Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить демографическую политику государства. Для реализации цели решались следующие задачи: уточнить понятие "демографическая политика"; рассмотреть основные понятия, принципы, уровни демографической политики, раскрыть особенности демографического развития России, проанализировать демографическую ситуацию в России в 2012 году, определить пути решения современных демографических проблем,
раскрыть реализацию демографической политики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ, УРОВНИ 5
ГЛАВА 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ 15
2.1. Особенности демографического развития России 15
2.2. Демографическая ситуация в России в 2012 году 21
ГЛАВА 3.ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 27
3.1. Определение путей решения современных демографических проблем 27
3.2. Реализация демографической политики 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
в) определение задач, которые необходимо решить для достижения этих целей, выбор приоритетов; г) составление программ (планов) действий, мер проведения демографической политики.
В качестве целей демографической политики выступает:
1) формирование желательного для страны, общества, режима воспроизводства населения;
2) сохранение или изменение
тенденций в динамике
3) изменение или сохранение типа расселения населения по территории страны, интенсивности процессов внутренней и внешней миграции;
4) изменение или сохранение
качественных характеристик
Цели могут быть представлены в виде:
словесного описания, словесной характеристики демографической политики;
целевого показателя (сводная характеристика);
системы показателей, характеризующих основные направления демографической политики.
Как показывает опыт проведения демографической политики в странах мира в XX в., среди целевых показателей редко встречается собственно численность населения. Исключение составили Китай, стремившийся к 2000 г. не превысить численность своего населения более чем в 1200 млн человек (фактически 1254 млн человек) и Румыния, ставившая задачу довести численность своего населения до 30 млн человек (фактически 22,5 млн).
В зависимости от демографической обстановки демографическая политика обычно преследует одну из следующих главных целей. [14]
В развивающихся странах,
где наблюдается
Двумя неотъемлемыми, но различными по своему смыслу, частями любой политики являются концепция и программа (план) действий. Такое понимание, органически связанных между собой двух разных по сути категорий, хотя и составляющих единое целое, т.е. политику, исключает довольно распространенное их смешение.
Исходная часть
Концепция не может не исходить из реалий политической, социально-экономической и демографической ситуации в Российской Федерации, не принимать во внимание динамику развития других, в частности, соседних государств, а также происходящую в современном мире глобализацию различных сфер жизнедеятельности населения. Учитывая специфику реформирования России, и федеральная и региональные концепции должны ориентироваться на переходный период (возможно первая четверть ХХI века), и вместе с тем на последующее устойчивое социально-экономическое развитие, что обусловлено инерционностью демографических процессов и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов. Концепция должна опираться на общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Российской Федерации, ее Конституции, национального законодательства и подзаконных актов, а также учитывать опыт государственного регулирования и проведения демографической политики, как в России, так и в других странах. [1]
Структурно концепция состоит из нескольких взаимосвязанных частей. В концепциях, разработанных уже в ХХI в. исходной частью выступает именно разностороннее обоснование цели или даже стратегии демографического развития. В соответствии с целью по основным направлениям демографического развития формулируются задачи и обосновываются приоритеты. Эта работа в основном опирается на данные анализа демографической ситуации. Формулировки задач по всем ее направлениям, выбор приоритетов в рамках этих направлений (рождаемость и семья, здоровье и продолжительность жизни, миграция населения) - все это в существенной мере обусловлено целью демографического развития. Реально оценивая демографическую ситуацию в России и в преобладающем большинстве ее регионов, к числу наиболее общих задач могут быть отнесены: повышение рождаемости и укрепление института семьи; улучшение здоровья населения и рост его продолжительности жизни; приведение миграционного баланса в соответствие с целями демографического развития.
Вторую часть демографической политики составляют программы (планы) действий или мер в области рождаемости и семьи, здоровья и смертности, миграции и расселения населения. Эти меры либо оказывают влияние непосредственно (расширение объема и улучшение качества медицинских услуг, упрощение порядка предоставления гражданства мигрантам и др.), либо опосредованно через поведение, когда меняются окружающие человека условия и у него постепенно происходят изменения ценностных ориентаций, установок и поведения в целом (таковы в основном меры по стимулированию рождаемости). В отличие от концепции, программы (планы действий) - это комплексы мероприятий правового, экономического, идеологического и организационного порядка, с помощью которых осуществляются цели и задачи демографической политики. Эти программы могут быть едиными, охватывая мероприятия по всем компонентам демографического развития, и специальными, предназначенными для реализации задач в сфере рождаемости и укрепления семьи, улучшения здоровья и снижения смертности населения, рационализации миграционных процессов. По каждой из этих задач в зависимости от уровней и тенденций в сферах рождаемости, смертности и миграции могут быть намечены приоритеты, как задачи для их первоочередного решения. Эти приоритеты чаще сего определяются исходя из повозрастных характеристик, выделения групп риска, структуры причин смерти, результативности и состава миграционных потоков и т.д. [5]
В 2006 году в ежегодном Послании Президент России назвал демографическую проблему В последние годы проблема депопуляции в России входит в перечень самых острых социальных проблем. Не менее актуальной остаются проблемы трудовой, нелегальной, транзитной миграции. Задача повышения эффективности демографической и миграционной политики занимает первые строки рейтинга в числе фундаментальных стратегических целей развития страны. Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации «целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142–143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году – до 75 лет [1].
В отечественной научной
Серьезный социально-демографический кризис, охвативший сразу несколько сфер воспроизводства российского социума, обусловлен кардинальными изменениями в политических, экономических, социальных отношениях, произошедших в России в последние десятилетия. Текущая демографическая ситуация в стране характеризуется перманентной и длительной депопуляцией, то есть «уменьшением абсолютной численности населения страны или территории либо суженным его воспроизводством, при котором численность последующих поколений меньше предыдущих» [2]. Динамика изменения численности населения РФ с 1990 по 2008 года представлена на графике (рис. 1).
Рис. 1. Численность населения РФ в 1990–2008 гг.
Для построения графика использованы официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики [3]. Накапливающийся итог численности населения России в период с 1990 по 1995 годы благодаря миграционному приросту возрастал, при этом некоторое снижение наблюдалось в 1994 году. Переломный момент наступил с 1996 года, когда численность населения стала уменьшаться в абсолютном выражении. За период с 1996 по 2008 годы численность населения Российской Федерации уменьшилась на 6,5 млн человек. Необходимо отметить, что на протяжении рассматриваемого периода (с 1990 по 2007 годы) происходившие в стране социально-политические процессы сопровождались развитием демографического кризиса (в частности процесса изменения численности населения).
Динамика естественного
Рис. 2. Естественное движение населения РФ с 1990 по 2007 годы.
В начале 90-х годов ХХ века произошло кардинальное изменение показателей рождаемости и смертности. Анализ показателей смертности свидетельствует, что позитивным тенденциям, развивающимся со второй половины 90-х годов, предшествовал этап активного роста смертности. Начиная с 1992 года, смертность в результате скачкообразного роста превысила рождаемость. Впервые в послевоенной истории в России была зафиксирована убыль населения (рассчитываемая как разница между числом умерших и числом родившихся). Число умерших резко превысило число родившихся, в результате чего естественный прирост населения стал отрицательным и составил за годы реформ (с 1992 по 2006 год включительно) 11,9 млн человек. При этом численность населения в основном сокращалась за счет людей трудоспособного возраста, что негативным образом повлияло на рынок труда и не могло не сказаться на темпах экономического роста страны. Пик смертности пришелся на 1994 и 2003 годы. Снижение показателя смертности наблюдалось с 1994 по 1998 годы и с 2003 по 2007 годы (за исключением 2005 года когда наблюдался незначительный рост). Период с 1998 по 2003 годы характеризовался возрастанием абсолютного числа умерших.
Темп изменения смертности населения, характеризующий относительное изменение показателя смертности за единицу времени, представлен на графике (рис. 3).
Полученные данные свидетельствуют о том, что темпы роста смертности в период реформ являлись наивысшими. Резкий рост темпа увеличения смертности населения России наблюдался с 1990 по 1992 годы. Максимальный темп увеличения смертности населения (на 17,5 % в год) зафиксирован в середине 1992 года. Постепенное снижение темпов роста смертности наблюдалось после 1998 года. Так, уже в конце 1998 года темп увеличения смертности составил 8,5 %. Незначительный рост темпа смертности зафиксирован в конце 2001 года (на 4 % в год) и в середине 2005 года (на 1 % в год).
В 1990-е годы рост смертности сопровождался снижением рождаемости. На протяжении 17 лет (с 1990 по 2007 годы) периоды репродуктивного упадка чередовались с периодами подъема рождаемости. С 1990 по 1999 годы рождаемость ежегодно, за исключением 1994 и 1998 годов, сокращалась на 40–200 тысяч человек. Падение рождаемости стало одной из причин естественной убыли населения России. Повышение рождаемости произошло с начала 1999 года главным образом за счет тех регионов РФ, где высока доля населения с мусульманским и буддистским вероисповедованием. Темп изменения рождаемости в РФ с 1990 по 2007 годы представлен на графике (рис. 4).
Рис. 3.Темп изменения смертности населения России с 1990 по 2007 гг.
Рис. 4.Темп изменения рождаемости населения России с 1990 по 2007 гг.
Рост темпа снижения числа родившихся (на 21,6 % в год) наблюдалось с начала 1992 до середины 1993 года. Следующее ускорение темпа снижения рождаемости (на 14 %) произошло в период с середины 1998 до второй половины 1999 годов. С середины 2004 по 2006 год включительно наблюдалось резкое увеличение темпа роста рождаемости (на 13 %). В этот период в демографической ситуации в России наметились положительные сдвиги – постепенное увеличение ежегодных рождений снижение показателей смертности, в том числе и детской, в результате чего произошло некоторое сокращение естественной убыли населения.
Сохранение позитивных трендов снижения смертности и повышения рождаемости в последние годы позволяет констатировать начавшуюся положительную динамику демографических процессов в стране, являющуюся следствием проводимой демографической политики. Глобальные тенденции демографических показателей можно признать позитивными. Вместе с тем говорить о переломе негативной демографической тенденции и о существенном улучшении демографической ситуации в России пока преждевременно. Анализ числовых значений демографических показателей выявил, что на небольших промежутках времени происходит резкое колебание темпов изменения смертности и рождаемости, что может являться следствием недостаточно эффективно проводимых государственных мер по решению демографических проблем. Инерция сложившейся отрицательной демографической динамики еще не исчерпала себя и, по оценкам ведущих демографов, является достаточно выраженной.