Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:56, курсовая работа
Административно-территориальное деление Пермского края. Территория края располагается на границе Европейской и Азиатской частях Российской Федерации. Минерально-сырьевые, водные ресурсы. Объекты животного мира из рыб, занесенные в Красную книгу Пермского края. Промысловые виды рыб. Ресурсы охотничьих животных. Структура промышленного производства региона .
1. Общая характеристика территории, границы, административно-территориальное деление;
2. Экономико-географическое положение территории
3. Природные условия и ресурсы, оценка комфортности природных ресурсов, экономическая оценка природных ресурсов, экологическая обстановка;
4. Характеристика населения, половозрастной, семейный и национальный состав, рынок труда и занятость, уровень жизни населения;
5. Особенности расселения населения, миграционные процессы, уровень урбанизации;
6. Отраслевая структура производства, место в территориальном разделении труда, специализация;
7. Уровень развития сельского хозяйства, земельные ресурсы, землепользование.
8. Транспортная система, виды транспорта и размещение транспортной сети.
9. Библиографический список
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Российская Академия
народного хозяйства и
Контрольная работа
по дисциплине
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
тема:
Анализ социально-
«Государственное и муниципальное управление»
Проверил:
«_____» _________________ 2012 г.
Екатеринбург
2012
Анализ социально-экономического положения Пермского края.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Общая характеристика территории,
границы, административно-
2. Экономико-географическое положение территории
3. Природные условия и ресурсы, оценка комфортности природных ресурсов, экономическая оценка природных ресурсов, экологическая обстановка;
4. Характеристика населения, половозрастной, семейный и национальный состав, рынок труда и занятость, уровень жизни населения;
5. Особенности расселения населения, миграционные процессы, уровень урбанизации;
6. Отраслевая структура производства, место в территориальном разделении труда, специализация;
7. Уровень развития сельского хозяйства, земельные ресурсы, землепользование.
8. Транспортная система, виды транспорта и размещение транспортной сети.
9. Библиографический список
Пермский край
занимает площадь 160,2 тыс. км2 на восточной
окраине Русской равнины и
западном склоне Среднего и Северного
Урала, на стыке двух частей света –
Европы и Азии. Территория региона почти полностью расположена
в бассейне реки Камы – крупнейшего притока
реки Волги.
Максимальная протяженность края с севера
на юг – 645 км, с запада на восток – 417,5 км.
Границы очень извилисты, протяженность их более 2,2 тыс. км. Пермский край граничит с двумя областями и тремя республиками Российской Федерации: на севере с республикой Коми, на западе – с Кировской областью и Удмуртией, на юге с Башкирией, на востоке – со Свердловской областью.
Пермский край
разделен на 48 муниципальных районов
и городских округов первого уровня
– 42 муниципальных района и 6 городских
округов. В муниципальных районах, в свою
очередь, выделено 282 сельских поселения
и 32 городских поселения. В состав Пермского
края также входит территория с особым
статусом – Коми-Пермяцкий округ. Административно-
Таблица № 1
Административно-
Наименование района/ округа |
Количество поселений |
1 |
2 |
Городские округа | |
г.Пермь |
1 |
г.Березники |
1 |
г.Кудымкар |
1 |
г.Кунгур |
1 |
г.Соликамск |
1 |
ЗАТО Звездный |
1 |
Муниципальные районы | |
Александровский муниципальный район |
4 |
Бардымский муниципальный район |
12 |
Березовский муниципальный район |
7 |
Большесосновский муниципальный район |
7 |
Верещагинский муниципальный район |
7 |
Гайнский муниципальный район |
7 |
Горнозаводский муниципальный район |
7 |
Гремячинский муниципальный район |
4 |
Губахинский муниципальный район |
3 |
Добрянский муниципальный район |
8 |
Еловский муниципальный район |
8 |
Ильинский муниципальный район |
7 |
Карагайский муниципальный район |
7 |
Кизеловский муниципальный район |
6 |
Кишертский муниципальный район |
7 |
Косинский муниципальный район |
4 |
Кочевский муниципальный район |
5 |
Красновишерский муниципальный район |
6 |
Краснокамский муниципальный район |
4 |
Кудымкарский муниципальный район |
7 |
Куединский муниципальный район |
12 |
Кунгурский муниципальный район |
19 |
Лысьвенский муниципальный район |
4 |
Нытвенский муниципальный район |
10 |
Октябрьский муниципальный район |
14 |
Ординский муниципальный район |
5 |
Осинский муниципальный район |
9 |
Оханский муниципальный район |
8 |
Очерский муниципальный район |
5 |
Пермский муниципальный район |
27 |
Сивинский муниципальный район |
4 |
Соликамский муниципальный район |
7 |
Суксунский муниципальный район |
5 |
Уинский муниципальный район |
8 |
Усольский муниципальный район |
6 |
Чайковский муниципальный район |
10 |
Частинский муниципальный район |
4 |
Чердынский муниципальный район |
10 |
Чернушинский муниципальный район |
17 |
Чусовской муниципальный район |
8 |
Юрлинский муниципальный район |
3 |
Юсьвенский муниципальный район |
5 |
2. Экономико-географическое положение Пермского края.
Экономико-географическое
положение Пермского края имеет
важное значение для всестороннего
социально-экономического развития территории.
В связи с большой площадью
Пермского края (160,6 тыс. км²) экономико-географическое положение отдельных
его частей обладает собственной спецификой.
Пермский край в своей высшей миссии является
Ядром процветающей России. Как ядро процветания
России Пермский край должен обеспечить
центростремительное движение производительных
сил, технологий и знаний, сам стать первопроходцем
на пути к новым знаниям процветания.
В экономико-географическом положении
края можно отметить следующие благоприятные
факторы:
Пермский край расположен в географическом
центре России. Это важнейший фактор, влияющий
на перспективную пространственную стратегию
страны. Дальнейшее формирование края,
как высокоразвитого управленческого,
коммуникационного, промышленного, финансового
и культурного региона, будет способствовать
интенсивному освоению Сибири и Дальнего
Востока, что, в конечном счете, обеспечит
территориальную целостность страны.
Четко сформулированный геополитический
подход к Пермскому краю должен привлечь
соответствующее внимание Федеральных
органов власти.
Территория края располагается на границе
Европейской и Азиатской частях Российской
Федерации, то есть между индустриально
развитыми и преимущественно сырьевыми
регионами. Такое ее положение открывает
широкие перспективы для связей с Центром,
Поволжьем, Уралом и Сибирью, а следовательно,
и для создания сети логистических центров
на транзитных транспортных артериях.
Через край проходит федеральная автомобильная
трасса Е-22 (Москва – Пермь – Екатеринбург
и далее - в Западную Сибирь) и транссибирская
железная дорога. По реке Каме обеспечивается
выход в Волгу и, следовательно, к Каспийскому,
Азовскому, Черному, Белому и Балтийскому
морям. Транзитность положения территории
края подталкивает к более активному использованию
речного глубоководного пути, что возможно
при переносе грузового речного порта
из города Перми и строительстве железнодорожного
обхода Пермского промышленно-транспортного
узла с организацией перевалки грузов.
Помимо транспортных связей, водные ресурсы
Пермского края значимы для формирования
источника питьевой воды для многих регионов
Европейской части России, что ставит
край в один ряд с территориями особого
экологического режима.
С запада Пермский край граничит с Кировской
областью и Удмуртской Республикой, с
севера – с Республикой Коми, с юга – с
Республикой Башкортостан, а с востока
– со Свердловской областью. С одной стороны,
такое соседство открывает широкие перспективы
для взаимовыгодной экономической интеграции,
с другой – обуславливает конкуренцию
в борьбе за инвестиции, рынки сбыта, трудовые
ресурсы. Вместе с тем возникает насущная
необходимость в преодолении удаленности
территории края от государственных границ,
от потенциальных рынков сбыта товаров
и услуг. Здесь его интересы практически
полностью совпадают со стратегическими
интересами страны. В перспективе экономическое
развитие России напрямую связано с активизацией
работ по усилению северного выхода во
внешний мир.
Хозяйственные возможности севера Пермского
края, некоторых территорий на его западе
(правобережье Камы) и юге могут быть существенно
расширены за счет строительства внутрикраевой
дорожной сети. По густоте дорог с твердым
покрытием Пермский край находится на
49-м месте в стране, что объективно снижает
внутреннюю мобильность населения, препятствует
развитию деловой активности вне г. Перми,
ближайшего ее окружения и некоторых других
городов (Березники, Соликамск, Чусовой,
Кунгур, Чайковский). Недостаточность
транспортной связности с основной территорией
края г. Чайковский и пгт. Октябрьский лишает
его существенных хозяйственных и социальных
выгод, связанных с использованием системных
синергетических эффектов.
Во внутренней территориальной структуре
края чрезвычайно удачно центральное
положение г. Перми. Многократно отмечаемая
исследователями гипертрофированность
ее развития может быть ослаблена лишь
отчасти. Ее градообразующей основой в
обозримой перспективе останется промышленность
(несмотря на постепенное развитие разнообразных
непромышленных функций и отраслей), но
будет происходить существенная качественная
ее трансформация: благодаря действию
рыночных механизмов и развитию инфраструктуры
должна расти привлекательность для размещения
промышленных объектов других территорий
в пределах Пермской агломерации, а также
ряда малых и средних городов края.
3. Природные
условия и ресурсы, оценка
риродные условия. Пермская область расположена в предгорьях Северного и Среднего Урала (высота до 1469 м). Главные реки: Кама с притоками Чусовая, Косьва, Вишера. На территории области находятся Камское и Боткинское водохранилища. Климат умеренно континентальный; средняя температура января от -15 до -18 градусов, средняя температура июля от +16 до +18 градусов; количество осадков -- 450-800 мм в год. На территории области преобладают подзолистые почвы. Растительность -- пихтово-еловые и смешанные леса, занимающие 1/2 территории области.
Минерально-сырьевые ресурсы
На территории Пермского края по состоянию на 01.01.2012 выявлено и разведано около 1460 месторождений по 53 видам полезных ископаемых. В недропользовании находится примерно 27 % участков недр от общего количества, в нераспределенном фонде – 73 %. Количество месторождений твердых полезных ископаемых (далее – ТПИ) – 1062, углеводородного сырья – 228, подземных вод – 170. Подавляющая часть месторождений ТПИ представляет собой общераспространенные полезные ископаемые (более 950 объектов).
В Пермском крае наиболее развитой является добыча нефти и газа, калийно-магниевых солей, алмазов, химического, металлургического и цементного сырья, хромовых руд, строительных материалов, гравийно-песчаной смеси и пресных подземных вод.
Эксплуатация нефтяных месторождений обеспечивает 55 % от общих налоговых поступлений в бюджет Пермского края от добывающих предприятий. С 2010 года налог на добычу углеводородного сырья перечисляется только в федеральный бюджет. Эксплуатация Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей обеспечивает 38 % от общих налоговых поступлений в бюджет Пермского края и 58 % – от налога на добычу, алмазов соответственно – 1 % от общих и 20 % – от налога на добычу, месторождений общераспространенных полезных ископаемых – 2 % от общих и более 10 % – от налога на добычу.
Постановлением Правительства Пермского края от 09.04.2012 № 217-п утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермского края на 2012-2020 годы».
Общий объем запланированного программой финансирования геолого-разведочных работ на весь период реализации – 13805 млн. рублей, в том числе: из средств федерального бюджета – 687 млн. рублей, из бюджета Пермского края – 405 млн. рублей, инвестиций – 12713 млн. рублей.
2.1. Нефть
Инвестиции недропользователей за 2007-2011 годы составили 4,3 млрд. рублей. За этот период прирост запасов нефти категории АВС1 за счет разведки составил 36,8 млн. т. С 2007 по 2011 годы добыча нефти в целом по краю увеличилась с 11,7 до 13,2 млн. т в год.
За 2007-2011 годы по результатам конкурсов и аукционов выдано 20 лицензий на получение права пользования недрами с целью добычи нефти и газа 8 независимым нефтедобывающим компаниям. Кроме того, на геологическое изучение в 2007-2011 годах выдано 12 лицензий. За отчетный период количество действующих недропользователей возросло с 21 до 30.
По состоянию на 01.01.2012 в Пермском крае государственным балансом учтены запасы нефти 229 месторождений, из них 176 месторождения числятся в распределенном фонде, 53 – в нераспределенном. Разведанные извлекаемые запасы месторождений нефти края составляют 511,6 млн. т, в том числе 473,8 млн. т на месторождениях распределенного фонда (92,6 %), 37,8 млн. т – на месторождениях нераспределенного фонда.
Объем добычи нефти в Пермском крае растет ежегодно. В 2006 году добыча нефти превысила 11 млн. т, в 2011 году добыча составила 13,2 млн. т. Большая часть объема добычи обеспечивается ООО "ЛУКОЙЛ-Пермь" и его дочерними предприятиями, в 2011 году добыто 12,6 млн. т.
2.2. Соли
Верхнекамское
месторождение калийно-
Из 11 разведанных участков месторождений добыча солей ведется на четырех участках предприятием ОАО «Уралкалий».
Кроме того, ОАО «Уралкалий» осуществляет освоение Усть-Яйвинского участка. Ввод в промышленную эксплуатацию Усть-Яйвинского участка с объемом добычи полезного ископаемого в соответствии с техническим проектом отработки месторождения не менее 8000 тыс. т руды в год должен быть осуществлен не позднее 15.08.2018.
По итогам состоявшихся в г. Перми 3 аукционов в 2008 году на право пользования недрами с целью разведки и добычи калийно-магниевых солей на участках Верхнекамского месторождения предоставлены лицензии на участки:
Половодовский, часть Ново-Соликамского участка и часть Остальной площади (ООО «Камская горная компания»);
Талицкий (ООО «Верхнекамская Калийная Компания»);
Палашерский и Балахонцевский (ОАО «Ковдорский ГОК»).
Владельцы лицензий на разработку этих участков ведут доразведку, а также работы по составлению проектной документации. Ввод горнодобывающих предприятий в эксплуатацию запланирован на 2015-2018 годы.
Поступление налога на добычу калийно-магниевых солей в краевой бюджет в 2007 году составляло 124,7 млн. рублей, к 2011 году поступление налога на добычу выросло и составило более 180 млн. рублей.
Информация о работе Анализ социально-экономического положения Пермского края