Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:15, контрольная работа
Социально-экономическое положение, макроэкономические характеристики развития и структура промышленного производства ХМАО – Югры. Проблемы социально-экономического развитии региона и способы их решения.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Западно-сибирский экономический район.
ХМАО – Югра. Основные сведения…………………………………………5
Социально-экономическое положение ХМАО – Югры……………………6
Макроэкономические характеристики развития……………………………8
Структура промышленного производства…………………………………12
Инвестиционная активность…………………………………………………20
Открытость экономики региона…………………………………………….21
Межрегиональные связи………………………………………………..21
Внешнеэкономическая деятельность……………………………….…22
Сравнение основных показателей
развития ХМАО с другими регионами………………………………….…24
Проблемы в социально-экономическом развитии ХМАО – Югра………25
Заключение………………………………………………………………..…28
Литература……………………………………………………………………30
Межрегиональное сотрудничество автономного округа с субъектами РФ осуществляется комплексно с участием всех отраслевых и территориальных органов исполнительной власти, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов автономного округа. Основные формы межрегионального сотрудничества: организация и проведение совместных отраслевых мероприятий, круглых столов, видеоконференций, обмен опытом и информацией, участие в международных и региональных проектах, осуществление товарообмена.
Межрегиональное сотрудничество исполнительных органов государственной власти автономного округа осуществляется в различных сферах деятельности и направлено на расширение существующих и налаживание новых долгосрочных, взаимовыгодных, равноправных и добрососедских взаимоотношений. Лидирующие позиции по количеству совместных мероприятий сохраняются за Свердловской, Тюменской, Челябинской областями, г.г. Москва, Тюмень, Санкт-Петербург и Краснодарским краем. Основные сферы сотрудничества: здравоохранение, образование, транспорт и связь, социальное обеспечение и др.
Реализация цели по созданию условий для сохранения, установления и расширения прямых связей между муниципальными образованиями автономного округа и субъектов РФ осуществляется через комплексное развитие и укрепление торгово-экономического, научно-технического, социального и культурного сотрудничества.
Ежегодно в городах и районах автономного округа проходят выставки ведущих предприятий субъектов РФ, представители муниципальных образований активно участвуют в различных спортивных соревнованиях и турнирах, в мероприятиях в сфере образования, здравоохранения, культуры в других регионах России.
Лидирующие позиции на протяжении ряда лет занимают Свердловская, Московская, Тюменская, Челябинская области, города Москва, Тюмень, Санкт-Петербург.
Основными направлениями являются физическая культура и спорт, образование, здравоохранение, культура и искусство, управление (политика).
Договоры заключаются с целью поставок учреждениям социальной сферы специализированного оборудования, оргтехники, мебели; предоставления комплекса медицинских и образовательных услуг; технического обслуживания автомобильного транспорта; проведения строительных и ремонтных работ жилого фонда, систем жизнеобеспечения; проектно-изыскательских работ. Наибольшее количество договоров реализуется городами Сургут, Урай, Югорск, Мегион, Когалым, Белоярский; Сургутским и Кондинским районами.
Показателем сотрудничества автономного округа с субъектами Российской Федерации служит товарообмен.
Товарообмен автономного округа с регионами Российской Федерации составил 106941975,4 тыс. рублей.
Лидирующие позиции в товарообмене занимают Тюменская, Свердловская, Челябинская, Нижегородская, Омская области и Республика Татарстан.
Наибольший объем товаров ввозится в автономный округ из Свердловской, Нижегородской, Челябинской, Омской, Томской, Тюменской областей и Республики Татарстан.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является членом Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия "Сибирское соглашение" с 1992 года.
Представители автономного округа входят в состав координационных советов, действующих в рамках "Сибирского соглашения": по космическому мониторингу, энергетике, ТЭК, ЖКХ, транспорту, лесному хозяйству, АПК, информационным ресурсам, внешним связям, культуре, образованию и туризму.
В сентябре 2009 года на заседании Совета Межрегиональной ассоциации "Большой Урал" в г. Екатеринбурге принято решение о включении автономного округа в состав ассоциации в качестве полноправного члена (ранее автономный округ находился в статусе наблюдателя).
Внешнеэкономическая деятельность
Основными направлениями в развитии внешнеэкономической деятельности являются внешняя торговля, привлечение иностранных инвестиций.
Внешнеторговый оборот Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (млн. долл. США)
| 2009 год | 2010 год | в % к 2009 году |
Оборот, всего | 14 920,1 | 19 251,7 | 129 |
страны дальнего зарубежья | 13 041,6 | 16 464,6 | 126,2 |
страны СНГ | 1 878,5 | 2 787,1 | 148,4 |
Экспорт | 13 490,3 | 18 270,4 | 135,4 |
страны дальнего зарубежья | 11 700,7 | 15 551,3 | 132,9 |
страны СНГ | 1 789,6 | 2 719,1 | 151,9 |
Импорт | 1 429,8 | 981,3 | 68,6 |
страны дальнего зарубежья | 1 340,9 | 913,3 | 68,1 |
страны СНГ | 88,9 | 68 | 76,5 |
Сальдо | 12 060,5 | 17 289,1 | 143,4 |
Внешнеторговый оборот Ханты-Мансийского автономного округа – Югры составил 19 251,7 млн. долл. США, что на 29% больше уровня предыдущего года. На страны дальнего зарубежья пришлось 85,5% от общего объема товарооборота округа, на страны СНГ – 14,5%.
Импорт составил 5,1% от внешнеторгового оборота автономного округа, соответственно на экспортные поставки пришлось 94,9%. Коэффициент покрытия экспорта товарами импорта составляет 18,6 раза.
Экспорт товаров и услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры составил 18 270,4 млн. долл. США.
Продукция поставляется в 48 стран мира. Основные виды экспортируемых товаров: нефть, нефтепродукты, деловая древесина. Нефть составляет 99,7% от общего объёма экспорта региона.
Основные торговые партнеры в экспорте автономного округа: Нидерланды (18,4% от общего объема экспорта), Германия (18,1%), Белоруссия (13%), Польша (11%), Италия (8,3%) и другие. Географическая направленность экспорта нефтедобывающей отрасли связана с основными магистралями нефтепроводов, пролегающих по территории России и европейских стран.
Традиционной статьей экспорта является продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности. Основные лесопромышленные предприятия-экспортеры объединяет ОАО “Югорский лесопромышленный холдинг”.
Импорт товаров и услуг в ХМАО – Югру за 2010 год уменьшился на 31,4% по сравнению с показателями аналогичного периода 2009 года, при этом 93,1% ввозимых товаров поступает из стран дальнего зарубежья. 44 страны поставляют свою продукцию в округ. В 2010 году больше всего товаров ввозилось из США (29,5% от общего объема импорта), Германии (12,9%), Нидерландов (8,4%), Китай (7,1%). В структуре импорта преобладают следующие товарные группы: оборудование и механические устройства (41% от общего объема импорта), электрические машины и оборудование (33,9%), изделия из черных металлов (8,6%) и другие группы товаров.
Сравнение основных показателей развития ХМАО с другими регионами
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра по своим потенциальным ресурсам, степени их разведанности, добычным возможностям, развитости производственной инфраструктуры и рентабельности освоения запасов останется в ближайшие 30 лет одной из основных ресурсных баз России, способной обеспечить более половины национальной нефтедобычи.
По главным экономическим параметрам округ существенно превосходит среднероссийские показатели, а также аналогичные показатели соседних регионов Российской Федерации. Превышение значения индекса развития человеческого потенциала округа над среднероссийским и показателями регионов Уральского федерального округа объясняется значительным превосходством автономного округа по среднедушевым показателям ВРП и достигнутой средней продолжительности жизни населения.
Сильные стороны экономики округа состоят в молодости человеческих ресурсов и материальных активов, стабильности внутри региональной исполнительной власти, которая способна работать бесконфликтно со всеми субъектами экономики, наличии глобально конкурентоспособных бизнес-структур в нефтедобыче, авиатранспортных, страховых, лизинговых услугах, в строительстве объектов транспортной инфраструктуры. Значительный потенциал регионального потребительского рынка, определяемый высокими личными доходами населения, пока используется явно недостаточно.
Сравнение ключевых индикаторов развития округа, России,
регионов Уральского федерального округа
| Объем ВРП | Объем | Индекс | Объем | Темпы | Доля | |
2006 | 2005 | ||||||
Российская | 100,0 | 100,0 | 0,770 | 100,0 | 113,0 | 70,3 | 66,4 |
Ханты-Мансийский | 706,2 | 1038,6 | 0,873 | 619,3 | 111,0 | 76,6 | 71,0 |
Ямало-Ненецкий АО | 644,9 | 450,0 | 0,880 | 953,0 | 109,3 | 64,61 | 59,03 |
Тюменская область | 211,3 | 76,8 | 0,796 | 199,7 | 111,4 | 73,31 | 69,0 |
Курганская | 43,6 | 7,9 | 0,733 | 43,2 | 123,0 | 60,2 | 51,1 |
Свердловская | 95,1 | 59,0 | 0,758 | 91,2 | 110,0 | 71,15 | 66,7 |
Челябинская | 80,4 | 57,4 | 0,767 | 76,3 | 118,3 | 70,9 | 63,3 |
Слабые стороны экономики округа заключаются в недостаточной ее диверсификации, инфраструктурной неразвитости, сильных внутрирегиональных экономических и социальных контрастах, недостаточной инновационности. По многим ключевым показателям инновационного развития (число патентов на 1 млн. жителей; доля предприятий, осуществляющих технологические инновации; удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленного производства; доля кандидатов и докторов наук среди работников с высшим образованием, уровень энергоемкости производства) округ имеет худшие позиции, чем среднестатистический российский регион. Крайне низка отдача (результативность) от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых за счет окружного бюджета.
Проблемы в социально-экономическом развитии ХМАО – Югра
По типу социально-экономического развития округ относится к опорным сырьевым регионам, но так же является проблемным регионом Севера. Основу экономики ХМАО составляет промышленность, базирующаяся на эксплуатации месторождений нефти и имеющая явно сырьевую направленность. Моносырьевая (нефтедобывающая) направленность экономики и локальное промышленное освоение территории округа привели к серьезным диспропорциям в развитии хозяйственной и социальной инфраструктур:
топливно-энергетическая ориентация производства промышленной продукции;
крайне слабое развитие производств товаров народного потребления и агропромышленного комплекса, приведшее практически к полной зависимости округа от ввоза товаров жизнеобеспечения населения из других экономически развитых районов России, в т.ч. зарубежья;
недостаточное развитие транспортной инфраструктуры и связи;
Первая группа проблем, стоящих перед округом, связана с недостаточно предсказуемой глобальной экономической динамикой, рисками и неустойчивостью, которые генерирует мировая экономика. Округу предстоит адаптироваться к новым условиям усиливающейся глобальной конкуренции, растущему доминированию Китая, Индии, стран Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике.
Вторая группа проблем связана с диспропорциями внутри финансовой системы региона. Несмотря на усилия Правительства округа по привлечению внешних инвесторов, которым предоставляются налоговые льготы, компенсации процентов за кредиты, бюджетные кредиты, недвижимость и другое имущество, находящееся в собственности автономного округа. Не развиты финансовые институты, обеспечивающие трансформацию сбережений населения округа в капитал. Сбережения населения, которые, по оценкам экспертов, составляют около 60 - 70 млрд. рублей, в настоящее время слабо участвуют в инвестиционном процессе в округе. Лишь в самое последнее время удалось привлечь средства населения в жилищное строительство за счет ипотечного кредитования.
Информация о работе Анализ экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югра