Условия принятия верного управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 19:49, реферат

Описание работы

Решение называется управленческим, если оно, разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на:
1. стратегическое планирование деятельности организации;
2. управление управленческой деятельностью;
3. управление человеческими ресурсами (активизация знаний, умений, навыков);
4. управление производственной и обслуживающей деятельностью;
5. формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм управления и техническое обеспечение)

Файлы: 1 файл

УР.docx

— 25.13 Кб (Скачать файл)

     1. Управленческое решение  и его качество

     Решение называется управленческим, если оно, разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на:

     1. стратегическое планирование деятельности  организации;

     2. управление управленческой деятельностью;

     3. управление человеческими ресурсами  (активизация знаний, умений, навыков);

     4. управление производственной и  обслуживающей деятельностью;

     5. формирование системы управления  компании (методология, структура,  процесс, механизм управления  и техническое обеспечение);

     6. управленческое консультирование;

     7. управление внутренними или внешними  коммуникациями.

     Термин  «управленческое решение» употребляется  в двух основных значениях -- как процесс и как явление. Как процесс управленческое решение -- это выполнение восьми основных процедур: информационная подготовка, разработка вариантов, согласование вариантов, выбор одного варианта, утверждение, реализация, контроль выполнения управленческого решения и информирование инициатора решения.

     Как явление управленческое решение -- это набор мероприятий, направленных на разрешение рассматриваемой проблемы в форме постановления, приказа в устном или письменном виде.

     Качество -- это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности человека или общества. Качество оценивают по функциональной пригодности, эксплуатационным характеристикам, степени безопасности и надежности и т.д. Признаком хорошего качества является наличие подтверждающих сертификатов, выданных авторитетными фирмами или персоналиями.

     Качество  управленческой деятельности -- это степень соответствия ее общепринятым требованиям или стандартам. Обычно о качестве управленческой деятельности судят по качеству управленческих решений На качество продукции оказывают влияние не только технический уровень производства, состояние экономики и организации производства, но и профессионализм и культура управленческих решений.

     Недостаточное внимание к методологии и процессу управления снижает огромные усилия, направленные на сам процесс производства, так как управленческие решения  могут загубить эффективное использование  самой современной технологии.

     Качество  управленческого решения (далее  УР) -- это степень соответствия УР внутренним требованиям (стандартам) организации. При разработке и реализации УР руководитель должен уделять внимание каждому этапу процесса разработки и реализации УР. Качество каждого этапа вносит существенный вклад в общую оценку качества всего УР. Качество измеряется в относительных единицах от 0 до 1. Низшему качеству УР присваивается значение 0, а высшему -- 1. Общее качество УР вычисляется как произведение значений качеств всех составляющих ее этапов, стадий и операций, выполняющихся последовательно.

     Пример. Каждое УР требует последовательного выполнения восьми процедур. Рассмотрим простейший случай, когда каждая процедура имеет только одну операцию. При этом значения качеств процедур оценивались следующими величинами:

     * информационная подготовка -- 0,8;

     * разработка вариантов УР -- 0,7;

     * согласование вариантов -- 0,8;

     * выбор одного варианта -- 0,7;

     * утверждение варианта УР -- 0,8;

     * реализация УР -- 0,7;

     * контроль выполнения -- 0,7;

     * информирование -- 0,8.

     Значение  качества каждой операции само по себе хорошее. Однако общее качество УР будет  равно 0,098! Это очень низкий уровень.

     Поэтому только при профессиональном отношении  ко всем составляющим процесса разработки и реализации УР можно обеспечить приемлемое качество всего УР.

     На  качество процесса подготовки и реализации УР оказывают существенное влияние: информация, набор целей управления, методы разработки УР, набор объектов, входящих в концептуальную модель компании, используемая управленческая технология, выбранное свойство процесса разработки УР, форма подачи УР, организационный аудит УР. Дополнительно к уже рассмотренным элементам необходимо добавить и общесистемные элементы законы управления и организации, законы для организаций. В среде этих законов и осуществляется процесс подготовки и реализации УР. Все перечисленные элементы должны усиливать действие друг друга, го есть составлять систему.

     Качество  управленческого решения может  рассматриваться с организационной, экономической, социальной, технологической, психологической, правовой, экологической, этической, политической и партийной  стороны. Каждая из этих составляющих имеет свои правила, нормы, нормативы или стандарты (рис. 1).

     14

     Рисунок 1. Основные составляющие качества управленческого  решения

     Каждая  составляющая качества УР вносит свой вклад в общее качество (табл. 1).

     Большое значение в повышении качества процесса подготовки УР и эффективности реальных результатов от его реализации отводится  организаторской стороне. Она включает, прежде всего, создание творческого  коллектива. Руководитель должен формировать  стимулирующие условия для эффективной  работы коллектива. К этим условиям можно отнести:

     1. создание творческой обстановки  при подготовке УР;

     2. обеспечение разработчиков полной  и своевременной информацией;

     3. использование современных информационных  технологий;

     4. профессиональное проведение в  коллективе разработчиков мозговой  атаки и фиксацию полученных  результатов;

     5. использование опыта и знаний наиболее профессиональных по решаемой задаче специалистов;

     6. разностороннее рассмотрение всех  этапов процесса ПРУР, а особенно  ситуацию;

     7. усиление внимания к преодолению  местничества, субъективизма и показухи (сиюминутного эффекта);

     8. отражение в решениях главных  достижений коллектива (в науке,  методологии, технологии), признанных  авторитетными специалистами;

     9. осуществление мониторинга решений.

     Этот  далеко не полный перечень может дать представление о качественной стороне  эффективной работы коллектива.

      

     Таблица 1

     Содержание  основных составляющих качества УР

      
     Наименование  сторон качества      Основные  нормы, правила, документы, которым должно соответствовать  УР       
     Организационная      Регламенты, инструкции, принятые в компании       
     Экономическая      Сертифицированные методы экономических расчетов       
     Социальная      Права человека       
     Технологическая      Национальные  или мировые технологические  нормативы       
     Психологическая      Прогрессивные традиции и нормы общежития       
     Правовая      Национальные  и международные законодательные  акты       
     Экологическая      Стандарты ISO 14000 и стратегия устойчивого  развития       
     Этическая      Прогрессивные традиции и нормы общежития       
     Политическая      Программа национального развития       
     Партийная      Устав и программа представляемой партии       
                    

     2. Параметры и условия  обеспечения качества  и эффективности  управленческих решений

     Компоненты "черного ящика" системного подхода  к принятию решения представлены на рис. 2. Рассмотрим содержание компонентов "черного ящика".

     14

     Рисунок 2. Компоненты "черного ящика" системного подхода к принятию решения

     Вход  системы характеризуется параметрами  проблемы, которую необходимо решить по конкретным рынкам (требования потребителей, результаты сегментации, качество товара, объем продаж, сроки поставок, цены и т. п.).

     На  выходе системы -- решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланированного результата.

     К компонентам внешней среды системы  относятся факторы макро- и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся международная интеграция, политическая ситуация в стране, экономика, техническое состояние отраслей, социально-демографические, природно-климатические, культурные и другие общестрановые факторы, факторы инфраструктуры региона (рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, социальная инфраструктура, промышленность, транспорт, связь и др.), факторы, характеризующие конкретные связи фирмы (лица, принимающего решение) с другими фирмами, организациями, посредниками, конкурентами и т. д.

     Обратная  связь характеризует различную  информацию, поступающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к "процессу"), или к лицу, от которого поступила  информация по решению проблемы ("вход"). Поступление информации по обратной связи может быть связано с  некачественным решением, дополнительными  требованиями потребителей по уточнению  или доработке решения, появлением нововведений, ноу-хау и другими  факторами.

     Процесс принятия решения включает следующие  операции: подготовка к работе, выявление  проблемы и формулирование целей, поиск  информации, ее обработка, выявление  возможностей ресурсного обеспечения, ранжирование целей, формулирование заданий, оформление необходимых документов, реализация заданий.

     Применение  системного подхода к процессу принятия управленческого решения позволяет  определить структуру проблемы, систему  ее решения, взаимосвязи компонентов  системы и очередность их совершенствования. С целью экономии времени и  средств на разработку управленческого  решения рекомендуется следующая  очередность совершенствования (формирования, отработки) компонентов "черного  ящика" (см. рис. 2). Сначала необходимо четко сформулировать, что следует получить, какими параметрами должно обладать решение.

     К параметрам качества управленческого  решения относятся:

     1. показатель энтропии, т. е. количественной  неупорядоченности проблемы. Если  проблема формулируется только  качественно, без количественных  показателей, то показатель энтропии  приближается к нулю. Если все  показатели проблемы выражены  количественно, показатель энтропии  приближается к единице;

     2. степень риска инвестиций;

     3. вероятность реализации решения  по показателям качества, затрат  и сроков;

     4. степень адекватности (или степень  точности прогноза, коэффициент  аппроксимации) теоретической модели  фактическим данным, на основании  которых она была разработана.

     После предварительной регламентации  параметров качества управленческого  решения и его эффективности (устанавливается  предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься  за решение проблемы) анализируются  факторы внешней среды, оказывающие  влияние на качество и эффективность  решения. Затем анализируются параметры  входа системы и принимаются  меры по их улучшению и повышению  качества входящей информации.

     После уточнения требований выхода, уточнения  факторов внешней среды, влияющих на качество и эффективность решения, отработки входа системы следует  смоделировать технологию принятия решения, проанализировать параметры  процесса, принять меры по их улучшению  и приступить непосредственно к  разработке решения. Если качество входа  оценивается на "удовлетворительно", то при любом уровне качества процесса в системе качество выхода, т. е. качество решения, будет удовлетворительным.

     К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого  решения относятся:

     1. применение к разработке управленческого  решения научных подходов менеджмента;

     2. изучение влияния экономических  законов на эффективность управленческого  решения;

     3. обеспечение лица, принимающего  решение, качественной информацией,  характеризующей параметры выхода, входа, внешней среды и процесса  системы разработки решения;

     4. применение методов функционально-стоимостного  анализа, прогнозирования, моделирования  и экономического обоснования  каждого решения;

Информация о работе Условия принятия верного управленческого решения