Демографическая ситуация и политика развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является статистическое исследование демографической ситуации в развитых странах. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность понятия демографической ситуации;
• изучить методы изучения демографической ситуации в развитых странах;
• провести анализ динамики численности и структуры населения;
Объектом исследования выступает население развитых стран. Предметом исследования является количественная характеристика сложившейся демографической ситуации.

Содержание работы

Введение
5
Глава 1.Теоретические основы изучения демографической ситуации в современном мире
6
1.1 Понятие и сущность демографической ситуации в мире
6
1.2 Система статистических показателей, характеризующих демографическую ситуацию в мире
7
1.3 Статистические методы, используемые для изучения демографической ситуации
13
Глава 2. Демографическая ситуация в экономически развитых странах
16
Глава 3. Демографическая политика развитых стран
26
3.1 Опыт реализации демографической политики
26
3.2 Общие итоги демографической политики
34
Заключение
41
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Карташева новая.docx

— 454.78 Кб (Скачать файл)

В отличие от Франции, Испания в  настоящее время занимает второе место среди стран ЕС с самой  низкой рождаемостью, уступая только Италии, и не имеет четкой демографической  политики. Однако поколением ранее (в 1971 году) Испания занимала второе место  среди европейских стран с  самой высокой рождаемостью. Резкое снижение рождаемости связано с  отказом от семейной политики, проводившейся  режимом Франко (запрет контрацепции, поощрение больших семей), и переходом  к демократическому режиму с пассивной демографической политикой.

В Польше и ГДР после падения  «железного занавеса» в 1989 году произошло снижение рождаемости. В ГДР неоднократно принимались различные пакеты семейной политики, направленные на повышение рождаемости.

В свою очередь, снижение рождаемости  и последующие перемены могут быть связаны не столько с изменением политики, сколько с социально-экономической ситуацией. Например, в Испании низкие показатели рождаемости объяснялись среди прочего высоким уровнем безработицы среди лиц до 30 лет, высокими расходами на жилье и склонностью молодежи жить вместе с родителями дольше, чем в других европейских странах. Таким образом, косвенная политика, стимулирующая экономический рост, способна сократить безработицу и увеличить наличные доходы. В определенной мере росту рождаемости может способствовать также принятие программы по строительству более доступного жилья для молодых семей.

В большинстве стран демографическая  политика, влияющая на рождаемость, как правило, направлена на другие цели. Например, в Швеции задача семейной политики и политики полной занятости заключается, прежде всего, в том, чтобы позволить парам совмещать воспитание детей с работой. Поэтому было бы ошибкой считать основной целью политики, к примеру, предоставления отпуска по уходу за ребенком именно увеличение рождаемости. В рамках этой политики такая задача, безусловно, имеет второстепенное значение.

Кроме того, любая политика, направленная на повышение показателей рождаемости, должна быть доступной. Согласно исследованию канадской демографической политики, повышение рождаемости до уровня воспроизводства (с 1,69 ребенка на женщину в 1988 году) потребовало бы семикратного увеличения семейных пособий - с 289 до 1982 канадских долларов в год, а этот уровень не так уж сильно отличается от семейных пособий в некоторых европейских странах. В этом случае одним из возможных выходов может стать обращение к французскому опыту «политики третьего ребенка». Французское правительство уделяет ей такое внимание, так как считает, что повлиять на общее число детей (решение иметь больше детей) проще, чем на решение вообще иметь детей (решение завести первого ребенка). Поскольку в настоящее время в Европе большинство пар стремится завести хотя бы одного ребенка и зачастую откладывает рождение второго и последующих детей из-за экономической неопределенности, использование французского опыта может оказаться весьма действенным при разработке общеевропейской политики увеличения рождаемости. При этом следует понимать причинную связь между политическими решениями и изменениями в поведении, связанном с рождаемостью, однако данные, необходимые для этого, зачастую оказываются неполными, особенно когда дело доходит до выбора политики.

Ни одна политика сама по себе не срабатывает. Ни одно политическое вмешательство  само по себе не в состоянии полностью  преодолеть низкую рождаемость во всех ситуациях. Безусловно, при помощи отдельных  политических инструментов правительствам иногда удавалось замедлить снижение рождаемости. Например, за последние десятилетия Франция добилась определенных успехов, сосредоточив внимание на «политике третьего ребенка». Но едва ли оправданно связывать эти успехи с одним-единственным политическим механизмом. Скорее, речь следует вести о создании социальной, экономической и политической обстановки, способствующей рождению большего числа детей. И такая обстановка может быть создана только при сочетании целого ряда различных политических мер, направленных на достижение этой цели.

Швеция преодолела снижение рождаемости, прибегнув к использованию нескольких политических инструментов. Политика предоставления отпуска по уходу за ребенком в конце 1990-x годов позволила многим женщинам одновременно растить детей и сохранять за собой свое рабочее место. Но ни социальное обеспечение детей, ни длительные отпуска по уходу за ребенком сами по себе не привели к повышению рождаемости в конце 1990-x годов. По-видимому, именно сочетание этих политик с политикой, направленной на обеспечение равенства полов в оплате труда, сыграло важную роль при создании семей и повышении качества жизни.

Наконец, не существует универсального рецепта политики повышения рождаемости: то, что сработало в одной стране, вполне может не сработать в другой. Исследования показывают, что в одних  странах корреляция между размером социальных трансфертов семьям и  уровнем рождаемости существует, а в других такой корреляции нет, хотя следует подчеркнуть, что само по себе это не подразумевает наличия причинной связи. Поэтому семейная политика - это необходимая, но недостаточная составляющая демографической политики, направленной на повышение рождаемости.

Несмотря на то, что в рассмотренных  странах проводилось множество  разного рода демографических мероприятий, нет никаких свидетельств того, что  они были сколько-нибудь скоординированными или направленными исключительно на повышение рождаемости. Однако если ЕС хочет предотвратить, а не смягчить последствия старения населения и сокращения человеческого капитала уже в следующем поколении, он вынужден будет обратиться к демографической политике.

Политические, экономические и  социальные контексты. Как правило, одинаковые политические меры приводят к различным демографическим  результатам вследствие сложных и изменчивых политических, экономических и социальных контекстов, в которых они осуществляются. Лучшими примерами здесь служат Германия, Польша и Испания. Снижение рождаемости в бывшей ГДР после воссоединения Германии нельзя отнести на счет определенной политики; скорее оно связано с изменением социальной среды. Женщины, столкнувшиеся со сложной личной экономической ситуацией, не станут сразу же заводить детей. Точно так же переход к свободной рыночной экономике в Польше вызвал изменение экономической обстановки, лишил семьи стимулов заводить детей и привил западные ценности широким слоям общества. В Испании резкий спад рождаемости был связан с демократическим правлением, наступившем вслед за падением режима Франко.

Франция предусмотрительно озаботилась  тем, что снижение рождаемости ставит под угрозу ее экономику. Поэтому французская демографическая политика в большей степени вмешивается в жизнь семей, чем политика других европейских страны.

В Швеции значительное влияние на рождаемость оказал экономический контекст. Уровень женского дохода напрямую связан с деторождением. Политика, поощряющая женский труд, может способствовать экономическому росту, но она в конечном итоге приведет к снижению рождаемости, если не будет сопровождаться соответствующей семейной политикой, позволяющей женщинам сочетать рождение и воспитание детей с работой.

Результаты демографической политики проявляются не сразу. Внедрение политики происходит медленно. В этом процессе можно выделить пять основных этапов:

достижение политического согласия;

преобразование согласия в политику;

проведение политики;

изменение поведения на микроуровне  вследствие этой политики;

достижение (прямой или косвенной) цели политики.

Таким образом, прямая или косвенная  государственная политика, направленная на преодоление спада рождаемости, требует многолетних усилий и, как правило, оказывается малопривлекательной для политиков. Несмотря на то, что отдельные политические меры (например, запрет, ограничение или свобода абортов) в краткосрочной перспективе могут приводить к впечатляющим последствиям, обычно они имеют лишь кратковременный эффект. Избирательные циклы и циклы демографической политики не совпадают, и потому у политиков нет непосредственных стимулов для проведения такой политики. Обычно они склонны отдавать предпочтение политике, которая не требует значительных временных затрат.

Одним из способов смягчения неблагоприятных  последствий низкой рождаемости  и старения населения является увеличение человеческого капитала за счет создания условий, при которых женщинам и пожилым людям выгодно работать, а не заниматься ведением домашних дел или выходить на пенсию. Однако политика полной занятости, стимулирующая труд женщин, может оказывать негативное влияние на рождаемость, если женщины предпочитают семье карьеру. В то же время таких последствий можно избежать: пример Швеции свидетельствует о том, что сочетание политики полной занятости с продуманной семейной политикой может оказывать благотворное воздействие на рождаемость. В 1980-1990-х годах, благодаря политике шведского правительства, неблагоприятные последствия от участия женщин в трудовой деятельности были сведены к минимуму, рождаемость в стране увеличилась и повысилась занятость женщин. Но шведский пример также свидетельствует о том, что такое равновесие неустойчиво, поскольку оно всецело зависит от благоприятной экономической обстановки.

Таким образом, миграция и политика, направленная на повышение рождаемости, едва ли способны остановить старение населения, хотя они могут его замедлить.

 

Заключение

Сегодня почти все экономически развитые страны переживают длительный спад в рождаемости и, следовательно, старение населения. Показатели рождаемости в большинстве из них находятся ниже уровня воспроизводства населения (2,1 ребенка на семейную пару), что приводит к сокращению естественного прироста населения, а в некоторых случаях - к естественной убыли. В то же самое время в структуре населения продолжает расти доля экономически и социально неактивных пожилых людей, а численность трудоспособного населения по отношению ко всему населению сокращается. К тому же, иммиграция, которая потенциально могла бы восполнить сокращение численности трудоспособного населения, в большинстве развитых стран остается низкой.

Такие демографические тенденции  могут привести к разрушительным последствиям для экономики: сокращение доли трудоспособного населения  приводит к сокращению человеческого  капитала и, следовательно, может привести к снижению производительности; пенсионная система и система социального  страхования могут стать слишком  обременительными; забота о растущем пожилом населении может целиком  лечь на плечи домохозяйств; рост пожилого населения требует значительного  увеличения расходов на здравоохранение.

Старение населения, которое  обусловлено низкой рождаемостью и  увеличением средней продолжительности жизни, скорее всего, заставит правительства экономически развитых стран перестроить системы социального страхования. Различия в социальной, экономической и политической структуре этих стран отражаются на различиях в демографической структуре. Обеспокоенность этими тенденциями вызвала горячие споры о том, какая политика может способствовать их преодолению или, по крайней мере, смягчению негативных последствий.

 

Список  использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Антонов А.И. Анализ демографической ситуации: тенденции и последствия. М., 2006.67с.
  3. Баженова Е.С. Население Китая. – М., 2009.
  4. Борисов, В. А. Демография. Учебник для вузов / В. А. Борисов. - М.: Статистика, 2002. – 471 с.
  5. Кваша, А. Я. Демографическое и экономическое развитие России / А. Я. Кваша // Вестник МГУ. "Экономика". - 2005. - № 5. – С. 7 - 9
  6. Клупт М. Демография регионов Земли. – СПб., 2008.
  7. Медков В.М. Демографические прогнозы ООН для мира и России // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология  – 2008  – № 1.
  8. Осколкова О.Б. Государственная семейная политика в странах Европейского Союза. – М., 1995.
  9. Основы демографии и статистики населения: Учеб. Пособие / Ю.В. Сажин, В.И. Пигачев. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та,2002 96с.
  10. Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения: Сборники докладов. Т I–II. – М., 2008.
  11. Понкин И.В. Демография. Зарубежный опыт правового регулирования. – М., 2010.
  12. Рубинский Ю.И. Демографические перспективы Европы // Современная Европа. – 2009. № 4.
  13. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт Аналитический вестник № 25 Совета Федерации РФ. – М., 2005.
  14. Социальная политика. Учебник. Под общ.ред. Н.А. Волгина. М: Издательство  «Экзамен», 2008.
  15. Франция. В поисках новых путей / Под ред. Б.И. Рубинского. – М., 2009.
  16. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учебное пособие / Под ред. В.П. Колесова. – М., 2008.
  17. Материалы Интернет-сайта http://www.demoscope.ru
  18. Материалы Интернет-сайта  http://www.demographia.ru/
  19. Материалы Интернет-сайта  http://ru.wikipedia.org/

 


Информация о работе Демографическая ситуация и политика развитых стран