Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:44, реферат
Изучив состав и структуру доходов Оренбургской области, мы видим, что период с 2009 по 2011 годы не был стабильным. Темп роста в 2010 году составил 96,5% по отношению к 2009 году, а в 2011 году по отношению к 2010 году наблюдается уменьшение (темп роста 59,1%).
Рис.1 Динамика доходов бюджета Оренбургской области за 2009-2011 г.
На рисунке 1 видно, что наибольший удельный вес в доходах бюджета составили поступления по разделу «Налоговые доходы» – около 70% за период от 2009 по 2011 годы. Вторым по значимости доходным источником являются «Безвозмездные поступления» – около 26%. Удельный вес неналоговых доходов в доходах бюджета колеблется около 4%.
2. Состав и структура доходов бюджетов субъектов Российской Федерации 3
2.1.Состав и структура доходов бюджета Оренбургской области 3
2.2.Состав и структура доходов бюджета Курской области 13
3. Состав и структура расходов бюджетов субъектов Российской Федерации 25
2.1.Состав и структура расходов бюджета Оренбургской области 25
2.2.Состав и структура расходов бюджета Курской области
4. Сравнительный анализ субъектов Российской Федерации Оренбургской и Курской областей
Динамика исполнения доходной части бюджета Курской области за последние три года (2009 – 2011) показывает, что финансовое состояние в области было относительно стабильным. Доходы бюджета Курской области увеличились и в 2011 году, когда во многих субъектах РФ наблюдалось их сокращение. Но это происходило за счет безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней, при этом бюджет Курской области существенно зависит от федерального бюджета. По итогам 2011 года доля безвозмездных поступлений от бюджетов других уровней в структуре доходов составила 27,5%.
Как видно из таблицы 5 первая и основная часть доходов бюджета Курской области – налоговые доходы. Причем в 2010 году они составили 82,4% от общей суммы доходов бюджета области, но значительно снизились в 2011 году, что повлекло за собой необходимость в увеличении безвозмездных поступлений.
Рисунок 5. Состав и структура доходов бюджета Курской области 2009-2011 гг.
Разные налоги в разной степени участвуют в формировании доходов бюджета Курской области (см. таблица 6)
Таблица 6
Состав и структура налоговых доходов бюджета Курской области за 2009-2011 гг.
Наименование показателя |
2009 |
2010 |
Темп роста с 2009 г. на 2010 г. |
2011 |
Темп роста с 2010 г. на 2011 г. | |||||
Сумма, тыс. руб |
% |
Сумма, тыс. руб |
% |
Сумма, тыс. руб |
% |
Сумма, тыс. руб |
% |
Сумма, тыс. руб |
% | |
Налоговые доходы всего, в том числе: |
22394394,9 |
100,0 |
29104253,8 |
100,0 |
6709858,9 |
130,0 |
26026973,8 |
100,0 |
-3077280 |
89,4 |
налоги на прибыль, доходы, из них: |
15486648,1 |
69,2 |
20746829,1 |
71,3 |
5260181,0 |
134,0 |
17854367,5 |
68,6 |
-2892461 |
86,1 |
- налог на прибыль организаций |
8884688,6 |
39,7 |
12739197,3 |
43,8 |
3854508,7 |
143,4 |
9525609,7 |
36,6 |
-3213587 |
74,8 |
- налог на доходы физических лиц |
6601959,5 |
29,5 |
8007631,8 |
27,5 |
1405672,3 |
121,3 |
8328757,8 |
32,0 |
321125,9 |
104,0 |
налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, из них: |
1145552,1 |
5,1 |
1189199,8 |
4,1 |
43647,7 |
103,8 |
1572226,8 |
6,0 |
383027,0 |
132,2 |
-акцизы по подакцизным |
1145552,1 |
5,1 |
1189199,8 |
4,1 |
43647,7 |
103,8 |
1572226,8 |
6,0 |
383027,0 |
132,2 |
налоги на совокупный доход, из них: |
610008,6 |
2,7 |
385885,9 |
1,3 |
-224122,7 |
63,3 |
346176,7 |
1,3 |
-39709,2 |
89,7 |
-налог, взимаемый в связи с
применением упрощенной |
610008,6 |
2,7 |
385885,9 |
1,3 |
-224122,7 |
63,3 |
346176,7 |
1,3 |
-39709,2 |
89,7 |
налоги на имущество, из них: |
3170625,9 |
14,2 |
4056448,7 |
13,9 |
885822,8 |
127,9 |
4748557,8 |
18,2 |
692109,1 |
117,1 |
- налог на имущество организаций |
2855316,1 |
12,8 |
3382734,8 |
11,6 |
527418,7 |
118,5 |
4201451,1 |
16,1 |
818716,2 |
124,2 |
- транспортный налог |
315309,8 |
1,4 |
384921,2 |
1,3 |
69611,5 |
122,1 |
423571,3 |
1,6 |
38650,1 |
110,0 |
- налог на игорный бизнес |
0,0 |
- |
288792,6 |
1,0 |
288792,6 |
- |
123535,4 |
0,5 |
-165257,2 |
42,8 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, из них: |
1762952,7 |
7,9 |
2662227,1 |
9,1 |
899274,3 |
151,0 |
1502913,7 |
5,8 |
-1159313 |
56,5 |
- налог на добычу полезных |
1761432,7 |
7,9 |
2660740,0 |
9,1 |
899307,4 |
151,1 |
1501082,0 |
5,8 |
-1159658 |
56,4 |
- сборы за пользование |
1520,1 |
0,0 |
1487,0 |
0,0 |
-33,0 |
97,8 |
1831,7 |
0,0 |
344,7 |
123,2 |
государственная пошлина |
0,0 |
- |
3467,9 |
0,0 |
3467,9 |
- |
2731,2 |
0,0 |
-736,7 |
78,8 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам |
218607,6 |
1,0 |
60195,3 |
0,2 |
-158412,3 |
- |
46783,0 |
0,2 |
-13412,3 |
- |
По налогу на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (включается НДС и акцизы) наблюдается положительная динамика. Это объясняется тем, что увеличивается реализация товаров, работ, услуг, растет налогооблагаемая база, а также растут ставки по акцизам, что доказывает НК РФ.
Рисунок 6. Состав и структура налоговых доходов бюджета Курской области за 2009-2011 гг.
Налоги на совокупный доход в течение 2009-2011 гг. продолжали уменьшаться. Можно сказать, что фирмы все еще переживают кризис.
Налог на имущество занимает 2 место в общей доле налоговых доходов. В течение 3 лет изменения значительные. Растет количество налогоплательщиков, увеличивается налоговая база. Поступления от налогов на имущество организаций растут как количественная составляющая, так доля к общим доходам. Рост налога на имущество организации говорит о том, что организации после кризиса начинают вставать на ноги, расширяются, приобретают здания, сооружения и т.д.
Несмотря
на наличие сверхплановых
Таблица 7
Состав
и структура неналоговых
Наименование показателя |
2009 |
2010 |
Темп роста с 2009 г. на 2010 г. |
2011 |
Темп роста с 2010 г. на 2011 г. | |||||
Сумма, тыс. руб |
% |
Сумма, тыс. руб |
% |
Сумма, тыс. руб |
% |
Сумма, тыс. руб |
% |
Сумма, тыс. руб |
% | |
Неналоговые доходы всего, в том числе: |
932723,8 |
100,0 |
742109,0 |
100,0 |
-190614 |
79,6 |
469321,0 |
100,0 |
-272788,0 |
63,2 |
Доходы от использования |
419257,4 |
44,9 |
221546,0 |
29,9 |
-197711 |
52,8 |
186845,8 |
39,8 |
-34700,2 |
84,3 |
-доходы в виде прибыли, |
247,0 |
0,03 |
295306,2 |
39,8 |
295059,2 |
45,7 |
113,8 |
0,02 |
-295192,4 |
0,04 |
-проценты, полученные от предоставления
бюджетных кредитов внутри |
29509,3 |
3,2 |
29264,0 |
3,9 |
-245,3 |
99,2 |
2379,4 |
0,5 |
-26884,7 |
8,1 |
- доходы, получаемые в виде арендной
либо иной платы за передачу
в возмездное пользование |
298843,9 |
32,0 |
182138,0 |
24,5 |
-116705 |
60,9 |
172947,0 |
36,9 |
-9191,0 |
95,0 |
-платежи от государственных и
муниципальных унитарных |
64854,5 |
7,0 |
9848,7 |
1,3 |
-55005,8 |
15,2 |
11405,6 |
2,4 |
1557,0 |
115,8 |
Платежи при пользовании природными ресурсами, из них: |
214043,0 |
22,9 |
243221,4 |
32,8 |
29178,4 |
113,6 |
149845,0 |
31,9 |
-93376,4 |
61,6 |
-плата за негативное |
98877,9 |
10,6 |
89057,4 |
12,0 |
-9820,4 |
90,1 |
80078,6 |
17,1 |
-8978,9 |
89,9 |
-платежи при пользовании |
29875,4 |
3,2 |
43716,5 |
5,9 |
13841,1 |
146,3 |
30360,0 |
6,5 |
-13356,5 |
69,4 |
-плата за использование лесов |
85289,7 |
9,1 |
94239,2 |
12,7 |
8949,5 |
110,5 |
39406,4 |
8,4 |
-54832,8 |
41,8 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, из них: |
72445,2 |
7,8 |
69202,0 |
9,3 |
-3243,2 |
95,5 |
41277,4 |
8,8 |
-27924,6 |
59,6 |
-лицензионные сборы |
6651,4 |
0,7 |
10162,0 |
1,4 |
3510,7 |
152,8 |
4272,8 |
0,9 |
-5889,3 |
42,0 |
-прочие доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
65793,9 |
7,1 |
59040,0 |
8,0 |
-6753,9 |
89,7 |
37004,6 |
7,9 |
-22035,4 |
62,7 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов, из них: |
12422,0 |
1,3 |
16387,0 |
2,2 |
3965,1 |
131,9 |
13413,8 |
2,9 |
-2973,2 |
81,9 |
-доходы от реализации |
12421,8 |
1,3 |
1481,4 |
0,2 |
-10940,4 |
11,9 |
2009,7 |
0,4 |
528,3 |
135,7 |
-доходы от продажи земельных
участков, находящихся в государственной
и муниципальной собственности
(за исключением земельных |
0,2 |
0,0 |
14905,6 |
2,0 |
14905,4 |
124778 |
11404,1 |
2,4 |
-3501,5 |
76,5 |
Административные платежи и |
1724,9 |
0,2 |
25,9 |
0,003 |
-1699,1 |
1,5 |
22,1 |
0,005 |
-3,7 |
85,5 |
-платежи, взимаемые |
1724,9 |
0,2 |
25,9 |
0,0 |
-1699,1 |
1,5 |
22,1 |
0,005 |
-3,7 |
85,5 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
1117,0 |
0,1 |
8656,0 |
1,2 |
7539,0 |
774,9 |
15073,1 |
3,2 |
6417,2 |
174,1 |
Прочие неналоговые доходы |
193698,0 |
20,8 |
174100,7 |
23,5 |
-19597,3 |
89,9 |
54983,8 |
11,7 |
-119116,9 |
31,6 |
Доходы бюджетов от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет |
18016,4 |
1,9 |
8970,0 |
1,2 |
-9046,4 |
49,8 |
7860,0 |
1,7 |
-1110,0 |
87,6 |
Доля неналоговых доходов в период с 2009 по 2011 гг. сократилась вдвое из-за снижения поступлений в виде доходов от использования имущества. Это связано с неэффективной деятельностью органов по данной статье и возможно с уменьшением самой базы, приносящей доход, государство все чаще ратует о передаче имущества в частные руки.
Рисунок 7. Состав
и структура неналоговых
Платежи при пользовании природными ресурсами в численном выражении увеличились в период с 2009-2010 годы. Но темп роста в 2010-2011 годы значительно снизился.
Поступления от доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства численно снижаются.
В 2010 году по сравнению с уровнем 2009 года неналоговые доходы уменьшились на 190614 тыс. рублей или на 20%. Данное снижение обусловлено уменьшением поступления доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности на 102,6 млн. рублей, штрафов и санкций на 42,7 млн. рублей, доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 20,8 млн. рублей и прочих неналоговых доходов на 857,4 млн. рублей
Безвозмездные перечисления поступили в форме дотаций и субвенций на различные цели, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, на реализацию программ регионального развития и другие.
Таблица 8
Состав
и структура безвозмездных
Наименование показателя |
2009 |
2010 |
Темп роста с 2009 г. на 2010 г. |
2011 |
Темп роста с 2010 г. на 2011 г. | |||||
Сумма, тыс. руб |
% |
Сумма, тыс. руб |
% |
Сумма, тыс. руб |
% |
Сумма, тыс. руб |
% |
Сумма, тыс. руб |
% | |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, из них: |
3929500,1 |
100,0 |
5487325,8 |
100,0 |
1557825,7 |
139,6 |
10150032,8 |
100,0 |
4662706,9 |
185,0 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, из них: |
3929500,1 |
100,0 |
4969784,1 |
90,6 |
1040284,0 |
126,5 |
9128757,8 |
89,9 |
4158973,7 |
183,7 |
-дотации бюджетам субъектов |
394435,1 |
10,0 |
314641,1 |
5,7 |
-79794,0 |
79,8 |
2869755,9 |
28,3 |
2555114,8 |
912,1 |
-субсидии бюджетам субъектов
РФ и муниципальных |
1327338,9 |
33,8 |
1419095,1 |
25,9 |
91756,2 |
106,9 |
1999801,1 |
19,7 |
580706,0 |
140,9 |
-субвенции бюджетам субъектов
РФ и муниципальных |
2194472,8 |
55,8 |
1753986,2 |
32,0 |
-440486,6 |
79,9 |
2570279,1 |
25,3 |
816292,9 |
146,5 |
-иные межбюджетные трансферты |
3424,3 |
0,1 |
1472742,5 |
26,8 |
1469318,2 |
43008,3 |
1680078,9 |
16,6 |
207336,4 |
114,1 |
-прочие безвозмездные |
9829,0 |
0,3 |
9319,1 |
0,2 |
-509,9 |
94,8 |
8842,7 |
0,1 |
-476,4 |
94,9 |
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций |
- |
- |
517541,7 |
9,4 |
- |
- |
518665,9 |
5,1 |
1124,1 |
100,2 |
Прочие безвозмездные |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
502609,1 |
5,0 |
- |
- |
Изучив безвозмездные
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ увеличиваются в среднем на 68% каждый год периода 2009-2011 гг. Из них в большей степени преобладают субсидии, доля дотаций незначительна, что говорит о том, что данный субъект является донором.
Рисунок 8. Состав
и структура безвозмездных
3. Состав и структура расходов бюджетов субъектов Российской Федерации
3.1.Состав и структура
Структура расходов областного бюджета за 2009-2009 года по разделам бюджетной классификации представлена в таблице 9.
Таблица 9
Состав и структура расходов бюджета Оренбургской области за 2009 -2010 гг.
Наименование показателя |
2009 |
2010 |
Темп роста с 2009 г. на 2010 г. |
2011 |
Темп роста с 2010 г. на 2011 г. | ||
Сумма, тыс.руб. |
Сумма, тыс.руб. |
Сумма, тыс.руб. |
% |
Сумма, тыс.руб. |
Сумма, тыс.руб. |
% | |
Итого расходов |
29107047,0 |
42332607,4 |
13225560,4 |
145,4 |
49636141,2 |
7303533,8 |
117,3 |
Общегосударственные вопросы |
903534,0 |
1103129,0 |
199595,0 |
122,1 |
1269901,8 |
166772,8 |
115,1 |
Национальная оборона |
0,0 |
5008,0 |
5008,0 |
0,0 |
5580,4 |
572,4 |
111,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
151541,0 |
2473536,8 |
931995,8 |
160,5 |
1952742,5 |
-520794,3 |
78,9 |
Национальная экономика |
4475540,0 |
8031914,6 |
3556374,6 |
179,5 |
7519163,1 |
-512751,5 |
93,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
763975,0 |
1599376,8 |
835401,8 |
209,3 |
1909010,1 |
309633,3 |
119,4 |
Охрана окружающей среды |
59545,0 |
83969,0 |
24424,0 |
141,0 |
79411,5 |
-4557,5 |
94,6 |
Образование |
1985446,0 |
2410057,2 |
424611,2 |
121,4 |
2415939,7 |
5882,5 |
100,2 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
485712,0 |
1019429,0 |
533717,0 |
209,9 |
888888,4 |
-130540,6 |
87,2 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
5723331,0 |
7425640,0 |
1702309,0 |
129,7 |
5201588,6 |
-2224051,4 |
70,0 |
Социальная политика |
1061659,0 |
2922997,0 |
1861338,0 |
275,3 |
4782118,3 |
1859121,3 |
163,6 |
Межбюджетные трансферты |
12106764,0 |
15257550,0 |
3150786,0 |
126,0 |
23611796,8 |
8354246,8 |
154,8 |
По удельному весу в расходах областного бюджета за 2009-2011 года первые позиции занимают межбюджетные трансферты, расходы на национальную экономику, здравоохранение, образование, и социальную политику (Рис.9).
Бюджет Оренбургской области на 2009-2011 годы остается социально ориентированным. Социальная ориентированность бюджетной политики Правительства Оренбургской области подтверждается приоритетностью расходования средств бюджета на содержание и развитие отраслей социально-культурной сферы. Также планируется увеличить расходы на государственную охрану объектов культурного наследия, на денежные выплаты медицинским работникам.
Рисунок 9. Состав и структура расходов бюджета Оренбургской области за 2009-2011 гг.
Уменьшаются расходы в Оренбургской области на государственную регистрацию актов гражданского состояния, на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, на охрану и использование объектов животного мира.
В последнее время значительно увеличился объём целевых средств, выделяемых местным бюджетам. Так, величина субсидий с 2009 по 2011 год выросла на 20%. Но при этом появились проблемы с их освоением, соблюдением условий долевого финансирования и целевым использованием.
По удельному весу в расходах областного бюджета за 2009-2009 года первые позиции занимают межбюджетные трансферты, социальная сфера, расходы на национальную экономику.
Динамика расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность характеризуется стабильным ростом расходов в абсолютном выражении, ростом доли расходов на борьбу с незаконным оборотом наркотиков в 2009-2010 годах и уменьшением в 2009 году.
По сравнению с 2009 и 2010 гг. в 2011 г. статья «Национальная экономика» оказалась в минусе - расходы по ней уменьшились более чем на 512 млн. руб.
В 2011 г. по сравнению с 2009 и 2010 г. значительно выросли расходы на топливно-энергетический комплекс, развитие сельского хозяйства, транспорт, прикладные научные исследования в области экономики и на другие вопросы в области экономики
По всем статьям «Образование» отмечается ежегодное увеличение расходов. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», а также увеличением заработной платы учителям.
По остальным статьям социальной политики также отмечается положительная динамика увеличения расходов.
3.2.Состав и структура
Одной из основных в 2011 году была задача реализации национальных проектов в области здравоохранения, образования, доступного и комфортного жилья гражданам России и развития АПК. На их осуществление из федерального бюджета получено 629,1 млн. руб. расходы бюджета Курской области составили 1 млрд. 97 млн. руб.
Информация о работе Анализ доходов и расходов Оренбургской и Курской области