Основными экспортируемыми товарами
Ставропольского края в 2013 году являются:
продукция нефтехимического комплекса,
557,2 млн. долларов США (45,6% от всего экспорта);
продовольственные товары и сырье, 388,4
млн. долларов США (31,8%); машины и оборудование,
52,4 млн. долларов США (4,3%); чёрные, цветные
металлы и изделия из них, 25,1 млн. долларов
США (2,1%).
Импорт представлен в основном
следующими группами товаров: машины и оборудование,
226,5 млн. долларов США (40,0%); продовольственные
товары и сырьё, 81,4 млн. долларов США (14,4%)
; продукция химической промышленности,
71,5 млн. долларов США (12,7%); черные, цветные
металлы и изделия из них, 46,7 млн. долларов
США (8,2%).
- Территориальные
пропорции и теоретические основы оценки социально-экономического развития региона.
В национальной экономике любой страны
существуют определенные пропорции развития
отдельных процессов и явлений. Макроэкономические
пропорции представляют собой соотношение
материально-вещественных элементов производства
и рабочей силы между сферами и отраслями экономики.
К основным макроэкономическим пропорциям
относят:
1)пропорции развития совокупного
спроса и совокупного предложения;
2)макроэкономические соотношения
в развитии добывающей и обрабатывающей
промышленности;
3)территориальные пропорции
развития национальной экономики.
Экономическая сущность территориальной пропорциональности
заключается в региональном распределении
совокупного общественного труда, обеспечивающем
постоянное повышение эффективности общественного производства.
Снижение различий в развитии
отдельных регионов страны положительно
влияет на формирование внутреннего рынка,
оптимизацию социально-экономических преобразований,
укрепление единства государства; снижает
опасность возникновения региональных
кризисов и межрегиональных конфликтов
и противостоит дезинтеграции национальной
экономики.
Поэтому необходимо проводить эффективную
региональную политику, для чего необходима
оценка текущего состояния региона.
При оценке социально-экономического
развития региона необходимо дать характеристику
совокупному экономическому потенциалу
региона, представляеющего собой совокупную
способность экономики субъекта создавать
определенные блага за определенный промежуток
времени. Его компонентам являются следующие
элементы:
Природно-ресурсный потенциал – при его оценке рассматривают регион с точки зрения наличия на его территории водных ресурсов, полезных ископаемых и прочих ресурсов, уже вовлеченных в хозяйственный оборот, а также доступных для освоения при данных технологиях и социально-экономических отношениях.
Производственный потенциал – его основными показателями являются ВРП, его динамика и структура. Помимо этого в характеристику производственного потенциала входят отрасли специализации, то есть те сферы экономической деятельности, доля которых в ВРП региона наиболее высокая.
Научно-технический потенциал - для того чтобы оценить его рассматриваются такие показатели как объем расходов на НИОКР, количество организаций, занимающихся исследованиями и разработками, а также число занятых научно-исследовательскими разработками.
Инвестиционный потенциал характеризует, прежде всего, инвестиционный климат в регионе, какие отрасли являются привлекательными для инвестирования в них. Он оценивается с помощью таких показателей, как объем инвестиций в основной капитал, а также объем иностранных инвестиций в регионе.
Инновационный потенциал характеризует регион с точки зрения возможности предприятий внедрять новые технологии в процесс производства и реализации. Здесь стоит выделить такие показатели, как затраты на технологические инновации, объем инновационных товаров, работ и услуг, их доля в общем объеме произведенных товаров и выполненных работ, а также инновационную активность в регионе.
Историко-культурный потенциал - при его характеристике учитывают наличие в регионе музеев, памятников и других историко-культурных ценностей.
Охарактеризовав совокупный
экономический потенциал, мы можем дать
оценку одному из аспектов социально-экономического
развития региона.
Помимо этого важным аспектом
является характеристика социальной сферы жизнедеятельности.
Данная сфера характеризуется следующими
показателями:
численность и плотность населения;
естественный прирост и миграция;
численность экономически активного
населения, занятых и безработных;
денежные доходы и расходы населения,
их структуру;
Также важно рассмотреть развитие
здравоохранения и образования в регионе.
Для того чтобы получить четкое
представление о ситуации в регионе, необходимо
также сравнить эти показатели с соответствующими
показателями по России в целом.
Региональная политика государства
Для стимулирования развития
регионов, избежания диспропорций и обеспечения экономического
роста в стране государство проводит активную
региональную политику. Региональная
политика государства - сфера деятельности
по управлению политическим, экономическим,
социальным и экологическим развитием
страны и отражающая как взаимоотношения
между государством и регионами, так и
регионов между собой. Задачами региональной
государственной политики являются:
создание общих правил взаимодействия
федерального центра и регионов;
предотвращение процесса хозяйственного
обособления регионов;
создание системы оперативного
разрешения возникающих конфликтов в
системе “федеральный центр - регионы”;
формирование собственной ресурсной
базы социально-экономического развития
регионов;
выделение регионов со специфическим
статусом (свободные экономические зоны,
депрессивные районы, зоны экологических
бедствий и др.);
контроль за внутрирегиональными конфликтами социального и общественного характера.
- Стратегия развития
инвестиционной деятельности и агропромышленного комплекса Ставропольского края.
Инвестиционная деятельность.
Для того чтобы вывести край
на лидирующие позиции по уровню социально –
экономического развития (1 - 30 места среди субъектов РФ)
экономике края необходимы дополнительные
производственные мощности, генерирующие
стабильные потоки денежных средств, добавленную стоимость
и создающие дополнительные рабочие места.
Наиболее эффективный способ
решения данной проблемы (если не единственный)
– развитие инвестиционной
активности на территории края, которая
должна стать главным приоритетом социально-экономического
развития края.
Таким образом, необходимо изменить
региональную инвестиционную политику,
качественно улучшить в крае инвестиционный
климат, создать эффективную региональную
систему управления инвестиционным процессом и привлечения прямых
инвестиций на территорию края.
Для достижения хорошего результата
требуется разработать стратегию развития
инвестиционной деятельности в Ставропольском
крае, обозначить цели, задачи и способы
их решения.
Стратегические цели развития
инвестиционной деятельности в Ставропольском
крае
обеспечение повышения инвестиционной
привлекательности Ставропольского края
в российском и международном сообществе.
Для этого необходимо:
сформировать имидж Ставропольского
края как региона, привлекательного для
размещения инвестиций;
разработать прогрессивное
инвестиционное законодательство и благоприятный
налоговый режим для стратегических инвесторов,
обеспечивающих приток прямых инвестиций;
создание региональной системы
управления инвестиционным процессом,
предусматривающей скоординированную
деятельность органов исполнительной
власти по следующим направлениям:
формирование инвестиционных
предложений;
проведение прямого инвестиционного
маркетинга;
административное сопровождение
инвесторов и проектов, устранение бюрократических
барьеров;
создание эффективной инвестиционной
инфраструктуры, обеспечивающей на высоком
профессиональном уровне потребности
потенциальных и существующих инвесторов,
бизнеса и власти.
Направления реализации стратегии
Для реализации
первой части стратегии необходимо организовать коммуникационную деятельность, предусматривающую целевое позиционирование края:
формулирование чётко очерчённой имиджевой уникальности и образа края как места, привлекательного для размещения инвестиций;
разработку презентационных
материалов и организацию презентаций
потенциала края в целевых странах - потенциальных
источниках инвестиций;
продвижение имиджа края в российских,
зарубежных СМИ и глобальной сети Интернет;
использование коммуникационного
потенциала работающих в крае инвесторов,
как авторитетных информационных агентов
в экономическом сообществе;
использование внешнеторговых
связей для пропаганды промышленных, технологических,
научно-образовательных и других достижений
региона в странах - импортёрах продукции
края;
активное участие в инвестиционных
форумах, выставках, ярмарках и других
аналогичных мероприятиях.
Кроме того необходимо на уровне
краевых нормативно-законодательных актов
создать благоприятный налоговый режим для стратегических
инвесторов, предоставляя им все более комфортабельные
условия ведения деятельности. В этой области уже были
проведены некоторые шаги: в соответствии
с законом «О государственной поддержке
инвестиционной деятельности в Ставропольском
крае» государственная поддержка в Ставропольском
крае осуществляется в следующих формах:
Инвестиционные налоговые кредиты;
Государственные инвестиции
за счет областного бюджета;
Для претворения в жизнь второй части стратегии надо, во-первых, создать многоуровневую систему формирования инвестиционных предложений:
первый уровень – инвестиционные
проекты министерств и ведомств по развитию
действующих предприятий;
второй уровень – инвестиционные
площадки и инвестиционные проекты по
данным площадкам территориальных кластеров
федерального и краевого уровня;
третий уровень – (инвестиционные
площадки и инвестиционные проекты по
данным площадкам) муниципальных образований.
Для документальной разработки
инвестиционных проектов в соответствии
с международными стандартами и инвестиционных
площадок целесообразно создать специализированную
консалтинговую структуру.
Во-вторых, необходимо устранить бюрократические
барьеры и организовать административное
сопровождение инвесторов и проектов. Это направление предусматривает
реализацию следующих этапов:
проведение анализа и оптимизации
существующих процедур выбора и предоставления
земельных участков под строительство,
получения разрешения на строительство,
регистрация прав собственности на земельный
участок и строительный объект;