Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить демографическую политику государства. Для реализации цели решались следующие задачи: уточнить понятие "демографическая политика"; рассмотреть основные понятия, принципы, уровни демографической политики, раскрыть особенности демографического развития России, проанализировать демографическую ситуацию в России в 2012 году, определить пути решения современных демографических проблем,
раскрыть реализацию демографической политики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ, УРОВНИ 5
ГЛАВА 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ 15
2.1. Особенности демографического развития России 15
2.2. Демографическая ситуация в России в 2012 году 21
ГЛАВА 3.ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 27
3.1. Определение путей решения современных демографических проблем 27
3.2. Реализация демографической политики 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
Демографическая ситуация в России сложная, но все-таки не столь катастрофическая, как может показаться на первый взгляд. Катастрофической она является только в силу ряда особенностей России, в первую очередь, таких, как огромная территория, низкая плотность населения, нарушение принципов расселенческого устройства страны.
В условиях современной
реформы региональная демографическая
политика приобретает новые возможности,
качества и формы. Так в условиях
обретения независимости
Разработка демографической политики в каждом регионе должна соответствовать стратегическим целям регионального развития. При ее проведении следует учитывать множество элементов, которые выпадают из общегосударственной демографической политики, а иногда попросту ею игнорируются. [12]
Исследование социально-
Региональную демографическую политику можно понимать как системную деятельность местных органов власти в сфере развития населения, направленную на согласование с одной стороны интересов страны и региона, с другой стороны - стратегических целей развития населения и текущих вопросов социально-экономического развития региона. Применительно к новым условиям реорганизации народного хозяйства, формирования основ рыночного экономического механизма необходимо переосмыслить систему принципов, содержание целей и задач разработки и реализации демографической политики любого территориального уровня. Процесс создания новых подходов к этому вопросу потребует пересмотра методики и методологии изучения проблем демографической политики, выбора ее новых приоритетов. На наш взгляд, причиной низкой рождаемости является отсутствие серьезной государственной программы. [9]
Государственная программа не просто по преодолению кризиса рождаемости, а по народонаселению России, сегодня просто необходима, потому что без такой серьезной государственной программы сделать что-то будет достаточно трудно, даже если будут приняты отдельные поправки в существующие законодательные акты.
Другая причина, которая стоит на пути рождаемости, связана с тем, что наша страна занимает, в кавычках, "почетное" первое место в мире по количеству абортов. Аборты - это просто уничтожение нашего населения, будущего население, уничтожение еще не родившихся детей. Количество абортов, которых по официальной статистике Министерства здравоохранения делается на сегодняшний день, достигает одного миллиона восемьсот тысяч. По нашему мнению, эта цифра значительно выше и достигает 4 миллионов. Эти аборты на разных стадиях приводят к тому, что многие будущие матери становятся бесплодными и получают определенные физические осложнения после проведения абортов.
И, самое главное, что в обществе существует терпимость к абортам, а это уже духовная проблема. Причем, не просто терпимость, - мы можем в средствах массовой информации встретить даже рекламу абортов, открытую рекламу, в которой женщине предлагают сделать аборт и призывают к этому.
В Государственную Думу внесен ряд законопроектов, ограничивающих аборты на поздних стадиях, и вводящих понятие "нерожденные дети", дети до рождения, и устанавливающих определенные права детей до рождения. Поскольку сегодня смертность значительно превышает рождаемость, и на этом фоне огромное количество абортов просто преступно и в духовном смысле абсолютно безнравственно. [12]
На наш взгляд, сегодня необходимо говорить о реальной защите прав ребенка до рождения. Какие права может иметь ребенок до рождения? Это право на жизнь, это право на медицинскую помощь и право на дородовой и послеродовой уход за матерью и ребенком.
Стоит отметить, что наше законодательство, в котором сегодня этого понятия нет, тем не менее, устанавливает отдельную ограниченную правоспособность для еще не родившихся детей, в частности, право наследования наступает с момента зачатия ребенка, который родился во время жизни наследователя. Иными словами, эта проблема постепенно находит решение в законотворческой и правовой деятельности российских ученых и депутатов. Это очень серьезный шаг в данной сфере.
Безусловно, говорить только
об ограничении абортов и увеличен
Какая сегодня информация доступна подрастающим поколениям? Насколько сегодня приветствуется определенная политика в средствах массовой информации, направленная на то, чтобы пропагандировать совершенно чуждый нам образ жизни и чуждое отношение к жизни, пропагандировать совершенно иное отношение к семье, чем то, к которому многие из нас, особенно те, кто находится в зрелом возрасте, привыкли. Изменения репродуктивного поведения российских семей – следствие трансформации функции семьи, в том числе и ее репродуктивной функции, в процессе длительного исторического, экономического и социокультурного развития России. [15]
По нашему мнению, здесь необходим комплексный подход, связанный с тем, что и в воспитании детей, и в образовании - в школьном образовании, в вузовском образовании, необходимо вводить воспитательные, духовные дисциплины, которые бы действительно говорили о женщине, о ее духовной роли в обществе, о ее задачах как будущей матери, которые бы воспитывали иное отношение к семье, чем то, которое часто пропагандируется сегодня. А результатом такой пропаганды, не побоюсь этого слова, стало то, что сегодня первичные браки распадаются в 50 процентах случаев. А вторичные браки - в 70. При таком высоком проценте распада браков о какой серьезной надежде на будущее мы можем говорить? А ведь люди общаются друг с другом, смотря каждый день телевизор, читая газеты, общаясь через Интернет, получают иную информацию, в большой количестве предоставляемую СМИ и предоставляемую в учебных заведениях. На наш взгляд, очень важно, чтобы духовные ценности пришли, наконец, к людям, поскольку сегодня существует ряд барьеров, которые не позволяют этого сделать. Открытым остается вопрос материального обеспечения молодых семей. Сегодня молодая семья, молодые люди, желающие вступить в брак, иметь детей не могут реализовать свое желание в силу того, что у них просто отсутствует реальное место жительства для того, чтобы дети, которых они родят, могли быть нормально воспитаны и имели бы нормальные социальные условия. Во взглядах ученых и политиков на развитие экономических мер семейной политики просматриваются две позиции, если не противоположные, то достаточно противоречащие.
Одна - обеспечить гарантированный минимум социальной поддержки всем нетрудоспособным. Сторонники другого подхода предлагают отказаться от принципа всеобщности и равноправия в получении семьями с детьми поддержки от государства и концентрировать весьма ограниченные ресурсы на поддержке «наиболее уязвимых социальных слоев» (к таким относят многодетных, одиноких матерей, семьи с детьми инвалидами и т.п.). Такой подход получил название «адресной социальной помощи». При введении централизованных мер помощи семьям с детьми в 1990 году, а затем и в 1991 году, ряд основных пособий назначался не всем, а лишь малообеспеченным. В 1991 году российским правительством эти ограничения были сняты. Однако принцип определения нуждающихся в социальной защите путем подсчета доходов и «уравнивания» - перераспределения доходов от семей с большими доходами семьям с меньшими доходами находит много сторонников в правительственных структурах. По мнению авторов такой концепции это позволяет занижать объем средств на поддержку семей и сдерживать рост обесценивающейся денежной массы.
Пособия на детей, существующие в нашей стране, как пособия при рождении ребенка, так и пособия, которые выплачиваются матерям, не просто низкие, а они оскорбительны по своей сути. Ибо пособие в 70 рублей на одного ребенка - нечто оскорбительное для матери, ибо на эти деньги нельзя ничего реально купить и нельзя говорить о том, что ребенок имеет, сколько-либо значимое пособие. Эта проблема на сегодняшний день в органах государственной власти уже поднималась неоднократно, и в Государственную Думу вносился проект постановления об обращении к Президенту Российской Федерации о принятии неотложных мер по преодолению кризиса рождаемости.
Среди этих мер в обращении были и меры по увеличению пособий, и о предоставлении жилья, прежде всего, матерям, потому что мать сегодня является в основном тем человеком, который воспитывает ребенка. Даже когда происходит развод, чаще всего дети остаются у матери, и она несет на себе всю социальную нагрузку по обеспечению детей.
Государственная Дума не поддержала это постановление. Теперь, если говорить об условиях дальнейшего развития ребенка, то на сегодняшний день помимо пособий и обеспечения жильем, конечно же, первоочередной является тема здоровья ребенка и медицинского обеспечения. Здесь также существуют очень большие проблемы уже структурного, а не только финансового характера, связанные с тем, что уровень медицинского обеспечения и детского медицинского обслуживания в различных регионах, к сожалению, достаточно низкий. В нашей стране также достаточно проблемно нормальное, здоровое содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях. Детские сады и иные дошкольные учреждения находятся в очень сложном материальном положении, а многие из них уже и в будущем будут переведены под муниципальное управление и финансирование, поэтому такая проблема тоже возникает. В современной российской действительности нам представляется единственной возможной разработка такой программы, которая позволит в полной мере использовать ресурсы территории и возможности географического разделения труда, обеспечивающих развитие хозяйства и решение социальных проблем, что реально осуществимо сегодня лишь на национально- территориальном уровне. Вопросы формирования региональной демографической политики должны рассматриваться в тесной связи с проблемами комплексного социально-экономического районирования разных территориальных уровней (экономическое микрорайонирование, выделение внутриобластных районов и т.д.) Проведение эффективной демографической политики без учета региональных демографических особенностей практически неосуществимо. По видимому, инструментом способствующим комплексному решению задач регионального развития могут быть региональные программы воспроизводства населения. Эти программы должны являться составной частью комплексного плана социально-экономического развития территории и финансироваться за счет местных источников. При недостатке материальных возможностей, по нашему мнению, для проведения демографической политики ее отдельные направления можно реализовывать в рамках программ по социальной поддержке наиболее уязвимых категорий населения, а так же исходить из приоритетности мероприятий по стабилизации демографической ситуации для тех районов и городских поселений, где она наиболее неудовлетворительна. [8]
Реализация демографической политики предполагает:
объединение усилий государственных и общественных организаций, направленных на выработку единых подходов к формированию демографического поведения и установок с целью сохранения и укрепления демографического потенциала Российской Федерации;
координацию действий законодательных и исполнительных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на оздоровление демографической ситуации;
разработку федеральных и региональных планов действий и программ по достижению конкретных результатов в рамках основных задач, включающих сроки реализации и исполнения; концентрацию финансовых и материальных ресурсов на реализацию приоритетных положений с учетом использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, привлечения дополнительных внебюджетных поступлений, включая средства международных организаций; обеспечение учета демографической ситуации в федеральных и региональных программах социально-экономического развития;
продвижение в решения международных организаций, занимающихся вопросами демографии и миграции, положений, отвечающих приоритетам российской политики в этих областях.
На уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации главными задачами в области улучшения демографической ситуации являются:
разработка и реализация
региональных программ улучшения демографической
ситуации; разработка и реализация
территориальных целевых
Демографическая политика
- это система административных,
экономических и
Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.
Объектами демографической
политики могут быть население страны
в целом или отдельных
Структура демографической политики включает два взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения.