Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:15, контрольная работа
Социально-экономическое положение, макроэкономические характеристики развития и структура промышленного производства ХМАО – Югры. Проблемы социально-экономического развитии региона и способы их решения.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Западно-сибирский экономический район.
ХМАО – Югра. Основные сведения…………………………………………5
Социально-экономическое положение ХМАО – Югры……………………6
Макроэкономические характеристики развития……………………………8
Структура промышленного производства…………………………………12
Инвестиционная активность…………………………………………………20
Открытость экономики региона…………………………………………….21
Межрегиональные связи………………………………………………..21
Внешнеэкономическая деятельность……………………………….…22
Сравнение основных показателей
развития ХМАО с другими регионами………………………………….…24
Проблемы в социально-экономическом развитии ХМАО – Югра………25
Заключение………………………………………………………………..…28
Литература……………………………………………………………………30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
направление «Экономика»
Контрольная работа по дисциплине
«Региональная экономика»
На тему: Анализ экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югра
Выполнил: Баянова Людмила Анатольевна
Группа № 3211031035, № зачетки 32110058
Проверил: Вилков Николай Олегович
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Западно-сибирский экономический район.
ХМАО – Югра. Основные сведения…………………………………………5
Социально-экономическое положение ХМАО – Югры……………………6
Макроэкономические характеристики развития……………………………8
Структура промышленного производства…………………………………12
Инвестиционная активность…………………………………………………
Открытость экономики региона…………………………………………….21
Межрегиональные связи………………………………………………..21
Внешнеэкономическая деятельность……………………………….…22
Сравнение основных показателей
развития ХМАО с другими регионами………………………………….…24
Проблемы в социально-экономическом развитии ХМАО – Югра………25
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
На современном этапе формирования рыночной экономики, предполагающем предоставление большей экономической самостоятельности регионам, сущность проблемы размещения производства заключается в научном подходе к размещению производительных сил по территории страны, изменениям рациональной отраслевой и территориальной структуры хозяйства субъектов Российской Федерации, крупных экономических районов. Такой подход проявляется в комплексном развитии районов разного уровня и ярко выраженной их рыночной специализации. Развитие и становление рыночных отношений, и проведение радикальных экономических реформ привели к возрастанию роли регионов в экономике страны.
Каждый регион России характеризуется присущими ему природными ресурсами, национальными и историческими чертами, структурой хозяйства, уровнем экономического развития, специализацией. Занимая определенное место в хозяйственном комплексе страны, он составляет в то же время единое экономическое целое с другими регионами. Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний обо всех ее регионах. Только строгий всесторонний учет всех природно-экономических, демографических, экологических и других особенностей различных регионов развития и размещения хозяйственного комплекса страны дает возможность разумно сочетать решение основных задач подъема экономики с рациональным развитием экономики регионов.
В настоящее время территория России разделена на 11 экономических районов. По принципу смежности каждый экономический район включает в себя определенные субъекты государства. Только Калининградская область в силу своего географического положения находится вне экономических районов. Территориальное планирование, контроль над реализацией государственных решений, анализ результатов социально-экономического развития страны ведутся в масштабе именно федеральных округов и входящих в их состав субъектов. Наличие внутренних территориальных различий в стране определяет необходимость районирования, предполагает их учет при разработке сеток административно-
В таблице 1.1 указаны федеральные округа и их центры
Западно-Сибирский экономический район. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Основные сведения.
Западно-Сибирский экономический район занимает обширную территорию в 2 427,2 тыс. км2, на которой расположены Республика Алтай, Алтайский край, пять областей – Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская, и два автономных округа – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий.
Западно-сибирский экономический район занимает большую часть Западно-сибирской равнины и лишь около 10% его территории занято горными системами Урала, Алтая и Саян.
Огромные размеры района и равнинный характер рельефа определяют зональное изменение климатических и почвенно-растительных условий с севера на юг с их одновременным изменением в пределах отдельной природной зоны в восточном направлении в соответствии с нарастанием континентальности климата. На территории Западной Сибири четко выражены почти все природные зоны северного полушария – от арктической до степной.
Ханты-Мансийский автономный округ является субъектом Российской Федерации. Округ - исконное место проживания коренных малочисленных народов ханты и манси. Входит в состав Уральского Федерального Округа. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра расположен в центре Западно-сибирской равнины. Округ граничит с Ямало-Ненецким автономным округом и Республикой Коми, Свердловской областью, Тобольским и Уватским районами Тюменской области, Томской областью и Красноярским краем. Дата образования округа - 10.12.1930 г.
В состав округа входят: 13 городских округов, 9 муниципальных районов, 26 городских поселений, 58 сельских поселений. Всего муниципальных образований - 106.
Административный центр округа - город Ханты-Мансийск.
Численность постоянного населения округа на 01.01.2011 - 1536,9 тыс. человек.
Территория округа занимает площадь 534,8 тыс. км2 и сравнима с территорией Франции или Украины.
Округ является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Ресурсы округа обеспечивают энергетическую безопасность страны, создают необходимую базу для дальнейшего развития хозяйственного комплекса, лежат в основе экспортного потенциала России, так как здесь добывается 57% от всей добываемой нефти в Российской Федерации и 6,9 % от мировой добычи.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра относится к регионам-донорам России и лидирует по целому ряду основных экономических показателей: по добыче нефти; по производству электроэнергии; по объему промышленного производства, по поступлению налогов в бюджетную сферу; по добыче газа; по объему инвестиций в основной капитал.
По разведанным и подтвержденным запасам углеводородного сырья, возможностям добычи, разновидностям производственной инфраструктуры и рентабельности освоения автономный округ остается на ближайшие 30 лет основной стратегической ресурсной базой углеводородного сырья России.
Социально-экономическое положение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Одной из приоритетных задач регионального развития является рост благосостояния жителей Югры и сокращение процента населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, который для работающих граждан в автономном округе составляет 9813 рублей, пенсионеров - 7451 рублей.
Формирование нового, современного облика Югры, создание условий для производства новых культурных ценностей при сохранении богатейшего духовного наследия и активном вовлечении древней, самобытной культуры коренных народов Севера - главное достижение государственной региональной политики в сфере культуры.
В административном центре - городе Ханты-Мансийске - с 1997 года функционирует уникальное в своем роде образовательное заведение, не имеющее аналогов в Российской Федерации, - государственное учреждение многоуровневого непрерывного образования «Центр искусств для одаренных детей Севера».
При Думе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с 2004 года осуществляет свою деятельность Общественная молодежная палата, которая создана для изучения проблем молодежи в Югре и своевременного реагирования на них органов государственной власти автономного округа.
Состав населения округа многонационален. Региональные и муниципальные власти в координации с представителями гражданского общества ведут работу по формированию толерантного общества, по поддержанию и сохранению гражданского согласия. При Губернаторе автономного округа создан и активно осуществляет свою деятельность Экспертно-координационный совет по национальным вопросам.
В округе меняются подходы к оценке качества образования, осуществляется переход на новую систему оплаты труда педагогов, которая ориентирована в первую очередь на качество преподавания. Лучшим образовательным учреждениям, реализующим инновационные образовательные программы, оказывается государственная поддержка.
Институт повышения квалификации и развития регионального образования автономного округа реализует программы повышения квалификации, осуществляет профессиональную подготовку и переподготовку кадров.
Сегодня здравоохранение автономного округа представлено сетью из 147 лечебно-профилактических учреждений и плановой амбулаторно-поликлинической мощностью 35919 посещений в смену.
Ежегодно в навигационный период на водных магистралях автономного округа работает подразделение Окружной клинической больницы - передвижная консультативно-диагностическая поликлиника на базе теплохода, которая позволяет жителям отдаленных и труднодоступных населенных пунктов получить квалифицированную медицинскую помощь.
В округе стабилизирована ситуация с проблемой наркомании. Сложилась система взаимодействия общественности, родителей, педагогов, работников здравоохранения, подкрепленная нормативно-правовыми актами. Общие усилия позволили за последние годы кардинально изменить общественное мнение. Ведется активное взаимодействие средств массовой информации с ведомствами, занимающимися решением проблем наркомании, в формировании негативного отношения к наркотикам и пропаганде здорового образа жизни.
Сегодня Югра - большая спортивная площадка, место проведения тысяч спортивно-массовых мероприятий от муниципального уровня до крупнейших международных соревнований.
Особое место в спортивной жизни округа занимает сеть уникальных спортивных учреждений: «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» по биатлону, «Школа высшего спортивного мастерства» (летние олимпийские виды спорта), «Школа высшего спортивного мастерства-2» (зимние олимпийские виды спорта), Центр спортивной подготовки «Этнос» (развитие национальных видов спорта коренных народов Севера). Окружной Интернет-центр шахматного мастерства и Центр спорта инвалидов.
В настоящее время в округе осуществляется эффективная социально ориентированная политика, направленная на создание системы стимулирования высокого уровня рождаемости, сокращения смертности. Демографическая ситуация, сложившаяся в автономном округе на начало 2011 года позитивна, численность населения на 01.01.2011 года составляет 1536,8 тыс. человек (48,9 % составляют мужчины и 51,1 % женщины; городское население – 1 406,1 тыс. человек, сельское – 130,7 тыс. человек). Автономный округ - исконное место проживания коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси, ненцы). В настоящее время в автономном округе проживают 30,3 тыс. человек из числа коренных малочисленных народов Севера, 69% из них проживает в сельской местности, более 3,0 тыс. человек ведут традиционный образ жизни.
Средний возраст югорчан составляет 33,9 года, жители автономного округа на 5 лет моложе среднестатистического жителя России (38,9 лет).
Численность экономически активного населения автономного округа в январе-сентябре 2011 года составила 903,6 тыс. человек или 59,2% от общей численности населения автономного округа, из их числа 846,3 тыс. человек или 93,7% экономически активного населения были заняты в экономике.
В январе-сентябре 2011 года увеличение числа занятых зафиксировано по следующим видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, строительство, транспорт и связь, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование и образование.
В округе выстроена эффективная система социальной поддержки населения. Одним из важнейших ее направлений является поддержка семьи и детства, включающая в себя:
- расширение и совершенствование системы содействия молодым семьям в решении социально-экономических и жилищных проблем;
- включение многодетных семей в категорию участников подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование";
- поэтапное повышение ежемесячных пособий на детей;
- укрепление института семьи, повышение престижа материнства и отцовства, содействие повышению общественной значимости отцовского и материнского труда по воспитанию детей.
Макроэкономические характеристики развития ХМАО – Югра.
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Показатели | Россия | Югра | ||
январь-сентябрь 2010 года | январь-сентябрь 2011 года | январь-сентябрь 2010 года | январь-сентябрь 2011 года | |
Индекс промышленного производства | 108,9 | 105,2 | 101,9 | 98,2 |
Инвестиции в основной капитал | 102,9 | 104,8 | 116,6 | 113,4 |
Номинальная начисленная среднемесячная зарплата, в рублях | 20 438,0 | 22 725,0 | 40 246,5 | 44 540,9 |
Реальная заработная плата | 104,8 | 102,8 | 98,6 | 102,9 |
Оборот розничной торговли | 106,0 | 106,2 | 91,5 | 96,4 |
Объем платных услуг населению | 101,0 | 103,3 | 102,6 | 103,8 |
Индекс потребительских цен, на конец периода (сентябрь к декабрю предыдущего года) | 106,2 | 104,7 | 105,6 | 104,3 |
Информация о работе Анализ экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югра