Демографическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить демографическую политику государства. Для реализации цели решались следующие задачи: уточнить понятие "демографическая политика"; рассмотреть основные понятия, принципы, уровни демографической политики, раскрыть особенности демографического развития России, проанализировать демографическую ситуацию в России в 2012 году, определить пути решения современных демографических проблем,
раскрыть реализацию демографической политики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ, УРОВНИ 5
ГЛАВА 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ 15
2.1. Особенности демографического развития России 15
2.2. Демографическая ситуация в России в 2012 году 21
ГЛАВА 3.ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 27
3.1. Определение путей решения современных демографических проблем 27
3.2. Реализация демографической политики 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

KKR_183_zakaz__37661_Demograficheskaya_politika.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

в) определение задач, которые необходимо решить для достижения этих целей, выбор приоритетов; г) составление программ (планов) действий, мер проведения демографической политики.

В качестве целей демографической  политики выступает:

1) формирование желательного  для страны, общества, режима воспроизводства населения;

2) сохранение или изменение  тенденций в динамике численности  и структуре населения, темпов  их изменений, динамики рождаемости,  смертности, семейного состава;

3) изменение или сохранение  типа расселения населения по  территории страны, интенсивности процессов внутренней и внешней миграции;

4) изменение или сохранение  качественных характеристик населения.

Цели могут быть представлены в виде:

словесного описания, словесной характеристики демографической  политики;

целевого показателя (сводная характеристика);

системы показателей, характеризующих  основные направления демографической  политики.

Как показывает опыт проведения демографической политики в странах  мира в XX в., среди целевых показателей  редко встречается собственно численность населения. Исключение составили Китай, стремившийся к 2000 г. не превысить численность своего населения более чем в 1200 млн человек (фактически 1254 млн человек) и Румыния, ставившая задачу довести численность своего населения до 30 млн человек (фактически 22,5 млн).

В зависимости от демографической  обстановки демографическая политика обычно преследует одну из следующих  главных целей. [14]

В развивающихся странах, где наблюдается демографический  взрыв, основная цель демографической политики заключается в снижение коэффициента рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.

Двумя неотъемлемыми, но различными по своему смыслу, частями любой политики являются концепция и программа (план) действий. Такое понимание, органически связанных между собой двух разных по сути категорий, хотя и составляющих единое целое, т.е. политику, исключает довольно распространенное их смешение.

Исходная часть демографической  политики - концепция. Это - система  идей, взглядов, определяющая границы  правового и идеологического  пространства, в рамках которого могут  формироваться программные документы  по вопросам рождаемости и поддержки семьи, здоровья и продолжительности жизни, миграции и иных направлений государственного регулирования демографического развития. Концепция - это некий подход, стратегический замысел, это то поле, в параметрах которого только и должны реализоваться соответствующие государственные проекты не только в демографических, но и смежных сферах жизнедеятельности. Концепция демографической политики, если она выступает правовым документом федерального уровня, является необходимым ориентиром в оптимизации демографических процессов во всех субъектах Российской Федерации. Если Концепция - документ регионального уровня, то она должна не только соответствовать основополагающим принципам демографического развития России в целом, но и учитывать геополитические и демографические особенности конкретного субъекта Федерации, а также смежных с ним территорий. [12]

Концепция не может не исходить из реалий политической, социально-экономической  и демографической ситуации в  Российской Федерации, не принимать во внимание динамику развития других, в частности, соседних государств, а также происходящую в современном мире глобализацию различных сфер жизнедеятельности населения. Учитывая специфику реформирования России, и федеральная и региональные концепции должны ориентироваться на переходный период (возможно первая четверть ХХI века), и вместе с тем на последующее устойчивое социально-экономическое развитие, что обусловлено инерционностью демографических процессов и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов. Концепция должна опираться на общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Российской Федерации, ее Конституции, национального законодательства и подзаконных актов, а также учитывать опыт государственного регулирования и проведения демографической политики, как в России, так и в других странах. [1]

Структурно концепция состоит  из нескольких взаимосвязанных частей. В концепциях, разработанных уже  в ХХI в. исходной частью выступает  именно разностороннее обоснование  цели или даже стратегии демографического развития. В соответствии с целью по основным направлениям демографического развития формулируются задачи и обосновываются приоритеты. Эта работа в основном опирается на данные анализа демографической ситуации. Формулировки задач по всем ее направлениям, выбор приоритетов в рамках этих направлений (рождаемость и семья, здоровье и продолжительность жизни, миграция населения) - все это в существенной мере обусловлено целью демографического развития. Реально оценивая демографическую ситуацию в России и в преобладающем большинстве ее регионов, к числу наиболее общих задач могут быть отнесены: повышение рождаемости и укрепление института семьи; улучшение здоровья населения и рост его продолжительности жизни; приведение миграционного баланса в соответствие с целями демографического развития.

Вторую часть демографической  политики составляют программы (планы) действий или мер в области  рождаемости и семьи, здоровья и  смертности, миграции и расселения населения. Эти меры либо оказывают влияние непосредственно (расширение объема и улучшение качества медицинских услуг, упрощение порядка предоставления гражданства мигрантам и др.), либо опосредованно через поведение, когда меняются окружающие человека условия и у него постепенно происходят изменения ценностных ориентаций, установок и поведения в целом (таковы в основном меры по стимулированию рождаемости). В отличие от концепции, программы (планы действий) - это комплексы мероприятий правового, экономического, идеологического и организационного порядка, с помощью которых осуществляются цели и задачи демографической политики. Эти программы могут быть едиными, охватывая мероприятия по всем компонентам демографического развития, и специальными, предназначенными для реализации задач в сфере рождаемости и укрепления семьи, улучшения здоровья и снижения смертности населения, рационализации миграционных процессов. По каждой из этих задач в зависимости от уровней и тенденций в сферах рождаемости, смертности и миграции могут быть намечены приоритеты, как задачи для их первоочередного решения. Эти приоритеты чаще сего определяются исходя из повозрастных характеристик, выделения групп риска, структуры причин смерти, результативности и состава миграционных потоков и т.д. [5]

 

Глава 2. Демографическое развитие России

2.1. Особенности демографического развития России

 

В 2006 году в ежегодном Послании Президент России назвал демографическую  проблему В последние годы проблема депопуляции в России входит в  перечень самых острых социальных проблем. Не менее актуальной остаются проблемы трудовой, нелегальной, транзитной миграции. Задача повышения эффективности демографической и миграционной политики занимает первые строки рейтинга в числе фундаментальных стратегических целей развития страны. Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации «целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142–143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году – до 75 лет [1].

В отечественной научной литературе даются разные оценки состояния и  развития демографической ситуации: одни авторы определяют нынешнюю российскую демографическую ситуацию как катастрофическую, развивающуюся в контексте общего кризиса всей современной «постиндустриальной» цивилизации, и причины ее не могут быть найдены и устранены в одной стране. Другие исследователи трактуют данную ситуацию как результат объективного течения демографических процессов.

Серьезный социально-демографический  кризис, охвативший сразу несколько  сфер воспроизводства российского  социума, обусловлен кардинальными  изменениями в политических, экономических, социальных отношениях, произошедших в России в последние десятилетия. Текущая демографическая ситуация в стране характеризуется перманентной и длительной депопуляцией, то есть «уменьшением абсолютной численности населения страны или территории либо суженным его воспроизводством, при котором численность последующих поколений меньше предыдущих» [2]. Динамика изменения численности населения РФ с 1990 по 2008 года представлена на графике (рис. 1).

Рис. 1. Численность населения РФ в 1990–2008 гг.

Для построения графика  использованы официальные статистические данные Федеральной службы государственной  статистики [3]. Накапливающийся итог численности населения России в период с 1990 по 1995 годы благодаря миграционному приросту возрастал, при этом некоторое снижение наблюдалось в 1994 году. Переломный момент наступил с 1996 года, когда численность населения стала уменьшаться в абсолютном выражении. За период с 1996 по 2008 годы численность населения Российской Федерации уменьшилась на 6,5 млн человек. Необходимо отметить, что на протяжении рассматриваемого периода (с 1990 по 2007 годы) происходившие в стране социально-политические процессы сопровождались развитием демографического кризиса (в частности процесса изменения численности населения).

Динамика естественного движения населения Российской Федерации  с 1990 по 2007 годы представлена на графике (рис. 2) [3].

Рис. 2. Естественное движение населения РФ с 1990 по 2007 годы.

В начале 90-х годов ХХ века произошло  кардинальное изменение показателей  рождаемости и смертности. Анализ показателей смертности свидетельствует, что позитивным тенденциям, развивающимся со второй половины 90-х годов, предшествовал этап активного роста смертности. Начиная с 1992 года, смертность в результате скачкообразного роста превысила рождаемость. Впервые в послевоенной истории в России была зафиксирована убыль населения (рассчитываемая как разница между числом умерших и числом родившихся). Число умерших резко превысило число родившихся, в результате чего естественный прирост населения стал отрицательным и составил за годы реформ (с 1992 по 2006 год включительно) 11,9 млн человек. При этом численность населения в основном сокращалась за счет людей трудоспособного возраста, что негативным образом повлияло на рынок труда и не могло не сказаться на темпах экономического роста страны. Пик смертности пришелся на 1994 и 2003 годы. Снижение показателя смертности наблюдалось с 1994 по 1998 годы и с 2003 по 2007 годы (за исключением 2005 года когда наблюдался незначительный рост). Период с 1998 по 2003 годы характеризовался возрастанием абсолютного числа умерших.

Темп изменения смертности населения, характеризующий относительное  изменение показателя смертности за единицу времени, представлен на графике (рис. 3).

Полученные данные свидетельствуют  о том, что темпы роста смертности в период реформ являлись наивысшими. Резкий рост темпа увеличения смертности населения России наблюдался с 1990 по 1992 годы. Максимальный темп увеличения смертности населения (на 17,5 % в год) зафиксирован в середине 1992 года. Постепенное снижение темпов роста смертности наблюдалось после 1998 года. Так, уже в конце 1998 года темп увеличения смертности составил 8,5 %. Незначительный рост темпа смертности зафиксирован в конце 2001 года (на 4 % в год) и в середине 2005 года (на 1 % в год).

В 1990-е годы рост смертности сопровождался снижением рождаемости. На протяжении 17 лет (с 1990 по 2007 годы) периоды репродуктивного упадка чередовались с периодами подъема рождаемости. С 1990 по 1999 годы рождаемость ежегодно, за исключением 1994 и 1998 годов, сокращалась на 40–200 тысяч человек. Падение рождаемости стало одной из причин естественной убыли населения России. Повышение рождаемости произошло с начала 1999 года главным образом за счет тех регионов РФ, где высока доля населения с мусульманским и буддистским вероисповедованием. Темп изменения рождаемости в РФ с 1990 по 2007 годы представлен на графике (рис. 4).

Рис. 3.Темп изменения смертности населения России с 1990 по 2007 гг.

Рис. 4.Темп изменения рождаемости населения России с 1990 по 2007 гг.

 

Рост темпа снижения числа родившихся (на 21,6 % в год) наблюдалось с начала 1992 до середины 1993 года. Следующее ускорение темпа снижения рождаемости (на 14 %) произошло в период с середины 1998 до второй половины 1999 годов. С середины 2004 по 2006 год включительно наблюдалось резкое увеличение темпа роста рождаемости (на 13 %). В этот период в демографической ситуации в России наметились положительные сдвиги – постепенное увеличение ежегодных рождений снижение показателей смертности, в том числе и детской, в результате чего произошло некоторое сокращение естественной убыли населения.

Сохранение позитивных трендов снижения смертности и повышения рождаемости в последние годы позволяет констатировать начавшуюся положительную динамику демографических процессов в стране, являющуюся следствием проводимой демографической политики. Глобальные тенденции демографических показателей можно признать позитивными. Вместе с тем говорить о переломе негативной демографической тенденции и о существенном улучшении демографической ситуации в России пока преждевременно. Анализ числовых значений демографических показателей выявил, что на небольших промежутках времени происходит резкое колебание темпов изменения смертности и рождаемости, что может являться следствием недостаточно эффективно проводимых государственных мер по решению демографических проблем. Инерция сложившейся отрицательной демографической динамики еще не исчерпала себя и, по оценкам ведущих демографов, является достаточно выраженной.

Информация о работе Демографическая политика