятии, чтобы можно было гарантировать работу всего предприятия в соответствии с требованиями системы качества.
Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции.
Экономическое содержание категории качества обуславливается оценкой общественной полезности продукта, мерой которой является общественно необходимое качество. Оно предопределяет достижение такого уровня потребительских свойств продукции, который обеспечил бы удовлетворение потребностей общества при наиболее рациональном использовании имеющихся в его распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
До настоящего времени среди специалистов нет единства в определении понятия “качество продукции”. Как правило, эти определения неполны, многообразны, неточны, но в каждом случае они отвечают конкретным потребностям общества.
Известно, что для производства той или иной продукции, выполнения работы, оказания услуг, необходимо осуществить целый ряд операций, подготовительных работ. Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.
Формирование качества продукции начинается на стадии ее проектирования. Например, в фазе исследования разрабатывают технические и экономические принципы, создают функциональные образцы (модели). После этого создается основа производственной документации и опытный образец. Затем идет стадия конструктивно-технологических работ, на которой непосредственно подготавливают внедрение изделия в производство.
С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация производства, появились автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими системами. Возникло такое понятие как «надежность». Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. И в связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов.
Существует теория, что качество изделия может проявляться в процессе потребления. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.
Идея такого подхода к определению качества продукции принадлежит голландскими ученым Дж. Ван Этингеру и Дж. Ситтигу. Ими разработана специальная область науки квалиметрия. Квалиметрия – это наука о способах измерения и квантификации показателей качества. Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависти от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того, чтобы судить о качестве продукта недостаточно только данных о его свойствах. Необходимо учитывать и условия, в которых продукт будет использован. По мнению Дж. Ван Этингера и Дж. Ситтига, качество может быть выражено цифровыми значениями, если потребитель в состоянии группировать свойства в порядке их важности. Они считали, что качество – величина измеримая и, следовательно, несоответствие продукта предъявляемым к нему требованиям может быть выражено через какую-либо постоянную меру, которой обычно являются деньги.
Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества не может быть осуществлена сертификация продукции.
1.2 Понятие затрат на качество продукции
Глобализация мировой экономики и жестокая конкуренция на внутренних и международных рынках вынуждают предприятия, стремящиеся выживать и развиваться, активно искать способы получения дополнительных конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность любого предприятия, независимо от его размеров, организационно-правовой формы и сферы деятельности, зависит в первую очередь от качества продукции и услуг, а также соизмеримости цены с качеством, т.е. от того, в какой степени продукция или услуги предприятия отвечают требованиям потребителей. Организационным средством достижения целей в области увеличения показателей хозяйственной деятельности выступает система менеджмента качества.
В связи с этим большое значение имеет величина затрат на создание качественного продукта и ее сравнение с аналогичными затратами у конкурентов. В первую очередь, это возросший интерес к затратам на качество, как одной из основных составляющих конкурентоспособности. В этой связи производители ставят целью минимизацию затрат, связанных с созданием качественного продукта. Поэтому все большую важность приобретает управление затратами на качество. Развитие концепции Total Quality Management – TQM (Всеобщее управление качеством), внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 подчеркивают актуальность проблемы управления затратами на качество. Исследование вопросов классификации, планирования, анализа, оценки, оптимизации затрат на качество является экономически необходимым и важным, так как решение этих вопросов является одной из ключевых проблем современной науки об управлении качеством. Руководству отечественных предприятий необходимо четко понимать значимость управления затратами на качество, так как старые подходы и методы в управлении уже давно не отвечают требованиям времени. Соответственно, проблема затрат на качество должна стать одной из главных в деятельности предприятий по управлению качеством в сложившихся условиях рынка.