Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:40, курсовая работа
В настоящее время в России сложилась крайне опасная в демографическом отношении ситуация.
Известно, что основой оздоровления демографической ситуации в регионах России, как и в целом по стране, является естественное движение населения, и в первую очередь такой важный фактор как рождаемость. Ситуация в России с этим показателем, как и с показателем смертности, более чем тревожная. По данным Федеральной службы государственной статистики (Госстата) в первом полугодии 2004 г. на каждую тысячу населения в целом по России родилось 10,5, а умерло 16,4.
ВВЕДЕНИЕ
1 ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ
1.1 Депопуляция и национальная безопасность
1.2 Политика российского государства в регулировании демографических процессов
2 МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ
3 ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вместе с тем в настоящее время в российском здравоохранении не созданы социально приемлемые и экономически рациональные способы привлечения дополнительных финансовых средств, в том числе и личных средств населения.
Одной из основных форм прямой материальной поддержки семей с детьми является выплата пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием ребенка. Принципиальное положение, характеризующее развитие системы социальных выплат на детей в первой половине 90-х гг., заключается в том, что социальными гарантиями обеспечивались все семьи, имеющие несовершеннолетних детей, независимо от дохода семей.
В конце 90-х гг. подход к
осуществлению социальной поддержки
семей с детьми изменился. В его
основу был положен сформулированный
в Концепции демографического развития
РФ принцип «помощи очень
Основным импульсом к началу процесса переориентации действующей системы социальных гарантий на организацию адресного предоставления социальной помощи явился острый дефицит бюджетных средств, следствием которого стало сокращение масштабов социальной поддержки населения.
В целом анализ работы службы
социальной защиты в субъектах РФ
свидетельствует о том, что на
региональном и местном уровнях
наблюдаются попытки
Характеризуя дальнейшее
развитие политики государства в
данной сфере, необходимо учитывать
общую направленность осуществляемых
реформ в области социальной поддержки
населения, в основу которых положен
принцип адресного
В этой связи особое значение имеет механизм взаимодействия бюджетной системы РФ в реализации мер демографической политики.
В настоящее время особую
значимость приобретает разграничение
функций в проведении мер демографической
политики между Федерацией, регионами
и местными органами власти. Применительно
к социально-демографической
Для устранения недостатков необходимо создание системы межбюджетных отношений, предусматривающей следующие меры:
-- четкое разграничение
полномочий в проведении
-- приведение в максимально
возможное соответствие
-- придание целевого характера
части трансфертов Фонда
При этом демографическая политика рассматривается как инструмент (механизм) целенаправленного воздействия (управления) на вполне определенные социальные процессы.
В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе:
-- поддержание системы
жилищных стандартов, обеспечение
режима благоприятствования
-- содействие развитию
рыночных форм обеспечения
-- учет количества детей
в семье, нуждающейся в
Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться путем:
-- предоставления субсидий
молодым малообеспеченным
-- компенсации части затрат
на приобретение или
-- выделения строительных
материалов для
-- предоставления многодетным
малообеспеченным семьям жилых
помещений из государственного
и муниципального жилищных
-- воссоздания или организации
в отдельных субъектах
В целях создания системы
государственной поддержки
Целью подпрограммы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы дни улучшения демографической ситуации в стране. В основные задачи подпрограммы входят:
-- разработка и внедрение
в практику субъектов
-- содействие инициативам
молодежных организаций,
-- привлечение финансовых
и инвестиционных ресурсов для
обеспечения молодых семей
-- оказание за счет средств
федерального бюджета
-- на федеральном уровне
-- подпрограмма определяет
- на региональном уровне
-- в рамках региональных
- на уровне муниципального
образования -- муниципальные программы
предусматривают разработку
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы состоят в создании условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников; развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе.
Не менее важной демографической проблемой в России является старение населения. Низкая рождаемость и рост ожидаемой продолжительности жизни приведут к увеличению доли пожилых людей в структуре населения (2010 г. -- 22%, 2014 г. -- 23%, 2016 г. -- 24,8%). Поэтому при разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения пожилых людей, следует иметь в виду, что средний возраст населения России устойчиво увеличивается, причем население регионов страны, городов и сельской местности стареет неравномерно[8, с. 12].
Старение населения, как
и наступление старости у отдельного
человека, сопровождается ростом зависимости
пожилых людей от экономически и
социально активного населения.
В связи с этим актуальным остается
развитие сети учреждений по оказанию
социальных услуг. В стационарных учреждениях
социального обслуживания пожилых
людей требуется создание более
комфортных условий проживания, организация
качественной медико-социальной помощи
и реабилитации, предоставление услуг
социокультурной
С целью создания условий для повышения качества жизни по жилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, а также содействия активному участию пожилых людей в жизни общества была разработана федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 2002--2004 г [8, 14].
Таким образом, перелом депопуляционных
тенденций и направление
2 МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР
СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ
Использование миграции как элемента, способного уравновесить количественную убыль российского населения, ограничено действием политических и социокультурных факторов. При самых оптимистических предпосылках, по данным Госкомстата, для поддержания стабильной численности населения России необходимо принимать не менее полумиллиона иммигрантов в год в среднем в течение 2001-2050 гг. [9, с. 7].
На государственном уровне
задача органов управления заключается
в таком моделировании
Апробация программ по стабилизации
демографической ситуации на региональном
уровне представляет собой базовый
элемент внедрения политики демографического
роста. Наиболее оптимальным представляется
сочетание активной социальной и
семейной политики, направленной на стимулирование
репродуктивной активности населения,
и продуманной миграционной политики,
строящейся на принципах селективного
привлечения «качественных» мигрантов.
Основной акцент следует делать на
управление ypoвня рождаемости и
объема и направления миграционных
потоков. Выбор этих приоритетов
не случаен, так как понижение ypoвня
смертности и поступательное повышение
продолжительности жизни